Standard

Аксиология социальных практик (ценностный анализ медиа). / Сидоров, В.А.

Интеллектуальная культура Беларуси: методологический капитал философии и контуры трансдисциплинарного синтеза знания: Материалы Третьей международной научной конференции. В 3 т. . ed. / А.А. Лазаревич; и др. Vol. II Минск : ЧЕТЫРЕ ЧЕТВЕРТИ, 2018. p. 276-279.

Research output: Chapter in Book/Report/Conference proceedingConference contributionResearch

Harvard

Сидоров, ВА 2018, Аксиология социальных практик (ценностный анализ медиа). in АА Лазаревич & и др. (eds), Интеллектуальная культура Беларуси: методологический капитал философии и контуры трансдисциплинарного синтеза знания: Материалы Третьей международной научной конференции. В 3 т. . vol. II, ЧЕТЫРЕ ЧЕТВЕРТИ, Минск, pp. 276-279, Третья международная научная конференция «Интеллектуальная культура Беларуси: методологический капитал философии и контуры трансдициплинарного синтеза знания», Минск, Belarus, 15/11/18. <http://philosophy.by/wp-content/store/sbornik_ikb_2018_2.pdf>

APA

Сидоров, В. А. (2018). Аксиология социальных практик (ценностный анализ медиа). In А. А. Лазаревич, & и др. (Eds.), Интеллектуальная культура Беларуси: методологический капитал философии и контуры трансдисциплинарного синтеза знания: Материалы Третьей международной научной конференции. В 3 т. (Vol. II, pp. 276-279). ЧЕТЫРЕ ЧЕТВЕРТИ. http://philosophy.by/wp-content/store/sbornik_ikb_2018_2.pdf

Vancouver

Сидоров ВА. Аксиология социальных практик (ценностный анализ медиа). In Лазаревич АА, и др., editors, Интеллектуальная культура Беларуси: методологический капитал философии и контуры трансдисциплинарного синтеза знания: Материалы Третьей международной научной конференции. В 3 т. . Vol. II. Минск: ЧЕТЫРЕ ЧЕТВЕРТИ. 2018. p. 276-279

Author

Сидоров, В.А. / Аксиология социальных практик (ценностный анализ медиа). Интеллектуальная культура Беларуси: методологический капитал философии и контуры трансдисциплинарного синтеза знания: Материалы Третьей международной научной конференции. В 3 т. . editor / А.А. Лазаревич ; и др. Vol. II Минск : ЧЕТЫРЕ ЧЕТВЕРТИ, 2018. pp. 276-279

