Standard

Познавательные способности русских крестьян доиндустриальной эпохи. / Миронов, Борис Николаевич.

In: ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. ИСТОРИЯ, Vol. 63, No. 4, 2018, p. 1047–1081.

Research output: Contribution to journalArticlepeer-review

Harvard

Миронов, БН 2018, 'Познавательные способности русских крестьян доиндустриальной эпохи', ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. ИСТОРИЯ, vol. 63, no. 4, pp. 1047–1081. <https://doi.org/10.21638/11701/spbu02.2018.405 >

APA

Vancouver

Миронов БН. Познавательные способности русских крестьян доиндустриальной эпохи. ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. ИСТОРИЯ. 2018;63(4):1047–1081.

Author

Миронов, Борис Николаевич. / Познавательные способности русских крестьян доиндустриальной эпохи. In: ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. ИСТОРИЯ. 2018 ; Vol. 63, No. 4. pp. 1047–1081.

BibTeX

@article{fe0f345bd8e74e8480f6c67422d2d1c4,
title = "Познавательные способности русских крестьян доиндустриальной эпохи",
abstract = "Подавляющее большинство русских крестьян в позднеимперской России не прошли систематического школьного обучения. Даже в 1917 г. два из трех крестьян мужского и женского пола в возрасте 10 лет и старше были неграмотными. По этой причине они еще не вполне овладели познавательными способностями образованного человека и обладали специфическим, так называемым симпрактическим мышлением. Оно представляет собой практический анализ и синтез, обобщение без отрыва от конкретного и в пределах непосредственно доступной им информации. Абстрактное мышление слабо развито, индивид может оперировать информацией, почерпнутой почти исключительно из своего жизненного опыта и в рамках этого опыта. Однако равнодушие к формальным операциям и логическим абстрактным рассуждениям не есть неспособность к мышлению: те же самые крестьяне, которым отвлеченная мысль давалась с трудом, в тех случаях, когда какой-нибудь предмет представлял для них жизненный интерес, показывали себя рассудительными, умелыми, искусными и изощренными. Психологи полагают, что говорить об иерархии типов мышления некорректно, они оперируют разным языком, по-разному контактируют с миром и только во взаимодействии представляют собой единую систему психической деятельности. Познавательным способностям соответствуют метакогнитивные умения человека: текущий самоконтроль и саморегуляция, способность размышлять о мыслительных процессах своих и других людей, заниматься самоанализом и самокритикой, анализировать свои поступки в прошлом, связывать их с реальностью настоящего и мысленно переноситься в собственное будущее, рассуждать на высоком моральном уровне. Ввиду этого Я-концепция крестьян и образованных людей существенно различались. В своем большинстве земледельцы по сути своей являлись коллективистами, старались воздерживаться от того, чтобы идти вразрез с групповыми интересами, ставить личные цели и желания выше общественных, проявлять в своих действиях и поступках самостоятельность и независимость и строить свое поведение исходя из собственных убеждений.",
keywords = "КРЕСТЬЯНСТВО ДОИНДУСТРИАЛЬНОЙ ЭПОХИ, ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ, КОГНИТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ, СИМПРАКТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ, Я-КОНЦЕПЦИЯ КРЕСТЬЯН",
author = "Миронов, {Борис Николаевич}",
note = "70. Познавательные способности русских крестьян доиндустриальной эпохи // Вестник Санкт-Петербургского университета. История. 2018. Т. 63. Вып. 4. С. 1047–1081.",
year = "2018",
language = "русский",
volume = "63",
pages = "1047–1081",
journal = "ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. ИСТОРИЯ",
issn = "1812-9323",
publisher = "Издательство Санкт-Петербургского университета",
number = "4",

}

RIS

TY - JOUR

T1 - Познавательные способности русских крестьян доиндустриальной эпохи

AU - Миронов, Борис Николаевич

N1 - 70. Познавательные способности русских крестьян доиндустриальной эпохи // Вестник Санкт-Петербургского университета. История. 2018. Т. 63. Вып. 4. С. 1047–1081.

