Research output: Contribution to journal › Article › peer-review
Права животных в перспективе философской антропологии. / Марков, Б.В.
In: ЧЕЛОВЕК, Vol. 30, No. 2, 2019, p. 26-41.Research output: Contribution to journal › Article › peer-review
}
TY - JOUR
T1 - Права животных в перспективе философской антропологии
AU - Марков, Б.В.
N1 - Марков Б. В. Права животных в перспективе философской антропологии // Человек 2019. Tом 30. Выпуск №2 C. 26-41 [Электронный ресурс]. Доступ для зарегистрированных пользователей. URL: http://ras.jes.su/chelovek/s023620070004920-9-1 (дата обращения: 17.01.2020). DOI: 10.31857/S023620070004920-9
PY - 2019
Y1 - 2019
N2 - Целостная концепция человека может быть построена при условии нового интегративного подхода. Феномен человека раскрывается этнологией, психологией, социологией, медициной, религией и даже теорией музыки, т.е. всеми науками, изучающими формы и закономерности человеческой деятельности, а также ее продукты и смысл. Если человек и животное оцениваются одними и теми же критериями, это приводит к редукционизму или к дуализму. Граница, положенная Декартом между физическими объектами и мыслями, остается не преодоленной и в когнитивных науках. Она сохранилась в форме психофизиологической дилеммы. С одной стороны, высказывается шокирующее утверждение: мыслит мозг, а не человек. С другой стороны, феноменология описывает трансцендентальное сознание, но это не удается подсоединить к научному объяснению. Натурализм и спиритуализм, редукционизм и дуализм остаются не преодоленными. Ясно, что критиковать нужно не саму сравнительную анатомию или этнологию, а программу, которая хочет построить философскую антропологию на биологической основе. Конец человеческой исключительности предполагает сравнение человека с нечеловеческим Другим, и прежде всего с животным. Такое сравнение становится актуальным в связи с движением за права животных. Для решения этой задачи необходимо разработать систему методов и понятий, позволяющих правильно различать человека и животное. Для этого можно использовать технику анализа чужого сознания, применяемую в феноменологии и аналитической философии. Затруднений дуализма и редукционизма можно избежать, если объединить дискурсы, описывающие состояние внешней среды, особенности поведения животных и интенциональность человеческого сознания. В частности, комплексное исследование животного должно учитывать взаимодействие с человеческими институциями. Структура дискурсов о животном и ее конституирующие элементы, так или иначе, обусловлены социальным контекстом.
AB - Целостная концепция человека может быть построена при условии нового интегративного подхода. Феномен человека раскрывается этнологией, психологией, социологией, медициной, религией и даже теорией музыки, т.е. всеми науками, изучающими формы и закономерности человеческой деятельности, а также ее продукты и смысл. Если человек и животное оцениваются одними и теми же критериями, это приводит к редукционизму или к дуализму. Граница, положенная Декартом между физическими объектами и мыслями, остается не преодоленной и в когнитивных науках. Она сохранилась в форме психофизиологической дилеммы. С одной стороны, высказывается шокирующее утверждение: мыслит мозг, а не человек. С другой стороны, феноменология описывает трансцендентальное сознание, но это не удается подсоединить к научному объяснению. Натурализм и спиритуализм, редукционизм и дуализм остаются не преодоленными. Ясно, что критиковать нужно не саму сравнительную анатомию или этнологию, а программу, которая хочет построить философскую антропологию на биологической основе. Конец человеческой исключительности предполагает сравнение человека с нечеловеческим Другим, и прежде всего с животным. Такое сравнение становится актуальным в связи с движением за права животных. Для решения этой задачи необходимо разработать систему методов и понятий, позволяющих правильно различать человека и животное. Для этого можно использовать технику анализа чужого сознания, применяемую в феноменологии и аналитической философии. Затруднений дуализма и редукционизма можно избежать, если объединить дискурсы, описывающие состояние внешней среды, особенности поведения животных и интенциональность человеческого сознания. В частности, комплексное исследование животного должно учитывать взаимодействие с человеческими институциями. Структура дискурсов о животном и ее конституирующие элементы, так или иначе, обусловлены социальным контекстом.
KW - человек
KW - животное
KW - права животных
KW - внутренний опыт
KW - чужое сознание
KW - human
KW - animal
KW - animal rights
KW - inner experience
KW - another's consciousness
UR - https://elibrary.ru/item.asp?id=38189888
U2 - 10.31857/S023620070004920-9
DO - 10.31857/S023620070004920-9
M3 - статья
VL - 30
SP - 26
EP - 41
JO - Chelovek
JF - Chelovek
SN - 0236-2007
IS - 2
ER -
ID: 43107064