Standard

Проблемы современного патриотического воспитания в России : Проблемы современного патриотического воспитания в России. / Макаров, Юрий Александрович.

Проблемы современного патриотического воспитания в России : Проблемы современного патриотического воспитания в России . ed. / Ж.В. Мурзина. Чувашский республиканский институт образования. ed. Чебоксары : ИД Среда, 2023. p. 23-30.

Research output: Chapter in Book/Report/Conference proceedingArticle in an anthologyResearchpeer-review

Harvard

Макаров, ЮА 2023, Проблемы современного патриотического воспитания в России: Проблемы современного патриотического воспитания в России. in ЖВ Мурзина (ed.), Проблемы современного патриотического воспитания в России : Проблемы современного патриотического воспитания в России . Чувашский республиканский институт образования edn, ИД Среда, Чебоксары, pp. 23-30.

APA

Макаров, Ю. А. (2023). Проблемы современного патриотического воспитания в России: Проблемы современного патриотического воспитания в России. In Ж. В. Мурзина (Ed.), Проблемы современного патриотического воспитания в России : Проблемы современного патриотического воспитания в России (Чувашский республиканский институт образования ed., pp. 23-30). ИД Среда.

Vancouver

Макаров ЮА. Проблемы современного патриотического воспитания в России: Проблемы современного патриотического воспитания в России. In Мурзина ЖВ, editor, Проблемы современного патриотического воспитания в России : Проблемы современного патриотического воспитания в России . Чувашский республиканский институт образования ed. Чебоксары: ИД Среда. 2023. p. 23-30

Author

Макаров, Юрий Александрович. / Проблемы современного патриотического воспитания в России : Проблемы современного патриотического воспитания в России. Проблемы современного патриотического воспитания в России : Проблемы современного патриотического воспитания в России . editor / Ж.В. Мурзина. Чувашский республиканский институт образования. ed. Чебоксары : ИД Среда, 2023. pp. 23-30

