Никласа Лумана (1927-1998) отстает от восприятия идей П. Бурдьё, И. Гофмана, Ю. Хабермаса. К причинам этих различий относятся особые трудности и барьеры для рецепции социологии Лумана: автономный понятийный аппарат его теории социальных систем, не используемый в других социологиях; специально разработанное понятие социальной коммуникации на фоне множества других определений этого понятия в социальных науках; сложное логическое строение его детализированной теории. Барьеры создают трудности в образовании самостоятельной школы последователей Лумана. В данной статье рассматривается несколько начал и необходимых условий рецепции социологии Лумана, участия в общетеоретической дискуссии о ней. К таким началам и условиям относится овладение его обширным понятийным аппаратом, включая понятие генерализованных медиумов коммуникации, ключевое для теории сложного общества. Некоторым барьером для рецепции социологии Лумана является рост прикладных исследований коммуникации, функций средств массовой коммуникации как особой подсистемы общества, на фоне которых метафора переноса информации затушевывает селективность коммуникации, ставшую в социологии Лумана ядром теории элементарного коммуникативного акта. Эффективным подходом к социологии Лумана является анализ полемики с его принципиальным оппонентом Ю. Хабермасом по мировоззренческим вопросам и их следствий для социальной теории. Обсуждение барьеров рецепции социологии Лумана активизирует дискуссии в теоретической социологии, привлекает к участию в них молодых специалистов.
Original languageRussian
Pages (from-to)68-84
Number of pages18
JournalКоммуникации. Медиа. Дизайн
Volume3
Issue number4
StatePublished - 2 Apr 2019

    Scopus subject areas

  • Social Sciences(all)

ID: 42388419