Documents

Россия как независимое государство в его современных границах появилось на стыке двух основных цивилизаций: Запада и Востока, что в значительной степени отразилось на ее национальной культуре и особенностях государственного управления. В социологии Макса Вебера «современное государство есть организованный по типу учреждения союз господства,
который внутри определенной сферы добился успеха в монополизации легитимного физического насилия как средства господства и с этой целью объединил вещественные средства предприятия в руках своих руководителей, а всех сословных функционеров с их полномочиями, которые раньше распоряжались этим по собственному произволу, экспроприировал и сам занял вместо них самые высшие позиции».
На Западе долгое время считали, что Россия не может самостоятельно управлять своей страной, что в ней отсутствуют субъекты власти. В своих размышлениях они ссылались на легенду об основании Российского государства скандинавами, которые смогли упорядочить властные отношения в нашей стране, двигаясь от Новгорода к Киеву. Подтверждением
несамостоятельности русских в вопросах государственного управления служил и тот факт, что, начиная с Петра III, у власти в Р оссии стояли немецкие правители. Западники зачастую поддерживали эту точку зрения и искали возможности для переноса европейских законности
и правопорядка в российскую политическую систему.
Но разве могло самое большое в мире государство возникнуть и сформироваться в условиях анархии и безвластия? Что было организующим моментом и источником власти, сделавшими возможным столь долговременное существования данного политического союза? Славянофилы однозначно отвечали на этот вопрос и видели общину
с ее традиционным укладом единственно возможным способом существования и развития российского государства. Кто из них прав? Западники или славянофилы? Спор продолжается.
Цель данной статьи — выявить, какие типы господства (в терминологии Макса Вебера) представлены в политической культуре России. Для достижения данной цели автор предлагает рассмотреть основные положения концепции власти М. Вебера, концепт политической
культуры, в т. ч. и применительно к российской действительности.
Original languageRussian
Pages (from-to)504-510
Number of pages7
JournalВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ 12: ПСИХОЛОГИЯ. СОЦИОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА
Issue number4
StatePublished - 2008

ID: 35789226