BibTeX

@inbook{053396b15e5a4404b65189082ccdbcb6,
title = "Проблемы современного патриотического воспитания в России: Проблемы современного патриотического воспитания в России",
abstract = "ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В РОССИИМакаров Юрий Александрович, кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и педагогической психологии Санкт-Петербургского государственного университета, Санкт-Петербург, РоссияАннотация. Анализ психологических аспектов формирования патриотизма в современной России связан с необходимость учёта максимального количества факторов успешной образовательной политики государства. В числе базовых идей автора фигурируют следующие: межэтническая толерантность формируется только на основе национальной идентичности; патриотизм начинается с уважения к своей нации, своему народу; необходимо учитывать законы формирования оптимальной толерантности; патриотизм – следствие присутствия в структуре личностных характеристик оптимальной межэтнической толерантности.На основе проведённых исследований сформулированы основные проблемы формирования востребованных государством морально-ценностных установок и рекомендации по повышению эффективности патриотического воспитания. Ключевые слова: патриотизм, оптимальная толерантность, воспитание.Глубоко ошибается тот, кто считает, что образование и воспитание может быть вне зоны государственной политики. Государство через разные социальные институты выполняет свою воспитательную функцию по отношению к населению, пытаясь создать общность социальных установок, убеждений, поведения. Это обеспечивает устойчивость государства по отношению к внешним силам, пытающимся завладеть ресурсами (природными, человеческими и т.д.). Это естественный процесс развития и противостояния человеческих сообществ, социумов, государств. Более того, если нет активного и даже жёсткого контроля в области идеологии за содержанием воспитательных мероприятий в учебных заведениях, то эту часть образовательного пространства неизбежно занимают идеологические противники, формируя убеждения у граждан чужого государства в контексте собственных геополитических интересов. В необходимости некой идеи объединяющей всех людей в стране, вряд ли кто будет сомневаться. В качестве такой идеологической основы на сегодняшний день фигурирует идея патриотизма. Очевидно, что начинать нужно с патриотического воспитания.Вопросы возникают скорее процессуально-инструментального характера. Что такое патриотизм? Как осуществлять патриотическое воспитание? Какие препятствия возникают?Начнём с самого понятия патриотизма. Слово «патриотизм», в целом, вызывает у россиян положительные эмоции. Но иногда с налётом иронии и политического нигилизма. Часто вспоминают фразу, якобы принадлежащую Салтыкову-Щедрину: «На патриотизм стали напирать. Видимо, проворовались...». Фраза имеет разные варианты и является запавшей в сознание людей псевдоцитатой в стиле сатиры Салтыкова-Щедрина. Впрочем, подобное отношение к патриотизму не такая уж редкость. Современник Салтыкова-Щедрина поэт Алексей Жемчужников писал:«Как завелось у вас однажды,Так видно будет и вперёд:Хоть грабит патриот не каждый,Но что ни вор, то – патриот». 1883 год, «Сказка о глупом бесе и мудром патриоте»По наблюдениям граждан слово патриотизм политики начинают активно и часто использовать для того, чтобы прикрыть собственные просчёты или даже преступления. Речь в данном случае идёт о декларируемом патриотизме, о использовании идеи патриотизма в рамках частных меркантильных интересов.Немалый вред патриотической идее в нашей стране нанесли и так называемые «сталинские перегибы». Речь о борьбе с космополитизмом и преклонением перед Западом, как части идеологической мобилизационной компании в советском обществе в период начавшейся «холодной войны». Началась активная популяризация достижений русских дореволюционных изобретателей, учёных, путешественников. Наряду с «развенчанием мифов» о техническом превосходстве западной цивилизации над русской, рассказами о том, что все изобретения если не раньше появились в России, то, как минимум, совершались параллельно, начались такие не однозначные в оценке людей компании, как борьба с иностранными словами, запретом на упоминание зарубежных научных теорий и разгром «лженаук», вроде педологии, генетики и кибернетики. Практически исчезли психологи и психология, которая была сведена к психофизиологическим исследованиям. Всякого рода проходимцы активно использовали патриотическую идею в конъюнктурных целях и карьерных интересах. В результате массовой борьбы со всем иностранным накопилось серьёзное отставание во многих отраслях советской науки. Почему не всех отраслях? Пришлось ограничить погромы там, где они явно создавали угрозу для развития страны и её защиты. Так, к примеру, известно, что Лаврентий Берия, как руководитель советского атомного проекта, активно воспротивился «чистке от иностранщины» в советской физике, вероятно, помня о том, что в гитлеровской Германии проблемы с реализацией проекта по атомной бомбе начались как раз после того, как началась борьба с «еврейской физикой».