Standard

В ПОИСКАХ СОКРАТА: ПО ПУТИ КСЕНОФОНТА. / Алымова, Елена Валентиновна.

In: ВЕСТНИК РУССКОЙ ХРИСТИАНСКОЙ ГУМАНИТАРНОЙ АКАДЕМИИ, Vol. 21, No. 4-1, 2020, p. 13-21.

Research output: Contribution to journalArticlepeer-review

Harvard

Алымова, ЕВ 2020, 'В ПОИСКАХ СОКРАТА: ПО ПУТИ КСЕНОФОНТА', ВЕСТНИК РУССКОЙ ХРИСТИАНСКОЙ ГУМАНИТАРНОЙ АКАДЕМИИ, vol. 21, no. 4-1, pp. 13-21.

APA

Алымова, Е. В. (2020). В ПОИСКАХ СОКРАТА: ПО ПУТИ КСЕНОФОНТА. ВЕСТНИК РУССКОЙ ХРИСТИАНСКОЙ ГУМАНИТАРНОЙ АКАДЕМИИ, 21(4-1), 13-21.

Vancouver

Алымова ЕВ. В ПОИСКАХ СОКРАТА: ПО ПУТИ КСЕНОФОНТА. ВЕСТНИК РУССКОЙ ХРИСТИАНСКОЙ ГУМАНИТАРНОЙ АКАДЕМИИ. 2020;21(4-1):13-21.

Author

Алымова, Елена Валентиновна. / В ПОИСКАХ СОКРАТА: ПО ПУТИ КСЕНОФОНТА. In: ВЕСТНИК РУССКОЙ ХРИСТИАНСКОЙ ГУМАНИТАРНОЙ АКАДЕМИИ. 2020 ; Vol. 21, No. 4-1. pp. 13-21.

BibTeX

@article{ed8e2d08427b4132b296418597273e91,
title = "В ПОИСКАХ СОКРАТА: ПО ПУТИ КСЕНОФОНТА",
abstract = "Сократ - философ par excellence. Так его трактует традиция. Спорить с ней мы не будем, но рассмотрим эту загадочную фигуру в контексте, который редко удостаивается внимания в историко-философской перспективе - в контексте сократических сочинений Ксенофонта. И дело не в поиске «исторического» Сократа - такое предприятие изначально обречено на неудачу. Сократ, который благодаря усилиям историков философии, особенно в XIX в., сделался одной из ключевых фигур европейской мысли, в качестве таковой требовал и однозначного толкования. В итоге - произошла подмена: «историческим» Сократом оказался платоновский Сократ, который по сути ни что иное, как одна из масок самого Платона. В этой связи нам кажется весьма интригующим рассмотреть «литературных» Сократов, вывести на сцену разных, по меньшей мере, трех «классических» Сократов, дать им возможность вступить в диалог друг с другом. Нам бы хотелось в перспективе так сформулированной темы доклада представить ксенофонтового Сократа, игнорируя при этом привычную его оценку как недалекого, точнее - далекого от философии резонера, чьи мысли - не более чем демонстрация здравого смысла и, как таковые, искушенному читателю, знакомому с платоновским Сократом, кажутся банальными и скучными. Ксенофонт-сократик всегда пребывал в тени самого главного из учеников Сократа - Платона. Однако именно его Диоген Лаэртский выделяет наряду с Платоном и Антисфеном из когорты учеников и последователей Сократа, называя «главнейшим» сократиком [DL 2.47.2]. Сократические сочинения Ксенофонта, написанные им в последнее десятилетие жизни, бесспорно, были своеобразным ответом как Платону, так и другим сократикам, ответом, очевидно, полемическим. Какую цель преследовал Ксенофонт, когда брался представлять своего Сократа? На этот вопрос мы и попытаемся ответить, рассматривая основные «сократические» тексты («Воспоминания о Сократе», «Пир») и темы, в них представленные. Ответ на этот вопрос требует непредвзятого подхода к текстам Ксенофонта, в которых читателю явлен другой Сократ.",
keywords = "Сократ, КСЕНОФОНТ, Платон, диалог, Сократики, Socrates, Xenophon, Plato, dialogue, Socratics",
author = "Алымова, {Елена Валентиновна}",
year = "2020",
language = "русский",
volume = "21",
pages = "13--21",
journal = "ВЕСТНИК РУССКОЙ ХРИСТИАНСКОЙ ГУМАНИТАРНОЙ АКАДЕМИИ",
issn = "1819-2777",
publisher = "Издательство Русской христианской гуманитарной академии",
number = "4-1",

