В статье рассматриваются проблемы языка и войны в цивилизационной концепции слависта академика В.И. Ламанского (1833 – 1914). На основе архивных документов прослеживается отношение Ламанского к Крымской войне и Русско-турецкой войне 1877–1879 гг. Приводятся его оценки военно-политических событий. Отмечается, что политико-географическое учение Ламанского, сформулированное в трактате «Три мира Азийско-Европейского материка» (1892) и в более ранних работах, было развитием славянофильских идей и включало положения, впоследствии развитые евразийцами. Указывается, что он давал не только географическое, но и лингвистическое определение цивилизациям, в частности, полагал, что цивилизационные миры скрепляются общим языком (всемирно-историческим языком). Согласно концепции Ламанского, сформулировавшему учение о языковой гегемонии, на смену противостоянию, в том числе военному, народов и государств приходит конкуренция всемирно-исторических языков. В Европе, полагал он, между собой ведут борьбу три романских (французский, итальянский и испанский) и два германских (английский и немецкий) языка. Из них только испанский и английский языки, благодаря обширным колониям Великобритании и бывшим колониям Испании, смогут сохранить всемирно-историческое значение. Со временем, предполагал он, даже бывшие колонии Испании в Южной Америке могут перейти под власть англосаксов, а центр западного мира сместиться в Новый Свет. В Среднем мире или греко-славянском мире у русского языка нет конкурентов, поэтому он должен статья общим литературным, научным и дипломатическим языком, объединяющим народы Среднего мира в цивилизационное единство. Язык выступает главной геополитической силой, посредством которой сначала формируется культурное, а в перспективе и политическое единство. Исходя из философско-исторического анализа противоречий между романо-германским и греко-славянским мирами Ламанский приходил к выводу о неизбежности грядущей мировой войны.