PY - 2018

Y1 - 2018

N2 - Подавляющее большинство русских крестьян в позднеимперской России не прошли систематического школьного обучения. Даже в 1917 г. два из трех крестьян мужского и женского пола в возрасте 10 лет и старше были неграмотными. По этой причине они еще не вполне овладели познавательными способностями образованного человека и обладали специфическим, так называемым симпрактическим мышлением. Оно представляет собой практический анализ и синтез, обобщение без отрыва от конкретного и в пределах непосредственно доступной им информации. Абстрактное мышление слабо развито, индивид может оперировать информацией, почерпнутой почти исключительно из своего жизненного опыта и в рамках этого опыта. Однако равнодушие к формальным операциям и логическим абстрактным рассуждениям не есть неспособность к мышлению: те же самые крестьяне, которым отвлеченная мысль давалась с трудом, в тех случаях, когда какой-нибудь предмет представлял для них жизненный интерес, показывали себя рассудительными, умелыми, искусными и изощренными. Психологи полагают, что говорить об иерархии типов мышления некорректно, они оперируют разным языком, по-разному контактируют с миром и только во взаимодействии представляют собой единую систему психической деятельности. Познавательным способностям соответствуют метакогнитивные умения человека: текущий самоконтроль и саморегуляция, способность размышлять о мыслительных процессах своих и других людей, заниматься самоанализом и самокритикой, анализировать свои поступки в прошлом, связывать их с реальностью настоящего и мысленно переноситься в собственное будущее, рассуждать на высоком моральном уровне. Ввиду этого Я-концепция крестьян и образованных людей существенно различались. В своем большинстве земледельцы по сути своей являлись коллективистами, старались воздерживаться от того, чтобы идти вразрез с групповыми интересами, ставить личные цели и желания выше общественных, проявлять в своих действиях и поступках самостоятельность и независимость и строить свое поведение исходя из собственных убеждений.

AB - Подавляющее большинство русских крестьян в позднеимперской России не прошли систематического школьного обучения. Даже в 1917 г. два из трех крестьян мужского и женского пола в возрасте 10 лет и старше были неграмотными. По этой причине они еще не вполне овладели познавательными способностями образованного человека и обладали специфическим, так называемым симпрактическим мышлением. Оно представляет собой практический анализ и синтез, обобщение без отрыва от конкретного и в пределах непосредственно доступной им информации. Абстрактное мышление слабо развито, индивид может оперировать информацией, почерпнутой почти исключительно из своего жизненного опыта и в рамках этого опыта. Однако равнодушие к формальным операциям и логическим абстрактным рассуждениям не есть неспособность к мышлению: те же самые крестьяне, которым отвлеченная мысль давалась с трудом, в тех случаях, когда какой-нибудь предмет представлял для них жизненный интерес, показывали себя рассудительными, умелыми, искусными и изощренными. Психологи полагают, что говорить об иерархии типов мышления некорректно, они оперируют разным языком, по-разному контактируют с миром и только во взаимодействии представляют собой единую систему психической деятельности. Познавательным способностям соответствуют метакогнитивные умения человека: текущий самоконтроль и саморегуляция, способность размышлять о мыслительных процессах своих и других людей, заниматься самоанализом и самокритикой, анализировать свои поступки в прошлом, связывать их с реальностью настоящего и мысленно переноситься в собственное будущее, рассуждать на высоком моральном уровне. Ввиду этого Я-концепция крестьян и образованных людей существенно различались. В своем большинстве земледельцы по сути своей являлись коллективистами, старались воздерживаться от того, чтобы идти вразрез с групповыми интересами, ставить личные цели и желания выше общественных, проявлять в своих действиях и поступках самостоятельность и независимость и строить свое поведение исходя из собственных убеждений.

KW - КРЕСТЬЯНСТВО ДОИНДУСТРИАЛЬНОЙ ЭПОХИ

KW - ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ

KW - КОГНИТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ

KW - СИМПРАКТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ

KW - Я-КОНЦЕПЦИЯ КРЕСТЬЯН

UR - https://elibrary.ru/item.asp?id=36673767

M3 - статья

VL - 63

SP - 1047

EP - 1081

JO - ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. ИСТОРИЯ

JF - ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. ИСТОРИЯ

SN - 1812-9323

IS - 4

ER -

ID: 39253452