Research output: Contribution to journal › Article › peer-review
«РОДИНА-МАТЬ» В ИСТОРИИ ВИЗУАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ РОССИИ. / Рябов, Олег Вячеславович.
In: ВЕСТНИК ТВЕРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ: ИСТОРИЯ, No. 1, 2014, p. 90-113.Research output: Contribution to journal › Article › peer-review
}
TY - JOUR
T1 - «РОДИНА-МАТЬ» В ИСТОРИИ ВИЗУАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ РОССИИ
AU - Рябов, Олег Вячеславович
PY - 2014
Y1 - 2014
N2 - Статья посвящена исследованию истории визуализации «Родины-матери» – одного из важнейших символов России. Вначале рассматривается вопрос о природе данного символа и его функциях: автор интерпретирует «Родину-мать» в качестве «символического пограничника», который активно используется в идентификационных процессах. В различных дискурсах – национальном, военном, внутриполитическом, имперском, внешнеполитическом и гендерном – исследуемый символ определяет не только Своих, но и Чужих, устанавливая и внешние, и внутренние для сообщества иерархии и символические границы. В статье анализируется история визуализации «Родины-матери» в дореволюционном, советском и постсоветском периодах российской истории. Автор приходит к выводу о том, что визуальная история символа «Родина-мать» начинается в петровское время. За свою трехсотлетнюю историю этот символ превратился в заметный элемент отечественной визуальной культуры. О значимости образа Родины-матери говорит и то, что он получает воплощение при помощи разнообразных способов визуализации: монументальной скульптуры, плаката, карикатуры, банкнот, почтовых открыток, кинематографа, театра и др. Многие аспекты политической, военной и культурной жизни России визуализируются при помощи образа Родины-матери. Автор показывает, что полисемантичность этого символа обусловливает то обстоятельство, что он используется различными политическими силами как в легитимации, так и делегитимации власти
AB - Статья посвящена исследованию истории визуализации «Родины-матери» – одного из важнейших символов России. Вначале рассматривается вопрос о природе данного символа и его функциях: автор интерпретирует «Родину-мать» в качестве «символического пограничника», который активно используется в идентификационных процессах. В различных дискурсах – национальном, военном, внутриполитическом, имперском, внешнеполитическом и гендерном – исследуемый символ определяет не только Своих, но и Чужих, устанавливая и внешние, и внутренние для сообщества иерархии и символические границы. В статье анализируется история визуализации «Родины-матери» в дореволюционном, советском и постсоветском периодах российской истории. Автор приходит к выводу о том, что визуальная история символа «Родина-мать» начинается в петровское время. За свою трехсотлетнюю историю этот символ превратился в заметный элемент отечественной визуальной культуры. О значимости образа Родины-матери говорит и то, что он получает воплощение при помощи разнообразных способов визуализации: монументальной скульптуры, плаката, карикатуры, банкнот, почтовых открыток, кинематографа, театра и др. Многие аспекты политической, военной и культурной жизни России визуализируются при помощи образа Родины-матери. Автор показывает, что полисемантичность этого символа обусловливает то обстоятельство, что он используется различными политическими силами как в легитимации, так и делегитимации власти
KW - "Родина-мать"
KW - визуальная культура
KW - "Россия-матушка"
KW - символические границы
KW - военная пропаганда.
KW - национальная идентичность
KW - политическая мобилизация
KW - плакат
KW - карикатура
KW - история России
KW - материнский символ
UR - https://elibrary.ru/item.asp?id=21566174
M3 - статья
SP - 90
EP - 113
JO - ВЕСТНИК ТВЕРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ: ИСТОРИЯ
JF - ВЕСТНИК ТВЕРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ: ИСТОРИЯ
SN - 1998-5037
IS - 1
ER -
ID: 8038300