BibTeX

@inproceedings{bb772deea7d648138de30cbdad40ca78,
title = "Аксиология социальных практик (ценностный анализ медиа)",
abstract = "Сегодня взаимодействие гуманитарного знания с интересами и нуждами социума проходит под знаком возвышающейся требовательности к прагматике этого знания. Однако, углубляясь в цифровизацию мира, люди жаждут оценить его на ценностной шкале культуры. Обращение к духовным ценностям, хотя бы на словах, отмечается на всех уровнях современного общества, потому что «констатация положения о том, что общество потеряло или теряет ценности, что сегодня явно превалирует способ жизни по принципу каждый за себя, определяет особую актуальность изучения ценностного состояния человека и общества» [1, с. 15].Действительность дискретна и дробится на многочисленные фракции – социальные практики, включающие в себя как сферу деятельности человека, так и находящиеся в динамике его статус и роль в обществе, идеалы, ценности, нормы взаимодействия с обществом, профессионализм и нравственность.Журналистика – тоже социальная практика. Ценностный знаменатель для нее, как и для других практик социума, год от года нового столетия, становится все более актуальным, хотя понимается не сразу. Джон Кин сформулировал: «мы живем в революционную эпоху коммуникационного изобилия» [2, с. 8, 55, 63]. Коммуникационное изобилие меняет медиа в целом. В эпоху мегатиражей, «какой бы оригинал ни появился, он способен многократно умножаться, порождая неведомую свободу выбора и разрушая идеологический монополизм, иногда и усугубляя его» [3, с. 15]; возникает фигура «самоконтролируемого гражданина, который является основой представительной демократии, а не продуктом обобществления» [4, с. 279]; вместе с тем, наблюдается «глубинная двусмысленность» коммуникационного изобилия – «общества, насыщенные медиа, склонны к спорам и разногласиям» [2, с. 16]; «иллюзия свободы и разнообразия может быть одним из способов производства идеологической гегемонии» [5, с. 30]. Коммуникационное изобилие повернулось к нам не самой приятной стороной – внезапно человек ощутил себя тонущим в медийном море, пропали прежде надежные силы и опоры.Миновали времена, когда для просвещенного человека день начинался с прессы. «Чтение утренней газеты, писал Г. В. Ф. Гегель – это утренняя молитва реалиста. В ней мы ориентируем себя по отношению ко всему миру в целом». Трудно что-либо добавить к столь высокой оценке труда газетчиков. Теперь же, по результаты опроса 500 российских журналистов, фиксируется слабая ориентация прессы на гражданское и социальное участие [6, с. 3] – тревожный сигнал утраты в журналистском корпусе основополагающих для профессии ценностных начал, побуждающих журналиста быть гражданином, встающим на сторону добра и справедливости.«Мы живем в мире, где возросло количество информации и связанной с ней деятельности, которая составляет существенную часть организации быта и труда» [7, с. 80]. Цивилизационные изменения носят качественный характер и повлияли на журналистику. Медиа до неузнаваемости трансформируют среду обитания. Происходит диверсификация СМИ: отныне часть прессы перестала быть носителем журналистских произведений; возникла неопределенность социальной и ценностной идентичности изданий. В связи с чем утверждается актуальность изучения идеалов и ценностей, которые завтра, возможно, определят облик мира. Потому что мыслящая часть общества, несущая на себе нравственную ответственность за состояние его духовной жизни, все более убеждается в своевременности становления ценностных констант в социальных практиках и противодействия социальным деструкциям в духовной сфере. С учетом «коммуникационного изобилия» растут требования к осмыслению журналистики как социальной практики. Петко Ганчев напомнил о глубоких деформациях эпохи, когда «главными принципами являются не свобода, долг и гуманизм, а нажива, прибыль, удовольствие», так что пришло время «восстановить фундаментальные ценности, которые вывели человечество из первобытности на путь культурного, цивилизационного развития» [8, с. 5, 7, 21, 27]. И этот императив непосредственно касается журналистики – в ней всегда отражаются социально-политические проблемы и концепции развития обществ.