Research output: Chapter in Book/Report/Conference proceeding › Conference abstracts › Research › peer-review
Культурологическое знание: вопросы преемственности и перспективы развития. / Дианова, Валентина Михайловна.
Культурное наследие - от прошлого к будущему: программа и тезисы докладов. ed. / Д.Л. Спивак; В.В. Аристархов; С.Ю. Житенев. М : Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия им. Д. С. Лихачева, 2021. p. 108.Research output: Chapter in Book/Report/Conference proceeding › Conference abstracts › Research › peer-review
}
TY - CHAP
T1 - Культурологическое знание: вопросы преемственности и перспективы развития
AU - Дианова, Валентина Михайловна
PY - 2021/11/8
Y1 - 2021/11/8
N2 - Культурологическое знание характеризуется интегративностью. Оно конституировалось благодаря наличию сформировавшегося ранее арсенала социогуманитарных и философских наук, посредством заимствования из него некоторых методологических подходов и стратегий анализа. Одновременно были определены собственные предметные области исследования и выработаны критерии культурологического дискурса. В период своего формирования культурологическое знание оказалось преемником, прежде всего, западной гуманитарной мысли, в ее контексте конституировалось оно в качестве самостоятельной научной области, а также учебной дисциплины и образовательной программы. Вместе с тем, стремительно меняющийся мир, характеризующийся активными процессами межкультурного взаимодействия, развитыми информационным технологиями, транскультурацией, новым космополитизмом и вновь актуализировавшимся партикуляризмом, вносит новые ракурсы видения многих проблем. Сегодня иначе складываются взаимоотношения стран Запада и Востока, Юга и Севера. Претензии Запада на универсальные ценности подверглись критике, возникла идея нового универсализма, обоснование которой позволяет избежать европоцентризма и включить в сферу внимания незападные страны. Канул в прошлое ориентализм, как досадное непонимание восточных культур, ведущее к их искаженным трактовкам. Все еще не утратили актуальности постколониальные исследования, позволяющие более глубоко осознать своеобразие развития культуры ранее подчиненных народов. В поле зрения современной культурологии возникли процессы транскультурации, межкультурного сотрудничества и взаимопонимания, усиливающиеся тенденции к обретению суверенитета, возрождению национальных и этнических культур. Многие острые ситуации в современном мире вызваны не экономическими и политическими проблемами, но проблемами, лежащими в сфере культуры. Они касаются вопросов сохранения культурного своеобразия, отношения к субальтерам, ассимиляции мигрантов, межконфессиональным отношениям. Эти и многие другие вопросы призвана решать культурология как наука, и в этой связи одна из главнейших задач: пересмотр ее прежней тематической структуры, включение новых предметных областей исследования, расширение категориального аппарата.
AB - Культурологическое знание характеризуется интегративностью. Оно конституировалось благодаря наличию сформировавшегося ранее арсенала социогуманитарных и философских наук, посредством заимствования из него некоторых методологических подходов и стратегий анализа. Одновременно были определены собственные предметные области исследования и выработаны критерии культурологического дискурса. В период своего формирования культурологическое знание оказалось преемником, прежде всего, западной гуманитарной мысли, в ее контексте конституировалось оно в качестве самостоятельной научной области, а также учебной дисциплины и образовательной программы. Вместе с тем, стремительно меняющийся мир, характеризующийся активными процессами межкультурного взаимодействия, развитыми информационным технологиями, транскультурацией, новым космополитизмом и вновь актуализировавшимся партикуляризмом, вносит новые ракурсы видения многих проблем. Сегодня иначе складываются взаимоотношения стран Запада и Востока, Юга и Севера. Претензии Запада на универсальные ценности подверглись критике, возникла идея нового универсализма, обоснование которой позволяет избежать европоцентризма и включить в сферу внимания незападные страны. Канул в прошлое ориентализм, как досадное непонимание восточных культур, ведущее к их искаженным трактовкам. Все еще не утратили актуальности постколониальные исследования, позволяющие более глубоко осознать своеобразие развития культуры ранее подчиненных народов. В поле зрения современной культурологии возникли процессы транскультурации, межкультурного сотрудничества и взаимопонимания, усиливающиеся тенденции к обретению суверенитета, возрождению национальных и этнических культур. Многие острые ситуации в современном мире вызваны не экономическими и политическими проблемами, но проблемами, лежащими в сфере культуры. Они касаются вопросов сохранения культурного своеобразия, отношения к субальтерам, ассимиляции мигрантов, межконфессиональным отношениям. Эти и многие другие вопросы призвана решать культурология как наука, и в этой связи одна из главнейших задач: пересмотр ее прежней тематической структуры, включение новых предметных областей исследования, расширение категориального аппарата.
UR - https://cultcongress5.ru/
UR - http://47248369
UR - https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47248369&pff=1
U2 - 10.34685/HI.2020.25.32.004
DO - 10.34685/HI.2020.25.32.004
M3 - тезисы в сборнике материалов конференции
SN - 9785864433102
SP - 108
BT - Культурное наследие - от прошлого к будущему
A2 - Спивак, Д.Л.
A2 - Аристархов, В.В.
A2 - Житенев, С.Ю.
PB - Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия им. Д. С. Лихачева
CY - М
T2 - Международная конференция
Y2 - 8 November 2021 through 10 November 2021
ER -
ID: 87965233