Так что патетические воззвания к патриотизму и любви к Родине, рассказы о безоговорочном величии и превосходстве страны во всех сферах вряд ли можно связать с настоящим патриотизмом даже в народной памяти.Патриотическое воспитание в «эпоху развитого социализма» базировалось на идее интернационализма и попытках сформировать «новую историческую общность – советский народ», сформировать национальную идентичность советского народа. Эта задача превалировала и в советской государственной патриотической идеологии. На ней строилась вся система обучения и воспитания. Идея работала вплоть до насильственного развала Советского Союза в результате поражения в идеологической войне. Патриотизм был чем-то само собой разумеющимся. Были живы деды – живые свидетели защиты страны от фашистских захватчиков, патриоты «на деле». У подавляющего большинства молодёжи не было сомнения в том, что Родину следует защищать, правительству в вопросах международной политики доверять, интернациональный долг, как народ освободитель, – выполнять. Развал СССР приводит к ликвидации патриотического воспитания. Опять же это начинается с верхов. Даже президент, обращаясь к Богу, просит не о России, а о другой стране: «Боже, благослови Америку!» (1992). «Парад суверенитетов» и возрождение старых националистических традиций в политике и сознании людей привёл к тому, что патриотизм стал рассматриваться опять лишь в контексте частных националистических интересов. Попытки возродить патриотическое воспитание на основе советского интернационализма не возможны в условиях роста националистических настроений. Но вот саму идею взаимодействия культур разных народов, их взаимопроникновения и позитивного принятия других народов, на наш взгляд, забывать нельзя [4]. Противостоит ли патриотическое воспитание националистическим настроениям? Нужно ли бороться с местным национализмом? Об этом чуть позже.Сегодня речь идёт не просто о возвращении к патриотизму. Молодёжь не знакома с той забытой советской идеологией и нормами поведения советского гражданина. А бывшие сознательные граждане Страны Советов хоть и, частенько, ностальгируют о былых временах, но уже весьма критичны по отношению к любой идеологии. Необходимо строить систему патриотического воспитания заново. На основе новых реалий. Понимание патриотизма как некоего качества субъекта, складывающегося из определённых социально-психологических характеристик на сегодняшний день весьма распространённая исследовательская практика. Спектр исследований широк – от философско-социологического на тему: «Кого считать патриотом?», через исследование социально-психологических предпосылок формирования патриотических убеждений и патриотического поведения, до психологического анализа патриотизма в контексте становления и развития личности.Да, сегодня психологические исследования патриотизма в России не ограничиваются лишь перечислением социально-психологических характеристик. Патриотизм трактуется как традиционно личностная характеристика, включающая общенациональные представления о морали и нравственности. Тему патриотизма как составляющей народной культуры не обойти. Основные идеи, в данном случае, построены на убеждении в том, что «загадочная русская душа» может стать основой для российской государственности в силу специфических культурные традиции, построенных на основе оптимальной толерантности, чувстве справедливости и искренней любви к Родине. Что исследователи считают особо значимым в этой точки зрения?Нравственные идеалы русского народа имеют существенные отличия от западных: толерантность по отношению к другим народам, религиям и культурам, игнорирование как центральной, главной темы обогащения при завоеваниях или даже разбоях (герои русского эпоса считают ужасной идею положить жизнь в обмен на богатства), если война, то только за освобождение и справедливость (отсутствует идея мести). Если на Западе искренность и доброта воспринимаются как глупость, то русский патриот не стыдится искренности в проявлении своих чувств, невыгодных, но добрых поступков. Нет идеи властвовать над другими народами. Скорее наоборот, удивление перед другой культурой и поддержка культурных традиций другого народа. Русское государство, решая внешнеполитические задачи, ведёт не только оборонительные войны, но присоединяя большие территории, нигде не обращается с завоёванными, как это принято в Европе. Русский народ не грабил Среднюю Азию, Сибирь, Кавказ или Прибалтику, сохранял местные обычаи, культуру, право на землю. Российский патриотизм нашёл своё выражение в том, что после освобождения своей страны в Великой Отечественной войне русский солдат с таким же самопожертвованием и энергией освободил ещё и половину Европы.