Журналистика впитала в себя новейшие способы передачи информации и трансляции культурных ценностей, стала заметным феноменом культуры, отвечающим на социально-исторический запрос эпохи. «Этот феномен в высшей степени сложен и мозаичен, потому что в его производстве принимают участие наука, культура, эстетика, этика. Область его отображения – вся наша действительность. И сегодня уже судьбы мира – культурные, экономические, политические, социальные – неотделимы от СМИ, поскольку они обеспечивают приобщение личности к экономическим, культурным, политическим, социальным ценностям» [9]. Естественно, не могло не измениться отношение к массмедиа со стороны общества, которое круглосуточно погружено в активную/агрессивную информационную среду, а поведение человека, его ценностные установки детерминированы СМИ, и воздействие на человека со стороны медиа интенсифицируется. Но при этом есть «искушение истолковать новую динамику коммуникационного изобилия в терминах, унаследованных от наших предков. Этому желанию надо сопротивляться... Нужны смелые новые заходы, свежие взгляды» [2, с. 32]. Новые подходы должны быть органичными по отношению к процессам в медийной среде. Не случайно «современные научные представления о средствах массовой коммуникации дают возможность рассматривать информационное послание как передачу некой ценности» [10, с. 14], а ценностное измерение журналистики становится важным показателем ее соответствия коммуникативным интересам и запросам общества. Такова предпосылка новой научной дисциплины – аксиологии журналистики.Журналистика функционирует в динамичном социальном пространстве, когда техногенный фактор новой среды встал в один ряд с экономическим, политическим и культурным. При этом новая среда оказывает свое воздействие на породившие ее институты. Воспринимая прежние ценностные представления, подвергает их переработке при активном участии журналистики. Будучи частью духовной жизни общества, в которой рождаются новые идеи, смыслы, понимания, образы, научные истины и пр., она генерирует и распространяет определенные ценности, которые могут быть созвучны времени их создания, опережать/отставать от него. Журналистика в качестве социальной практики сама является социальной ценностью. Итак, аксиология журналистики – это научная дисциплина, изучающая журналистику как источник и ретранслятор ценностей общества во всем их предметно-смысловом многообразии, а также собственно журналистику как социальную ценность, исследующая принципы и способы освоения журналистами социокультурных ценностей, эффективность и методы их репрезентации в аудитории СМИ.Мы рассматриваем аксиологию журналистики в качестве одного из определяющих разделов знания о журналистике, основанного на философской теории ценностей. Главным своим содержанием новая дисциплина обращена к вопросам ценностного освоения мира человеком и ценностного взаимодействия людей в публичной сфере, что позволяет рассматривать аксиологическое изучение медиа как соответствующее реалиям нового столетия.Литература:1. Лингвистика и аксиология: этносемиометрия ценностных смыслов / отв. ред. Л. Г. Викулова. М., 2011.2. Кин Дж. Демократия и декаданс медиа / пер. с англ. М., 2015.3. Назарчук А. В. Теория коммуникации в современной философии. М., 2009.4. Прайс М. Телевидение, телекоммуникации и переходный период: право, общество и национальная идентичность / пер. с англ. М., 2000.5. Дейк Тён ван. Дискурс и власть: Репрезентация доминирования в языке и коммуникации / пер. с англ. М., 2013.6. Аникина М. Е. Ресурс общественного диалога в российских массмедиа: взгляд журналистов // Журналистика в 2014 году. СМИ как фактор общественного диалога. Сб. мат-лов междунар. науч.-практ. конференции. М., 2015.7. Уэбстер Ф. Теории информационного общества / пер. с англ. М., 2004.8. Ганчев П. Глобализация, глобальный кризис и необходимость новых принципов, институтов и новых ценностей современного человечества // Ценностные миры современного человечества: Дни философии в Петербурге-2011: сб. ст. СПб., 2012.9. Поликарпова Е. Аксиологические функции масс-медиа в современном обществе. URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Gurn/Polikarp/01.php (accessed 27/08/2018).10. Хочунская Л. В. Медийные «лидеры мнений» как выражение ценностей аудитории // Журналистика в 2011 году: Ценности современного общества и средства массовой информации / сб. материалов Междунар. науч.-практ. конференции. М., 2012.",
keywords = "аксиология журналистики, социальная практика, ценностный анализ, цифровые медиакоммуникации",
author = "В.А. Сидоров",
note = "Сидоров В. А. Аксиология социальных практик (ценностный анализ медиа). Интеллектуальная культура Беларуси: методологический капитал философии и контуры трансдисциплинарного синтеза знания / Материалы Третьей международной научной конференции (15–16 ноября 2018 г., г. Минск). В трех томах. Том ІI. – Минск: Изд-во «Четыре четверти», 2018. С. 276-279.; Третья международная научная конференция «Интеллектуальная культура Беларуси: методологический капитал философии и контуры трансдициплинарного синтеза знания» ; Conference date: 15-11-2018 Through 16-11-2018",
year = "2018",
month = nov,
language = "русский",
isbn = "9789855812495 (т. 2.)",
volume = "II",
pages = "276--279",
editor = "А.А. Лазаревич and {и др.}",
booktitle = "Интеллектуальная культура Беларуси: методологический капитал философии и контуры трансдисциплинарного синтеза знания",
publisher = "ЧЕТЫРЕ ЧЕТВЕРТИ",
address = "Белоруссия",