}

RIS

TY - JOUR

T1 - В ПОИСКАХ СОКРАТА: ПО ПУТИ КСЕНОФОНТА

AU - Алымова, Елена Валентиновна

PY - 2020

Y1 - 2020

N2 - Сократ - философ par excellence. Так его трактует традиция. Спорить с ней мы не будем, но рассмотрим эту загадочную фигуру в контексте, который редко удостаивается внимания в историко-философской перспективе - в контексте сократических сочинений Ксенофонта. И дело не в поиске «исторического» Сократа - такое предприятие изначально обречено на неудачу. Сократ, который благодаря усилиям историков философии, особенно в XIX в., сделался одной из ключевых фигур европейской мысли, в качестве таковой требовал и однозначного толкования. В итоге - произошла подмена: «историческим» Сократом оказался платоновский Сократ, который по сути ни что иное, как одна из масок самого Платона. В этой связи нам кажется весьма интригующим рассмотреть «литературных» Сократов, вывести на сцену разных, по меньшей мере, трех «классических» Сократов, дать им возможность вступить в диалог друг с другом. Нам бы хотелось в перспективе так сформулированной темы доклада представить ксенофонтового Сократа, игнорируя при этом привычную его оценку как недалекого, точнее - далекого от философии резонера, чьи мысли - не более чем демонстрация здравого смысла и, как таковые, искушенному читателю, знакомому с платоновским Сократом, кажутся банальными и скучными. Ксенофонт-сократик всегда пребывал в тени самого главного из учеников Сократа - Платона. Однако именно его Диоген Лаэртский выделяет наряду с Платоном и Антисфеном из когорты учеников и последователей Сократа, называя «главнейшим» сократиком [DL 2.47.2]. Сократические сочинения Ксенофонта, написанные им в последнее десятилетие жизни, бесспорно, были своеобразным ответом как Платону, так и другим сократикам, ответом, очевидно, полемическим. Какую цель преследовал Ксенофонт, когда брался представлять своего Сократа? На этот вопрос мы и попытаемся ответить, рассматривая основные «сократические» тексты («Воспоминания о Сократе», «Пир») и темы, в них представленные. Ответ на этот вопрос требует непредвзятого подхода к текстам Ксенофонта, в которых читателю явлен другой Сократ.

AB - Сократ - философ par excellence. Так его трактует традиция. Спорить с ней мы не будем, но рассмотрим эту загадочную фигуру в контексте, который редко удостаивается внимания в историко-философской перспективе - в контексте сократических сочинений Ксенофонта. И дело не в поиске «исторического» Сократа - такое предприятие изначально обречено на неудачу. Сократ, который благодаря усилиям историков философии, особенно в XIX в., сделался одной из ключевых фигур европейской мысли, в качестве таковой требовал и однозначного толкования. В итоге - произошла подмена: «историческим» Сократом оказался платоновский Сократ, который по сути ни что иное, как одна из масок самого Платона. В этой связи нам кажется весьма интригующим рассмотреть «литературных» Сократов, вывести на сцену разных, по меньшей мере, трех «классических» Сократов, дать им возможность вступить в диалог друг с другом. Нам бы хотелось в перспективе так сформулированной темы доклада представить ксенофонтового Сократа, игнорируя при этом привычную его оценку как недалекого, точнее - далекого от философии резонера, чьи мысли - не более чем демонстрация здравого смысла и, как таковые, искушенному читателю, знакомому с платоновским Сократом, кажутся банальными и скучными. Ксенофонт-сократик всегда пребывал в тени самого главного из учеников Сократа - Платона. Однако именно его Диоген Лаэртский выделяет наряду с Платоном и Антисфеном из когорты учеников и последователей Сократа, называя «главнейшим» сократиком [DL 2.47.2]. Сократические сочинения Ксенофонта, написанные им в последнее десятилетие жизни, бесспорно, были своеобразным ответом как Платону, так и другим сократикам, ответом, очевидно, полемическим. Какую цель преследовал Ксенофонт, когда брался представлять своего Сократа? На этот вопрос мы и попытаемся ответить, рассматривая основные «сократические» тексты («Воспоминания о Сократе», «Пир») и темы, в них представленные. Ответ на этот вопрос требует непредвзятого подхода к текстам Ксенофонта, в которых читателю явлен другой Сократ.

KW - Сократ

KW - КСЕНОФОНТ

KW - Платон

KW - диалог

KW - Сократики

KW - Socrates

KW - Xenophon

KW - Plato

KW - dialogue

KW - Socratics

UR - https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44397851

M3 - статья

VL - 21

SP - 13

EP - 21

JO - ВЕСТНИК РУССКОЙ ХРИСТИАНСКОЙ ГУМАНИТАРНОЙ АКАДЕМИИ

JF - ВЕСТНИК РУССКОЙ ХРИСТИАНСКОЙ ГУМАНИТАРНОЙ АКАДЕМИИ

SN - 1819-2777

IS - 4-1

ER -

ID: 74703053