Standard

Концептуализация судьбы в творчестве Ф.М. Достоевского. / Погребняк, Ю.В.; Цховребов, Алан Солтанович; Магомедова, Т.И. ; Хмелевский, Михаил Сергеевич.

In: Studia Slavica Academiae Scientiarum Hungaricae, Vol. 67, No. 1-2, 1-2, 23.01.2024, p. 187-197.

Research output: Contribution to journalArticlepeer-review

Harvard

APA

Vancouver

Author

Погребняк, Ю.В. ; Цховребов, Алан Солтанович ; Магомедова, Т.И. ; Хмелевский, Михаил Сергеевич. / Концептуализация судьбы в творчестве Ф.М. Достоевского. In: Studia Slavica Academiae Scientiarum Hungaricae. 2024 ; Vol. 67, No. 1-2. pp. 187-197.

BibTeX

@article{aeebb196015e4a1d9df3bf2bac71ee20,
title = "Концептуализация судьбы в творчестве Ф.М. Достоевского",
abstract = "Творчество Ф. М. Достоевского, несомненно, оказывает большое влияние на мировоззрение и, в частности, на языковую картину мира современных русских людей. Таким образом, интересным представляется всестороннее рассмотрение базовых концептов русской лингвокультуры в работах Ф. М. Достоевского. Целью данного исследования является выявление особенностей представления концепта «судьба» в произведениях этого великого писателя. Предметом исследования стали контексты употребления ключевого слова судьба в романах «Идиот» и «Братья Карамазовы». В работебыли проанализированы 40 примеров контекстуального использования ключевого слова данного концепта в первом и 57 примеров во втором произведении, а также его синонимов доля, жребий, удел, участь, провидение, рок, фатум. При помощи методов концептуального и контекстного анализа были выявлены понятийная, образная и ценностная составляющие данного концепта. Понятийный компонент концепта «судьба»в произведениях Ф. М. Достоевского представлен как последовательность событий в жизни человека и после его смерти в образе души, что неразрывно связано с понятием Бога. Образный компонент концепта «судьба» в произведениях Ф. М. Достоевского выражен представлением о судьбе како живом существе, которое может активно совершать какие-либо действия в отношении человека, например, быть к нему благосклонным или, наоборот, жестоким. Ценностный компонент концепта «судьба» в творчестве писателя представлен в основном описанием того, что человек может сделать со своей судьбой и судьбами других людей, например, разделить их судьбу или принимать участие в судьбе других, а также в виде идеи о справедливости судьбы, связанной с идеей справедливости суда Божьего.Большое значение в произведениях Достоевского уделяется идее приобщения одного человека к судьбе другого человека. Самым страшным наказанием для человека, как следует из анализа авторских употреблений данного концепта, считается равнодушие других к его судьбе. Вместе с темв произведениях Ф. М. Достоевского четко прослеживается отношение к судьбе как к предрешенности, либо как к тому, с чем можно бороться или как-то влиять на это. Различные герои показывают различные модели поведения в этом плане. Через концепт «судьба» писатель-философ выражает основные идеи своего творчества – достижение духовной гармонии через единение людей и идея личной ответственности каждого человека за свою судьбу и судьбы других людей, идея справедливости суда Божьего и несправедливости суда человеческого.",
keywords = "Ф.М. Достоевский, концепт, судьба, перцепция, F. Dostoevsky, the novel Idiot, the novel The Brothers Karamazov, the concept of fate, the conceptual side of the concept, the figurative side of the concept, the value component of the concept, literary character, linguistic culture",
author = "Ю.В. Погребняк and Цховребов, {Алан Солтанович} and Т.И. Магомедова and Хмелевский, {Михаил Сергеевич}",
note = "Погребняк Ю.В., Цховребов А.C., Магомедова Т.И., Хмелевский М.C. КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ СУДЬБЫ В ТВОРЧЕСТВЕ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО // Studia Slavica Academiae Scientiarum Hungaricae. 2024. Т. 67. № 1-2. С. 187-197.",
year = "2024",
month = jan,
day = "23",
doi = "10.1556/060.2022.00064",
language = "русский",
volume = "67",
pages = "187--197",
journal = "Studia Slavica",
issn = "0039-3363",
publisher = "Akademiai Kiado",
number = "1-2",

}

RIS

TY - JOUR

T1 - Концептуализация судьбы в творчестве Ф.М. Достоевского

AU - Погребняк, Ю.В.

AU - Цховребов, Алан Солтанович

AU - Магомедова, Т.И.

AU - Хмелевский, Михаил Сергеевич

N1 - Погребняк Ю.В., Цховребов А.C., Магомедова Т.И., Хмелевский М.C. КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ СУДЬБЫ В ТВОРЧЕСТВЕ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО // Studia Slavica Academiae Scientiarum Hungaricae. 2024. Т. 67. № 1-2. С. 187-197.