}

RIS

TY - GEN

T1 - Аксиология социальных практик (ценностный анализ медиа)

AU - Сидоров, В.А.

N1 - Сидоров В. А. Аксиология социальных практик (ценностный анализ медиа). Интеллектуальная культура Беларуси: методологический капитал философии и контуры трансдисциплинарного синтеза знания / Материалы Третьей международной научной конференции (15–16 ноября 2018 г., г. Минск). В трех томах. Том ІI. – Минск: Изд-во «Четыре четверти», 2018. С. 276-279.

PY - 2018/11

Y1 - 2018/11

N2 - Сегодня взаимодействие гуманитарного знания с интересами и нуждами социума проходит под знаком возвышающейся требовательности к прагматике этого знания. Однако, углубляясь в цифровизацию мира, люди жаждут оценить его на ценностной шкале культуры. Обращение к духовным ценностям, хотя бы на словах, отмечается на всех уровнях современного общества, потому что «констатация положения о том, что общество потеряло или теряет ценности, что сегодня явно превалирует способ жизни по принципу каждый за себя, определяет особую актуальность изучения ценностного состояния человека и общества» [1, с. 15].Действительность дискретна и дробится на многочисленные фракции – социальные практики, включающие в себя как сферу деятельности человека, так и находящиеся в динамике его статус и роль в обществе, идеалы, ценности, нормы взаимодействия с обществом, профессионализм и нравственность.Журналистика – тоже социальная практика. Ценностный знаменатель для нее, как и для других практик социума, год от года нового столетия, становится все более актуальным, хотя понимается не сразу. Джон Кин сформулировал: «мы живем в революционную эпоху коммуникационного изобилия» [2, с. 8, 55, 63]. Коммуникационное изобилие меняет медиа в целом. В эпоху мегатиражей, «какой бы оригинал ни появился, он способен многократно умножаться, порождая неведомую свободу выбора и разрушая идеологический монополизм, иногда и усугубляя его» [3, с. 15]; возникает фигура «самоконтролируемого гражданина, который является основой представительной демократии, а не продуктом обобществления» [4, с. 279]; вместе с тем, наблюдается «глубинная двусмысленность» коммуникационного изобилия – «общества, насыщенные медиа, склонны к спорам и разногласиям» [2, с. 16]; «иллюзия свободы и разнообразия может быть одним из способов производства идеологической гегемонии» [5, с. 30]. Коммуникационное изобилие повернулось к нам не самой приятной стороной – внезапно человек ощутил себя тонущим в медийном море, пропали прежде надежные силы и опоры.Миновали времена, когда для просвещенного человека день начинался с прессы. «Чтение утренней газеты, писал Г. В. Ф. Гегель – это утренняя молитва реалиста. В ней мы ориентируем себя по отношению ко всему миру в целом». Трудно что-либо добавить к столь высокой оценке труда газетчиков. Теперь же, по результаты опроса 500 российских журналистов, фиксируется слабая ориентация прессы на гражданское и социальное участие [6, с. 3] – тревожный сигнал утраты в журналистском корпусе основополагающих для профессии ценностных начал, побуждающих журналиста быть гражданином, встающим на сторону добра и справедливости.«Мы живем в мире, где возросло количество информации и связанной с ней деятельности, которая составляет существенную часть организации быта и труда» [7, с. 80]. Цивилизационные изменения носят качественный характер и повлияли на журналистику. Медиа до неузнаваемости трансформируют среду обитания. Происходит диверсификация СМИ: отныне часть прессы перестала быть носителем журналистских произведений; возникла неопределенность социальной и ценностной идентичности изданий. В связи с чем утверждается актуальность изучения идеалов и ценностей, которые завтра, возможно, определят облик мира. Потому что мыслящая часть общества, несущая на себе нравственную ответственность за состояние его духовной жизни, все более убеждается в своевременности становления ценностных констант в социальных практиках и противодействия социальным деструкциям в духовной сфере. С учетом «коммуникационного изобилия» растут требования к осмыслению журналистики как социальной практики. Петко Ганчев напомнил о глубоких деформациях эпохи, когда «главными принципами являются не свобода, долг и гуманизм, а нажива, прибыль, удовольствие», так что пришло время «восстановить фундаментальные ценности, которые вывели человечество из первобытности на путь культурного, цивилизационного развития» [8, с. 5, 7, 21, 27]. И этот императив непосредственно касается журналистики – в ней всегда отражаются социально-политические проблемы и концепции развития обществ.