Как мы диагностируем присутствие патриотизма? Наличие любви к Родине, к своему народу и соответствующее поведение, с готовностью защищать в первую очередь общественные интересы, интересы страны, интересы нации, даже в ситуации несогласия с политикой власти. Т.е. способность и готовность пожертвовать собственными интересами ради блага своей страны. Отождествление своей судьбы с судьбой своего народа и своей страны, гражданская ответственность [3]. Часто упоминают гордость культурой и достижениями своей страны, её историей, позитивное, в целом, отношение к своему народу, другим народам, окружающим людям.Все эти понятия не однозначны в понимании людей и часто требуют дополнительной работы по коррекции трактовки и убеждений. Кто должен этим заниматься? Конечно, не «зрелая общественность» и не власть. Сегодня это неизбежно вызовет открытую или скрытую враждебность [4]. Это работа учителя, преподавателя, психолога, способных войти в межличностный контакт и заставить задуматься. Так возможны разные виды любви к Отечеству и её интенсивности, разное понимание блага для страны и народа, не всеми историческими событиями можно гордиться, как и отдельными поступками соотечественников. Образ Родины может существенно различаться в том числе и у истинных патриотов. Не все пекущиеся о благе страны реформаторы-радикалы полагают нужным сохранять какие-то культурные особенности своего народа, своей Родины. Они «во благо страны и народа» готовы жертвовать не только собой, но и частью народа. Искренняя любовь к Отечеству может сочетаться с критическим отношением к внутренней и внешней политике, экономике, социально-политическому устройству и т.д. без желания «очернить», с стремлением сделать лучше для народа. Не все соотечественники способны в принципе к личному и тем более историческому оптимизму.Сегодня патриотизм часто противопоставляется либерализму. Впрочем, речь идёт скорее о псевдолиберализме, трактующем патриотизм либо как застой, либо как необходимость жить исключительно по западным стандартам. В чём мы видим ошибки в современных попытках возродить патриотическую идею в России на государственном уровне? Базовый мотив при объяснении патриотического поведения должен быть рационально обоснован: защита своего экоса, той части земли, которая принадлежит твоему народу и является ресурсным источником существования людей, живущих на данной территории, максимально возможное психологическое (и идеологическое) единство всех людей в государстве для активного противостояния другим этносам. Гибель всех империй в истории начиналась с ослабления патриотизма их граждан. Для государства патриотические настроения в обществе – основа для укрепления национальной безопасности через национальное единство. Особенно в условиях полиэтнического и полирелигиозного общества. Патриотизм рассматривается как альтернатива межнациональной и межрелигиозной розни. Он в данном случае, строится, как минимум, на ощущении принадлежности к определённому сообществу, нации, позитивном отношении и интересе к культуре своего народа и, как следствие, позитивном отношении и интересе к культуре других народов. Устойчивая и оптимальная межэтническая толерантность формируется только на основе сформированной национальной идентичности, развитом национальном самосознании. Как это, на первый взгляд, не парадоксально [1]. Любовь к Родине при этом возможна только на основе развитого национального самосознания. Патриотизм как любовь к общему Отечеству строится на взаимной терпимости, уважении и мирном сосуществовании. Это, в свою очередь, становится препятствием для возникновения экстремистских идей, для шовинизма, для мыслей о национальной исключительности. Наше исследование показало, что именно национальное самосознание в структуре личностных характеристик индивида выступает основой для формирования оптимального уровня межэтнической толерантности. Не замалчивание проблемы межэтнического взаимодействия в многонациональной стране и не прикрытие этой проблемы политическими лозунгами, а интенсификация межнационального взаимодействия – залог эффективной