Целью статьи является анализ экономического измерения режима апартеида в Южной Африке через проведение исследования роли социально-экономических процессов в его становлении и развитии. Автор описывает положение на рынке труда и в экономике страны в начале XX в. и раскрывает первые шаги белого правительства по сегрегации африканцев в экономике до установления апартеида. Особое внимание при этом уделяется проблеме глубоких социально-экономических противоречий внутри белого сообщества (между африканерами и потомками английских колонистов), которые серьезно мотивировали имевших низкий уровень образования и квалификации буров на борьбу за получение политического господства в государстве для соблюдения собственных экономических интересов. Автор также освещает роль местного населения в экономическом развитии страны и трудовых миграционных процессах в условиях индустриальной трансформации южноафриканской экономики. На примере ситуации в сфере образования демонстрируется начало процессов вынужденной эмансипации африканцев, носившей ограниченный характер. В заключении делается вывод, что именно экономическое (а не идейное или политическое) измерение апартеида являлось ключевым в его развитии и во многом определяло сущность режима, призванного сохранить сложившуюся систему поддержания экономического потенциала африканеров в противостоянии с небелым населением (посредством ограничения их прав и использования в качестве дешевой рабочей силы) и конкурирующими англоговорящими жителями страны (через создание условий перераспределения капиталов в пользу африканеров). При этом приоритет экономических мотивов апартеида предопределил его известную гибкость, проявлявшуюся в допустимости отхода от следования строгим идейным конструктам в угоду экономической целесообразности, что выразилось в определенной эмансипации в сфере образования африканцев и невозможности добиться полной сегрегации расовых групп. Чем интенсивнее развивалась экономика, тем более значимой становилась роль чернокожего населения в поддержании ее роста, и тем слабее представлялась идейная догматика режима апартеида.