PY - 2024/1/23

Y1 - 2024/1/23

N2 - Творчество Ф. М. Достоевского, несомненно, оказывает большое влияние на мировоззрение и, в частности, на языковую картину мира современных русских людей. Таким образом, интересным представляется всестороннее рассмотрение базовых концептов русской лингвокультуры в работах Ф. М. Достоевского. Целью данного исследования является выявление особенностей представления концепта «судьба» в произведениях этого великого писателя. Предметом исследования стали контексты употребления ключевого слова судьба в романах «Идиот» и «Братья Карамазовы». В работебыли проанализированы 40 примеров контекстуального использования ключевого слова данного концепта в первом и 57 примеров во втором произведении, а также его синонимов доля, жребий, удел, участь, провидение, рок, фатум. При помощи методов концептуального и контекстного анализа были выявлены понятийная, образная и ценностная составляющие данного концепта. Понятийный компонент концепта «судьба»в произведениях Ф. М. Достоевского представлен как последовательность событий в жизни человека и после его смерти в образе души, что неразрывно связано с понятием Бога. Образный компонент концепта «судьба» в произведениях Ф. М. Достоевского выражен представлением о судьбе како живом существе, которое может активно совершать какие-либо действия в отношении человека, например, быть к нему благосклонным или, наоборот, жестоким. Ценностный компонент концепта «судьба» в творчестве писателя представлен в основном описанием того, что человек может сделать со своей судьбой и судьбами других людей, например, разделить их судьбу или принимать участие в судьбе других, а также в виде идеи о справедливости судьбы, связанной с идеей справедливости суда Божьего.Большое значение в произведениях Достоевского уделяется идее приобщения одного человека к судьбе другого человека. Самым страшным наказанием для человека, как следует из анализа авторских употреблений данного концепта, считается равнодушие других к его судьбе. Вместе с темв произведениях Ф. М. Достоевского четко прослеживается отношение к судьбе как к предрешенности, либо как к тому, с чем можно бороться или как-то влиять на это. Различные герои показывают различные модели поведения в этом плане. Через концепт «судьба» писатель-философ выражает основные идеи своего творчества – достижение духовной гармонии через единение людей и идея личной ответственности каждого человека за свою судьбу и судьбы других людей, идея справедливости суда Божьего и несправедливости суда человеческого.

AB - Творчество Ф. М. Достоевского, несомненно, оказывает большое влияние на мировоззрение и, в частности, на языковую картину мира современных русских людей. Таким образом, интересным представляется всестороннее рассмотрение базовых концептов русской лингвокультуры в работах Ф. М. Достоевского. Целью данного исследования является выявление особенностей представления концепта «судьба» в произведениях этого великого писателя. Предметом исследования стали контексты употребления ключевого слова судьба в романах «Идиот» и «Братья Карамазовы». В работебыли проанализированы 40 примеров контекстуального использования ключевого слова данного концепта в первом и 57 примеров во втором произведении, а также его синонимов доля, жребий, удел, участь, провидение, рок, фатум. При помощи методов концептуального и контекстного анализа были выявлены понятийная, образная и ценностная составляющие данного концепта. Понятийный компонент концепта «судьба»в произведениях Ф. М. Достоевского представлен как последовательность событий в жизни человека и после его смерти в образе души, что неразрывно связано с понятием Бога. Образный компонент концепта «судьба» в произведениях Ф. М. Достоевского выражен представлением о судьбе како живом существе, которое может активно совершать какие-либо действия в отношении человека, например, быть к нему благосклонным или, наоборот, жестоким. Ценностный компонент концепта «судьба» в творчестве писателя представлен в основном описанием того, что человек может сделать со своей судьбой и судьбами других людей, например, разделить их судьбу или принимать участие в судьбе других, а также в виде идеи о справедливости судьбы, связанной с идеей справедливости суда Божьего.Большое значение в произведениях Достоевского уделяется идее приобщения одного человека к судьбе другого человека. Самым страшным наказанием для человека, как следует из анализа авторских употреблений данного концепта, считается равнодушие других к его судьбе. Вместе с темв произведениях Ф. М. Достоевского четко прослеживается отношение к судьбе как к предрешенности, либо как к тому, с чем можно бороться или как-то влиять на это. Различные герои показывают различные модели поведения в этом плане. Через концепт «судьба» писатель-философ выражает основные идеи своего творчества – достижение духовной гармонии через единение людей и идея личной ответственности каждого человека за свою судьбу и судьбы других людей, идея справедливости суда Божьего и несправедливости суда человеческого.

KW - Ф.М. Достоевский

KW - концепт

KW - судьба

KW - перцепция

KW - F. Dostoevsky

KW - the novel Idiot

KW - the novel The Brothers Karamazov

KW - the concept of fate

KW - the conceptual side of the concept

KW - the figurative side of the concept

KW - the value component of the concept

KW - literary character

KW - linguistic culture

UR - https://www.mendeley.com/catalogue/c654c263-3801-3aad-8864-87e5caac74c4/

U2 - 10.1556/060.2022.00064

DO - 10.1556/060.2022.00064

M3 - статья

VL - 67

SP - 187

EP - 197

JO - Studia Slavica

JF - Studia Slavica

SN - 0039-3363

IS - 1-2

M1 - 1-2

ER -

ID: 103463265