внутренней политики и общегосударственного патриотизма. Интолерантность в общении (крайне выраженные формы: полная неприятие поведения и ценностей представителей других культур или абсолютный конформизм в этом принятии), как правило, результат недоразвития и искажения процесса формирования национального самосознания субъекта. Воспитательная работа, построенная на данном принципе, позволила нам получить высокий уровень межэтнического принятия и сплочённости. Культурные традиции этноса, включённые в структуру воспитательных воздействий образовательных организаций, позволяют обрести чувство собственного достоинства и осознать себя как равного в межэтническом общении. При этом знакомство с национальными традициями других народов, участие в национальных праздниках и культурных мероприятиях, позволяет сформировать позитивное отношение к представителям другого этноса. Нам удалось проследить связь между личностными особенностями учащихся, уровнем развития их толерантности и национальным самосознанием. В группе учащихся с оптимальным уровнем толерантности наблюдается и развитое национальное самосознание, диалогичность, эмпатичность, низкая агрессивность. У интолерантных, в большинстве случаев, - низкий уровень развития национального самосознания, авторитарность, низкий уровень развития коммуникативных навыков.Целенаправленное, а главное, грамотно, с педагогической точки зрения, сформированное национальное самосознание не только не вступает в противоречие с терпимым отношением к другим народам и этносам, но и становится непременным условием толерантного взаимодействия [1, 128-155]. На основе полученных в исследовании данных, мы пришли к выводу о том, что рост национального самосознания приводит к позитивной динамике личностных характеристик испытуемых. При этом коррекция определённых личностных характеристик позволяет изменить и интолерантное восприятие других людей. Уровень развития национального самосознания связан с наличием или отсутствием внутренней конфликтности, выраженной тревожности, самоуверенностью, самопринятием, самооценкой, доминированием монологических или диалогических форм в направленности в общении, экстрапунитивной или интропунитивной позицией и т.д. Психокоррекция конативных, когнитивных и аффективных компонентов в структуре личностных характеристик субъекта приводит к позитивному восприятию окружающего мира и представителей других культур, национальных групп.Сегодня в школах у учащихся чаще отсутствует какое-либо мнение о межнациональном общении, либо оно сформировано под влиянием негативного отношения к этой теме со стороны родителей. Нет представления о том, как нужно общаться с людьми другой национальности, нет примеров позитивного взаимодействия с другими народами, зато есть ощущение чужеродности и тревоги. Собственная национальная идентичность создаёт условия для понимания ценности культурных традиций других народов, интереса к ним без агрессии и лишней тревоги.Разговоры о государственном патриотизме в многонациональной стране так и останутся разговорами без работы по формированию межэтнической толерантности.Таким образом понимаемая в рамках государственной политики идея патриотизма должна лечь в основу образовательной программы и методических разработок учителей. Одна из ошибок в том, что содержание урока «Разговор о главном» и дисциплин патриотического воспитания предполагается начинать с эмоций, обсуждения страданий и лишений людей как причины всех современных исторических событий. Это работает в пропаганде, а не в обучении! Тут необходим строго научный подход, рациональный анализ социальных, психологических, экономических явлений, формирование убеждений на основе логики и научного анализа событий и фактов. На наш взгляд, это существенная ошибка многих методических разработок.Недостаточно одной лишь эмоциональной стороны. Впрочем, и одного знания необходимости патриотизма недостаточно. Если человек рассказывает всем о своём патриотизме и любви к Родине, но ни с Родиной, ни со своим народом себя не отождествляет, то вряд ли такой патриотизм следует считать истинным. Бывает так, что человек демонстрирует непатриотические убеждения или не испытывает позитивных эмоций по отношению к своей Отчизне, но сознательно сражается, а то и погибает за свою страну, за свою Родину. Поведенческий компонент, безусловно, важнее. Именно в экстремальных условиях могут стать явными истинное отношение, мировоззренческие установки, эмоции. Стоит заметить, что на практике следует при анализе патриотизма человека оценивать все компоненты – когнитивный, аффективный, конативный в совокупности, добавляя такую интегрирующую составляющую, как личность.