Журналистика впитала в себя новейшие способы передачи информации и трансляции культурных ценностей, стала заметным феноменом культуры, отвечающим на социально-исторический запрос эпохи. «Этот феномен в высшей степени сложен и мозаичен, потому что в его производстве принимают участие наука, культура, эстетика, этика. Область его отображения – вся наша действительность. И сегодня уже судьбы мира – культурные, экономические, политические, социальные – неотделимы от СМИ, поскольку они обеспечивают приобщение личности к экономическим, культурным, политическим, социальным ценностям» [9]. Естественно, не могло не измениться отношение к массмедиа со стороны общества, которое круглосуточно погружено в активную/агрессивную информационную среду, а поведение человека, его ценностные установки детерминированы СМИ, и воздействие на человека со стороны медиа интенсифицируется. Но при этом есть «искушение истолковать новую динамику коммуникационного изобилия в терминах, унаследованных от наших предков. Этому желанию надо сопротивляться... Нужны смелые новые заходы, свежие взгляды» [2, с. 32]. Новые подходы должны быть органичными по отношению к процессам в медийной среде. Не случайно «современные научные представления о средствах массовой коммуникации дают возможность рассматривать информационное послание как передачу некой ценности» [10, с. 14], а ценностное измерение журналистики становится важным показателем ее соответствия коммуникативным интересам и запросам общества. Такова предпосылка новой научной дисциплины – аксиологии журналистики.Журналистика функционирует в динамичном социальном пространстве, когда техногенный фактор новой среды встал в один ряд с экономическим, политическим и культурным. При этом новая среда оказывает свое воздействие на породившие ее институты. Воспринимая прежние ценностные представления, подвергает их переработке при активном участии журналистики. Будучи частью духовной жизни общества, в которой рождаются новые идеи, смыслы, понимания, образы, научные истины и пр., она генерирует и распространяет определенные ценности, которые могут быть созвучны времени их создания, опережать/отставать от него. Журналистика в качестве социальной практики сама является социальной ценностью. Итак, аксиология журналистики – это научная дисциплина, изучающая журналистику как источник и ретранслятор ценностей общества во всем их предметно-смысловом многообразии, а также собственно журналистику как социальную ценность, исследующая принципы и способы освоения журналистами социокультурных ценностей, эффективность и методы их репрезентации в аудитории СМИ.Мы рассматриваем аксиологию журналистики в качестве одного из определяющих разделов знания о журналистике, основанного на философской теории ценностей. Главным своим содержанием новая дисциплина обращена к вопросам ценностного освоения мира человеком и ценностного взаимодействия людей в публичной сфере, что позволяет рассматривать аксиологическое изучение медиа как соответствующее реалиям нового столетия.Литература:1. Лингвистика и аксиология: этносемиометрия ценностных смыслов / отв. ред. Л. Г. Викулова. М., 2011.2. Кин Дж. Демократия и декаданс медиа / пер. с англ. М., 2015.3. Назарчук А. В. Теория коммуникации в современной философии. М., 2009.4. Прайс М. Телевидение, телекоммуникации и переходный период: право, общество и национальная идентичность / пер. с англ. М., 2000.5. Дейк Тён ван. Дискурс и власть: Репрезентация доминирования в языке и коммуникации / пер. с англ. М., 2013.6. Аникина М. Е. Ресурс общественного диалога в российских массмедиа: взгляд журналистов // Журналистика в 2014 году. СМИ как фактор общественного диалога. Сб. мат-лов междунар. науч.-практ. конференции. М., 2015.7. Уэбстер Ф. Теории информационного общества / пер. с англ. М., 2004.8. Ганчев П. Глобализация, глобальный кризис и необходимость новых принципов, институтов и новых ценностей современного человечества // Ценностные миры современного человечества: Дни философии в Петербурге-2011: сб. ст. СПб., 2012.9. Поликарпова Е. Аксиологические функции масс-медиа в современном обществе. URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Gurn/Polikarp/01.php (accessed 27/08/2018).10. Хочунская Л. В. Медийные «лидеры мнений» как выражение ценностей аудитории // Журналистика в 2011 году: Ценности современного общества и средства массовой информации / сб. материалов Междунар. науч.-практ. конференции. М., 2012.

