Обосновывается актуальность изучения Я-концепции в роли феномена, направленного на достижение самоактуализации и структурирующего поведение. Ставится вопрос о предпосылках, позволяющих человеку дифференцировать опыт, и тем самым подчеркивается необходимость изучения онтогенеза Я-концепции как основания для оценочного процесса, включающего в себя три постепенно формирующихся слоя. На основе этого формулируется понятие Я-концепции и последовательно описывается каждый её слой (организмический, социальный, концептуальный). Изучается их роль в процессе оценки опыта и, в соответствии с этим, – в реализации поведения. Устанавливаются границы между слоями и описанными К. Роджерсом феноменами, так, социальный слой в норме не является интроективным и необходимым. Предметом изучения является выделение в онтогенезе каждого слоя возможных нарушений и, в соответствии с этим, обсуждается опасность перехода Я-концепции из процесса в структурное новообразование. Описываются возможности применения изучаемой модели в психологической практике. Во-первых, с её помощью возможно понимание неконгруэнтности клиента, а также она способствует самопониманию психолога в его не эмпатических, но конгруэнтных откликах. Во-вторых, данная модель структурирует взаимодействие в психотерапии, помогая установить типологию психологического нарушения, а также подобрать подходящие интервенции, оставаясь в рамках гуманистической методологии, без эклектического подбора техник. В заключении авторами раскрывается потенциал научного изучения предлагаемой модели Я-концепции, который заключается в понимании клиента, его неконгруэнтности и данная модель способствует наиболее адекватному выбору техник и методов, а также способов взаимодействия с клиентом в зависимости от нарушения слоя.