Почему появляется сопротивление программе патриотического воспитания? Её часто понимают, как попытку политической агитации, считают прикрытием для военной пропаганды, желанием государства воздействовать через детей на мнение родителей и пр. В СМИ часто можно встретить мнение о том, что существует скрытое сопротивление в педагогической среде, воспринимающей требование усиленного патриотического воспитания как «политинформацию» с целью воспитать лояльность к государственной системе и государственной идеологии. Потому мол и эффективность классных часов и не может быть высокой. Из-за саботажа.И тут кроется, на наш взгляд, ещё одна ошибка. Безусловно, у хорошего преподавателя, учителя должны быть собственные убеждения, сформировавшиеся представления о мире, о добре и зле, справедливости и нравственности. Он не может менять их в угоду политической ситуации, постоянно «колебаться» вместе с политической линией правительства. Как утверждают классики педагогической науки, если этого нет, то учителю не верят воспитанники, не уважают коллеги и родители и т.д. Какие варианты решения этой проблемы? Заменить всех учителей, не имеющих необходимых государству убеждений, скрывающих нежелание реализовать требование государства или даже активно критикующих образовательные программы? Вряд ли это возможно. Где взять за короткий срок других педагогов? Выход один – переубеждать тех, что есть. То есть, прежде чем реализовывать программу на детях, на студентах, нужна глубокая личностная и методическая подготовка педагогических кадров. Не запугивание и жёсткий контроль над учителями и преподавателями вузов, а убеждение и психологическая работа!Учителя и родители, воспитанные в духе псевдолиберальной идеологии 90-х годов, часто негативно воспринимают саму идею политической пропаганды и государственного контроля убеждений граждан. Многие как идеал воспринимают идеи западной культуры, отрицая вслед за победителями в идеологической войне, развалившими СССР, саму возможность национальной идеи в России и возможность противодействия западному образу жизни.Современная молодёжь отличается критичностью и прагматизмом, нацеленностью в первую очередь на высокий статус в обществе, материальное благополучие, безапелляционную конкурентную борьбу, вседозволенность. Духовно-нравственные ценности воспринимаются как помеха, знания истории как ненужные. Это мало сочетается с жертвенностью патриотического поведения и заботой о благе соотечественников. Родители и педагоги совсем недавно искренне считали, что только при таких ценностях и такой устремленности дети смогут выжить и жить лучше, чем они. Общечеловеческие ценности при этом остались неизменными. Ценность собственной жизни, прав других людей, забота о близких, самодисциплина, героизм и т.д. Только на этой основе возможно восприятие патриотизма как личностно значимой идеи. С этого стоит начать и педагогам.Список литературы:1. Ефимова Д.В., Макаров Ю.А. Межэтническая толерантность: проблемы, парадоксы, решения (Монография). LAP LAMBERT Academic Publishing ist ein Imprint der/является торговой маркой AVAkademikerverlag GmbH&Co.KG Heinrich-Bocking-Str.6-8, 66121 Saarbrucken, Deutschland/Германия, 2012. – 165 с. С.128-1552. Макаров Ю.А. Толерантность и общество// Проблемы толерантности: история и современность. Материалы международной научной конференции (г. Череповец, 16-18 апреля 2015 года): Сборник научных работ/ отв. редактор А.Н. Егоров, А.Е. Новиков, О.Ю. Солодянкина. – Череповец: ФГБОУ ВПО ЧГУ, 2015. – 138 с. С. 76-843. Зверев В.О, Морозов А.А. Патриотизм как нравственная ценность в политике России и социальных концепциях религиозных объединений//Психопедагогика в правоохранительных органах. 2015. № 1. С. 67-70.4. Юревич А.В. Психологические аспекты патриотизма//Методология и теория юридической психологии, №1, 2016. – С. 5-21.",
keywords = "патриотическое воспитание",
author = "Макаров, {Юрий Александрович}",
note = "В сборнике представлены статьи участников Всероссийской научнопрактической конференции с международным участием, посвященные актуальным вопросам образовательных процессов. В материалах сборника приведены результаты теоретических и прикладных изысканий представителей научного и образовательного сообщества в области педагогики, психологии и социологии",
year = "2023",
month = mar,
day = "28",
language = "русский",
isbn = "978-5-907688-18-6",
pages = "23--30",
editor = "Ж.В. Мурзина",
booktitle = "Проблемы современного патриотического воспитания в России",
publisher = "ИД Среда",
address = "Российская Федерация",
edition = "Чувашский республиканский институт образования",

