Links

Состояние вопроса: Одной из особенностей русского эмпириокритицизма является введение понятия «жизнь» в качестве фундаментальной философской категории, позволяющей обос-новать наличие когнитивного доступа к реальности. На Западе и Авенариус, и Мах, а также их последователи считали такую задачу заведомо невыполнимой, полагая, что всякий разговор о безусловном непременно приведет к реставрации метафизики. В России же сторонники второго позитивизма попытались, с одной стороны, найти такое основание, а с другой, не допустить возврата к метафизике. В результате воз-никла оригинальная философская школа, сочетающая в себе черты европейской и русской традиций мысли. В исследовательской литературе «русский махизм», как правило, изучается преимущественно в контексте идейного влияния со стороны ев-ропейской философии, в то время как оригинальность ему придает специфика рус-ской философской культуры.
Результаты: Показываются специфические черты «жизни», позволяющие использовать этот тер-мин в контексте позитивной философии: 1) эмпирическое происхождение содержа-ния данного понятия, обусловливающее тождество мысли и жизни; 2) акцент на конкретном, случайном без противопоставления его всеобщему и необходимому; 3) возможность преодоления метафизического дуализма и построения научной (по-зитивной) философии. Анализируется «философия жизни», представленная в статье С.А. Суворова, открывающей сборник «Очерки реалистического мировоззрения» (1905), проводятся параллели между его философией жизни и теориями «живого опыта» А.А. Богданова и эмпириосимволизма П.С. Юшкевича.
Выводы: Делается вывод о том, что проблематика жизни является характерной для второго позитивизма в России в целом. Можно говорить об особой позитивной философии жизни, которая выступает общим теоретическим базисом для различных версий русского эмпириокритицизма.
Original languageRussian
Pages (from-to)93-102
Number of pages10
JournalФилософия и гуманитарные науки в информационном обществе
Issue number3(33)
StatePublished - 2021

ID: 91386497