По свидетельству международных и российских аналитических центров Россия на протяжении почти двух десятилетий занимает второе место по объемам оружейного экспорта на мировом рынке вооружений и военной техники (ВВТ). Роль крупнейшего экспортера оружия обусловлена рядом факторов, в числе которых и геополитическое положение страны, и обладание огромной территорией и ресурсами, и весь ход истории развития российского государства. Особенно мощный импульс для производства ВВТ в нашей стране был получен в ходе 40-летней гонки вооружений в ХХ веке, в период противостояния с США, обладающих существенно более сильной экономикой. Как результат, в области производства практически всех видов оружия в пе
риод холодной войны нами был создан большой потенциал.
Одним из крупнейших секторов мирового рынка ВВТ является рынок военно-морской техники (ВМТ). Его доля составляет порядка 10 % от общей стоимости продаж оружия всех видов. Для России, имеющей огромную протяженность морских границ, производство ВМТ является стратегически критичной задачей. В области военного кораблестроения Россия имеет огромный опыт и обладает преимуществами длительного производства. Во многом благодаря этому Россия занимает ведущие позиции среди участников мирового рынка ВМТ. Перспективы России как экспортера ВМТ зависят от состояния и проблем российского судостроения. В части военного кораблестроения важны объемы и динамика государственного оборонного заказа, который рос последние годы в связи с выполнением государственной программы вооружения. Существенное влияние на развитие отечественного судостроения оказала интеграция большей части российских верфей и разработчиков в «Объединенную судостроительную корпорацию», созданную в 2007 г.
Исторически так сложилось, что на протяжении почти 300 лет Санкт-Петербург являлся основным центром всего судостроительного производства в стране, и все технологические сдвиги в этой сфере деятельности находили отражение в развитии его предприятий. При этом, поскольку практически во все времена упор делался на военной составляющей, то Санкт-Петербург был и поныне остается центром военного кораблестроения России. В городе функ-
ционируют не только производственные судостроительные структуры, но почти все российские разработчики ВМТ.
В докладе анализируются следующие ключевые моменты:
—— состояние и динамика рынка ВМТ;
—— продукция и основные партнеры России на рынке ВМТ;
—— Санкт-Петербург как центр военного кораблестроения России;
—— международный военно-морской салон СПб как один из инструментов продвижения ВМТ на мировые рынки.