В статье рассмотрены общая постановка двух базовых задач погодной маршрутизации, предложены меры оценки эффективности алгоритмов их решения, не зависящие от особенностей их реализации. Построение оптимального маршрута предполагается осуществлять в несколько этапов: генерация начального множества допустимых маршрутов, их оптимизация, выбор лучшего маршрута в соответствии с выбранным критерием. Для первого этапа исследована возможность использования варианта алгоритма А* с учетом заданного времени плавания и изменения скорости хода судна. Дискретизацию пространства поиска для третьего измерения (времени) предлагается осуществлять за счет решения оптимизационной задачи о выборе заданной скорости хода на участке маршрута. В качестве иллюстрации возможностей трехмерной версии алгоритма приведены примеры расчетов нескольких маршрутов с оценкой его эффективности в сравнении с версией алгоритма, использующей постоянную скорость хода в качестве параметра, для обоих типов задач. Показано, что возможность получения качественных экономичных маршрутов для трехмерной версии алгоритма достигается только при определенном выборе параметров, и характеризуется существенно большими вычислительными затратами. Для задачи о построении маршрутов с заданной длительностью трехмерная версия алгоритма обеспечивает лучшее качество маршрутов, но при этом также за счет роста вычислительных затрат.
Original languageRussian
JournalСовременные информационные технологии и ит-образование
Volume17
Issue number2
StatePublished - 30 Jun 2021

ID: 91420972