}

RIS

TY - CHAP

T1 - Проблемы современного патриотического воспитания в России

T2 - Проблемы современного патриотического воспитания в России

AU - Макаров, Юрий Александрович

N1 - В сборнике представлены статьи участников Всероссийской научнопрактической конференции с международным участием, посвященные актуальным вопросам образовательных процессов. В материалах сборника приведены результаты теоретических и прикладных изысканий представителей научного и образовательного сообщества в области педагогики, психологии и социологии

PY - 2023/3/28

Y1 - 2023/3/28

N2 - ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В РОССИИМакаров Юрий Александрович, кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и педагогической психологии Санкт-Петербургского государственного университета, Санкт-Петербург, РоссияАннотация. Анализ психологических аспектов формирования патриотизма в современной России связан с необходимость учёта максимального количества факторов успешной образовательной политики государства. В числе базовых идей автора фигурируют следующие: межэтническая толерантность формируется только на основе национальной идентичности; патриотизм начинается с уважения к своей нации, своему народу; необходимо учитывать законы формирования оптимальной толерантности; патриотизм – следствие присутствия в структуре личностных характеристик оптимальной межэтнической толерантности.На основе проведённых исследований сформулированы основные проблемы формирования востребованных государством морально-ценностных установок и рекомендации по повышению эффективности патриотического воспитания. Ключевые слова: патриотизм, оптимальная толерантность, воспитание.Глубоко ошибается тот, кто считает, что образование и воспитание может быть вне зоны государственной политики. Государство через разные социальные институты выполняет свою воспитательную функцию по отношению к населению, пытаясь создать общность социальных установок, убеждений, поведения. Это обеспечивает устойчивость государства по отношению к внешним силам, пытающимся завладеть ресурсами (природными, человеческими и т.д.). Это естественный процесс развития и противостояния человеческих сообществ, социумов, государств. Более того, если нет активного и даже жёсткого контроля в области идеологии за содержанием воспитательных мероприятий в учебных заведениях, то эту часть образовательного пространства неизбежно занимают идеологические противники, формируя убеждения у граждан чужого государства в контексте собственных геополитических интересов. В необходимости некой идеи объединяющей всех людей в стране, вряд ли кто будет сомневаться. В качестве такой идеологической основы на сегодняшний день фигурирует идея патриотизма. Очевидно, что начинать нужно с патриотического воспитания.Вопросы возникают скорее процессуально-инструментального характера. Что такое патриотизм? Как осуществлять патриотическое воспитание? Какие препятствия возникают?Начнём с самого понятия патриотизма. Слово «патриотизм», в целом, вызывает у россиян положительные эмоции. Но иногда с налётом иронии и политического нигилизма. Часто вспоминают фразу, якобы принадлежащую Салтыкову-Щедрину: «На патриотизм стали напирать. Видимо, проворовались...». Фраза имеет разные варианты и является запавшей в сознание людей псевдоцитатой в стиле сатиры Салтыкова-Щедрина. Впрочем, подобное отношение к патриотизму не такая уж редкость. Современник Салтыкова-Щедрина поэт Алексей Жемчужников писал:«Как завелось у вас однажды,Так видно будет и вперёд:Хоть грабит патриот не каждый,Но что ни вор, то – патриот». 1883 год, «Сказка о глупом бесе и мудром патриоте»По наблюдениям граждан слово патриотизм политики начинают активно и часто использовать для того, чтобы прикрыть собственные просчёты или даже преступления. Речь в данном случае идёт о декларируемом патриотизме, о использовании идеи патриотизма в рамках частных меркантильных интересов.Немалый вред патриотической идее в нашей стране нанесли и так называемые «сталинские перегибы». Речь о борьбе с космополитизмом и преклонением перед Западом, как части идеологической мобилизационной компании в советском обществе в период начавшейся «холодной войны». Началась активная популяризация достижений русских дореволюционных изобретателей, учёных, путешественников. Наряду с «развенчанием мифов» о техническом превосходстве западной цивилизации над русской, рассказами о том, что все изобретения если не раньше появились в России, то, как минимум, совершались параллельно, начались такие не однозначные в оценке людей компании, как борьба с иностранными словами, запретом на упоминание зарубежных научных теорий и разгром «лженаук», вроде педологии, генетики и кибернетики. Практически исчезли психологи и психология, которая была сведена к психофизиологическим исследованиям. Всякого рода проходимцы активно использовали патриотическую идею в конъюнктурных целях и карьерных интересах. В результате массовой борьбы со всем иностранным накопилось серьёзное отставание во многих отраслях советской науки. Почему не всех отраслях? Пришлось ограничить погромы там, где они явно создавали угрозу для развития страны и её защиты. Так, к примеру, известно, что Лаврентий Берия, как руководитель советского атомного проекта, активно воспротивился «чистке от иностранщины» в советской физике, вероятно, помня о том, что в гитлеровской Германии проблемы с реализацией проекта по атомной бомбе начались как раз после того, как началась борьба с «еврейской физикой».