AB - Сегодня взаимодействие гуманитарного знания с интересами и нуждами социума проходит под знаком возвышающейся требовательности к прагматике этого знания. Однако, углубляясь в цифровизацию мира, люди жаждут оценить его на ценностной шкале культуры. Обращение к духовным ценностям, хотя бы на словах, отмечается на всех уровнях современного общества, потому что «констатация положения о том, что общество потеряло или теряет ценности, что сегодня явно превалирует способ жизни по принципу каждый за себя, определяет особую актуальность изучения ценностного состояния человека и общества» [1, с. 15].Действительность дискретна и дробится на многочисленные фракции – социальные практики, включающие в себя как сферу деятельности человека, так и находящиеся в динамике его статус и роль в обществе, идеалы, ценности, нормы взаимодействия с обществом, профессионализм и нравственность.Журналистика – тоже социальная практика. Ценностный знаменатель для нее, как и для других практик социума, год от года нового столетия, становится все более актуальным, хотя понимается не сразу. Джон Кин сформулировал: «мы живем в революционную эпоху коммуникационного изобилия» [2, с. 8, 55, 63]. Коммуникационное изобилие меняет медиа в целом. В эпоху мегатиражей, «какой бы оригинал ни появился, он способен многократно умножаться, порождая неведомую свободу выбора и разрушая идеологический монополизм, иногда и усугубляя его» [3, с. 15]; возникает фигура «самоконтролируемого гражданина, который является основой представительной демократии, а не продуктом обобществления» [4, с. 279]; вместе с тем, наблюдается «глубинная двусмысленность» коммуникационного изобилия – «общества, насыщенные медиа, склонны к спорам и разногласиям» [2, с. 16]; «иллюзия свободы и разнообразия может быть одним из способов производства идеологической гегемонии» [5, с. 30]. Коммуникационное изобилие повернулось к нам не самой приятной стороной – внезапно человек ощутил себя тонущим в медийном море, пропали прежде надежные силы и опоры.Миновали времена, когда для просвещенного человека день начинался с прессы. «Чтение утренней газеты, писал Г. В. Ф. Гегель – это утренняя молитва реалиста. В ней мы ориентируем себя по отношению ко всему миру в целом». Трудно что-либо добавить к столь высокой оценке труда газетчиков. Теперь же, по результаты опроса 500 российских журналистов, фиксируется слабая ориентация прессы на гражданское и социальное участие [6, с. 3] – тревожный сигнал утраты в журналистском корпусе основополагающих для профессии ценностных начал, побуждающих журналиста быть гражданином, встающим на сторону добра и справедливости.«Мы живем в мире, где возросло количество информации и связанной с ней деятельности, которая составляет существенную часть организации быта и труда» [7, с. 80]. Цивилизационные изменения носят качественный характер и повлияли на журналистику. Медиа до неузнаваемости трансформируют среду обитания. Происходит диверсификация СМИ: отныне часть прессы перестала быть носителем журналистских произведений; возникла неопределенность социальной и ценностной идентичности изданий. В связи с чем утверждается актуальность изучения идеалов и ценностей, которые завтра, возможно, определят облик мира. Потому что мыслящая часть общества, несущая на себе нравственную ответственность за состояние его духовной жизни, все более убеждается в своевременности становления ценностных констант в социальных практиках и противодействия социальным деструкциям в духовной сфере. С учетом «коммуникационного изобилия» растут требования к осмыслению журналистики как социальной практики. Петко Ганчев напомнил о глубоких деформациях эпохи, когда «главными принципами являются не свобода, долг и гуманизм, а нажива, прибыль, удовольствие», так что пришло время «восстановить фундаментальные ценности, которые вывели человечество из первобытности на путь культурного, цивилизационного развития» [8, с. 5, 7, 21, 27]. И этот императив непосредственно касается журналистики – в ней всегда отражаются социально-политические проблемы и концепции развития обществ.