Research output: Contribution to journal › Article › peer-review
Познавательные способности русских крестьян доиндустриальной эпохи. / Миронов, Борис Николаевич.
In: ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. ИСТОРИЯ, Vol. 63, No. 4, 2018, p. 1047–1081.Research output: Contribution to journal › Article › peer-review
}
TY - JOUR
T1 - Познавательные способности русских крестьян доиндустриальной эпохи
AU - Миронов, Борис Николаевич
N1 - 70. Познавательные способности русских крестьян доиндустриальной эпохи // Вестник Санкт-Петербургского университета. История. 2018. Т. 63. Вып. 4. С. 1047–1081.
PY - 2018
Y1 - 2018
N2 - Подавляющее большинство русских крестьян в позднеимперской России не прошли систематического школьного обучения. Даже в 1917 г. два из трех крестьян мужского и женского пола в возрасте 10 лет и старше были неграмотными. По этой причине они еще не вполне овладели познавательными способностями образованного человека и обладали специфическим, так называемым симпрактическим мышлением. Оно представляет собой практический анализ и синтез, обобщение без отрыва от конкретного и в пределах непосредственно доступной им информации. Абстрактное мышление слабо развито, индивид может оперировать информацией, почерпнутой почти исключительно из своего жизненного опыта и в рамках этого опыта. Однако равнодушие к формальным операциям и логическим абстрактным рассуждениям не есть неспособность к мышлению: те же самые крестьяне, которым отвлеченная мысль давалась с трудом, в тех случаях, когда какой-нибудь предмет представлял для них жизненный интерес, показывали себя рассудительными, умелыми, искусными и изощренными. Психологи полагают, что говорить об иерархии типов мышления некорректно, они оперируют разным языком, по-разному контактируют с миром и только во взаимодействии представляют собой единую систему психической деятельности. Познавательным способностям соответствуют метакогнитивные умения человека: текущий самоконтроль и саморегуляция, способность размышлять о мыслительных процессах своих и других людей, заниматься самоанализом и самокритикой, анализировать свои поступки в прошлом, связывать их с реальностью настоящего и мысленно переноситься в собственное будущее, рассуждать на высоком моральном уровне. Ввиду этого Я-концепция крестьян и образованных людей существенно различались. В своем большинстве земледельцы по сути своей являлись коллективистами, старались воздерживаться от того, чтобы идти вразрез с групповыми интересами, ставить личные цели и желания выше общественных, проявлять в своих действиях и поступках самостоятельность и независимость и строить свое поведение исходя из собственных убеждений.
AB - Подавляющее большинство русских крестьян в позднеимперской России не прошли систематического школьного обучения. Даже в 1917 г. два из трех крестьян мужского и женского пола в возрасте 10 лет и старше были неграмотными. По этой причине они еще не вполне овладели познавательными способностями образованного человека и обладали специфическим, так называемым симпрактическим мышлением. Оно представляет собой практический анализ и синтез, обобщение без отрыва от конкретного и в пределах непосредственно доступной им информации. Абстрактное мышление слабо развито, индивид может оперировать информацией, почерпнутой почти исключительно из своего жизненного опыта и в рамках этого опыта. Однако равнодушие к формальным операциям и логическим абстрактным рассуждениям не есть неспособность к мышлению: те же самые крестьяне, которым отвлеченная мысль давалась с трудом, в тех случаях, когда какой-нибудь предмет представлял для них жизненный интерес, показывали себя рассудительными, умелыми, искусными и изощренными. Психологи полагают, что говорить об иерархии типов мышления некорректно, они оперируют разным языком, по-разному контактируют с миром и только во взаимодействии представляют собой единую систему психической деятельности. Познавательным способностям соответствуют метакогнитивные умения человека: текущий самоконтроль и саморегуляция, способность размышлять о мыслительных процессах своих и других людей, заниматься самоанализом и самокритикой, анализировать свои поступки в прошлом, связывать их с реальностью настоящего и мысленно переноситься в собственное будущее, рассуждать на высоком моральном уровне. Ввиду этого Я-концепция крестьян и образованных людей существенно различались. В своем большинстве земледельцы по сути своей являлись коллективистами, старались воздерживаться от того, чтобы идти вразрез с групповыми интересами, ставить личные цели и желания выше общественных, проявлять в своих действиях и поступках самостоятельность и независимость и строить свое поведение исходя из собственных убеждений.
KW - КРЕСТЬЯНСТВО ДОИНДУСТРИАЛЬНОЙ ЭПОХИ
KW - ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ
KW - КОГНИТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ
KW - СИМПРАКТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ
KW - Я-КОНЦЕПЦИЯ КРЕСТЬЯН
UR - https://elibrary.ru/item.asp?id=36673767
M3 - статья
VL - 63
SP - 1047
EP - 1081
JO - ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. ИСТОРИЯ
JF - ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. ИСТОРИЯ
SN - 1812-9323
IS - 4
ER -
ID: 39253452