Журналистика впитала в себя новейшие способы передачи информации и трансляции культурных ценностей, стала заметным феноменом культуры, отвечающим на социально-исторический запрос эпохи. «Этот феномен в высшей степени сложен и мозаичен, потому что в его производстве принимают участие наука, культура, эстетика, этика. Область его отображения – вся наша действительность. И сегодня уже судьбы мира – культурные, экономические, политические, социальные – неотделимы от СМИ, поскольку они обеспечивают приобщение личности к экономическим, культурным, политическим, социальным ценностям» [9]. Естественно, не могло не измениться отношение к массмедиа со стороны общества, которое круглосуточно погружено в активную/агрессивную информационную среду, а поведение человека, его ценностные установки детерминированы СМИ, и воздействие на человека со стороны медиа интенсифицируется. Но при этом есть «искушение истолковать новую динамику коммуникационного изобилия в терминах, унаследованных от наших предков. Этому желанию надо сопротивляться... Нужны смелые новые заходы, свежие взгляды» [2, с. 32]. Новые подходы должны быть органичными по отношению к процессам в медийной среде. Не случайно «современные научные представления о средствах массовой коммуникации дают возможность рассматривать информационное послание как передачу некой ценности» [10, с. 14], а ценностное измерение журналистики становится важным показателем ее соответствия коммуникативным интересам и запросам общества. Такова предпосылка новой научной дисциплины – аксиологии журналистики.Журналистика функционирует в динамичном социальном пространстве, когда техногенный фактор новой среды встал в один ряд с экономическим, политическим и культурным. При этом новая среда оказывает свое воздействие на породившие ее институты. Воспринимая прежние ценностные представления, подвергает их переработке при активном участии журналистики. Будучи частью духовной жизни общества, в которой рождаются новые идеи, смыслы, понимания, образы, научные истины и пр., она генерирует и распространяет определенные ценности, которые могут быть созвучны времени их создания, опережать/отставать от него. Журналистика в качестве социальной практики сама является социальной ценностью. Итак, аксиология журналистики – это научная дисциплина, изучающая журналистику как источник и ретранслятор ценностей общества во всем их предметно-смысловом многообразии, а также собственно журналистику как социальную ценность, исследующая принципы и способы освоения журналистами социокультурных ценностей, эффективность и методы их репрезентации в аудитории СМИ.Мы рассматриваем аксиологию журналистики в качестве одного из определяющих разделов знания о журналистике, основанного на философской теории ценностей. Главным своим содержанием новая дисциплина обращена к вопросам ценностного освоения мира человеком и ценностного взаимодействия людей в публичной сфере, что позволяет рассматривать аксиологическое изучение медиа как соответствующее реалиям нового столетия.Литература:1. Лингвистика и аксиология: этносемиометрия ценностных смыслов / отв. ред. Л. Г. Викулова. М., 2011.2. Кин Дж. Демократия и декаданс медиа / пер. с англ. М., 2015.3. Назарчук А. В. Теория коммуникации в современной философии. М., 2009.4. Прайс М. Телевидение, телекоммуникации и переходный период: право, общество и национальная идентичность / пер. с англ. М., 2000.5. Дейк Тён ван. Дискурс и власть: Репрезентация доминирования в языке и коммуникации / пер. с англ. М., 2013.6. Аникина М. Е. Ресурс общественного диалога в российских массмедиа: взгляд журналистов // Журналистика в 2014 году. СМИ как фактор общественного диалога. Сб. мат-лов междунар. науч.-практ. конференции. М., 2015.7. Уэбстер Ф. Теории информационного общества / пер. с англ. М., 2004.8. Ганчев П. Глобализация, глобальный кризис и необходимость новых принципов, институтов и новых ценностей современного человечества // Ценностные миры современного человечества: Дни философии в Петербурге-2011: сб. ст. СПб., 2012.9. Поликарпова Е. Аксиологические функции масс-медиа в современном обществе. URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Gurn/Polikarp/01.php (accessed 27/08/2018).10. Хочунская Л. В. Медийные «лидеры мнений» как выражение ценностей аудитории // Журналистика в 2011 году: Ценности современного общества и средства массовой информации / сб. материалов Междунар. науч.-практ. конференции. М., 2012.

KW - аксиология журналистики, социальная практика, ценностный анализ, цифровые медиакоммуникации

M3 - статья в сборнике материалов конференции

SN - 9789855812495 (т. 2.)

SN - 9789855812471

VL - II

SP - 276

EP - 279

BT - Интеллектуальная культура Беларуси: методологический капитал философии и контуры трансдисциплинарного синтеза знания

A2 - Лазаревич, А.А.

A2 - и др.,

PB - ЧЕТЫРЕ ЧЕТВЕРТИ

CY - Минск

T2 - Третья международная научная конференция «Интеллектуальная культура Беларуси: методологический капитал философии и контуры трансдициплинарного синтеза знания»

Y2 - 15 November 2018 through 16 November 2018

ER -

ID: 35584504