Так что патетические воззвания к патриотизму и любви к Родине, рассказы о безоговорочном величии и превосходстве страны во всех сферах вряд ли можно связать с настоящим патриотизмом даже в народной памяти.Патриотическое воспитание в «эпоху развитого социализма» базировалось на идее интернационализма и попытках сформировать «новую историческую общность – советский народ», сформировать национальную идентичность советского народа. Эта задача превалировала и в советской государственной патриотической идеологии. На ней строилась вся система обучения и воспитания. Идея работала вплоть до насильственного развала Советского Союза в результате поражения в идеологической войне. Патриотизм был чем-то само собой разумеющимся. Были живы деды – живые свидетели защиты страны от фашистских захватчиков, патриоты «на деле». У подавляющего большинства молодёжи не было сомнения в том, что Родину следует защищать, правительству в вопросах международной политики доверять, интернациональный долг, как народ освободитель, – выполнять. Развал СССР приводит к ликвидации патриотического воспитания. Опять же это начинается с верхов. Даже президент, обращаясь к Богу, просит не о России, а о другой стране: «Боже, благослови Америку!» (1992). «Парад суверенитетов» и возрождение старых националистических традиций в политике и сознании людей привёл к тому, что патриотизм стал рассматриваться опять лишь в контексте частных националистических интересов. Попытки возродить патриотическое воспитание на основе советского интернационализма не возможны в условиях роста националистических настроений. Но вот саму идею взаимодействия культур разных народов, их взаимопроникновения и позитивного принятия других народов, на наш взгляд, забывать нельзя [4]. Противостоит ли патриотическое воспитание националистическим настроениям? Нужно ли бороться с местным национализмом? Об этом чуть позже.Сегодня речь идёт не просто о возвращении к патриотизму. Молодёжь не знакома с той забытой советской идеологией и нормами поведения советского гражданина. А бывшие сознательные граждане Страны Советов хоть и, частенько, ностальгируют о былых временах, но уже весьма критичны по отношению к любой идеологии. Необходимо строить систему патриотического воспитания заново. На основе новых реалий. Понимание патриотизма как некоего качества субъекта, складывающегося из определённых социально-психологических характеристик на сегодняшний день весьма распространённая исследовательская практика. Спектр исследований широк – от философско-социологического на тему: «Кого считать патриотом?», через исследование социально-психологических предпосылок формирования патриотических убеждений и патриотического поведения, до психологического анализа патриотизма в контексте становления и развития личности.Да, сегодня психологические исследования патриотизма в России не ограничиваются лишь перечислением социально-психологических характеристик. Патриотизм трактуется как традиционно личностная характеристика, включающая общенациональные представления о морали и нравственности. Тему патриотизма как составляющей народной культуры не обойти. Основные идеи, в данном случае, построены на убеждении в том, что «загадочная русская душа» может стать основой для российской государственности в силу специфических культурные традиции, построенных на основе оптимальной толерантности, чувстве справедливости и искренней любви к Родине. Что исследователи считают особо значимым в этой точки зрения?Нравственные идеалы русского народа имеют существенные отличия от западных: толерантность по отношению к другим народам, религиям и культурам, игнорирование как центральной, главной темы обогащения при завоеваниях или даже разбоях (герои русского эпоса считают ужасной идею положить жизнь в обмен на богатства), если война, то только за освобождение и справедливость (отсутствует идея мести). Если на Западе искренность и доброта воспринимаются как глупость, то русский патриот не стыдится искренности в проявлении своих чувств, невыгодных, но добрых поступков. Нет идеи властвовать над другими народами. Скорее наоборот, удивление перед другой культурой и поддержка культурных традиций другого народа. Русское государство, решая внешнеполитические задачи, ведёт не только оборонительные войны, но присоединяя большие территории, нигде не обращается с завоёванными, как это принято в Европе. Русский народ не грабил Среднюю Азию, Сибирь, Кавказ или Прибалтику, сохранял местные обычаи, культуру, право на землю. Российский патриотизм нашёл своё выражение в том, что после освобождения своей страны в Великой Отечественной войне русский солдат с таким же самопожертвованием и энергией освободил ещё и половину Европы.Как мы диагностируем присутствие патриотизма? Наличие любви к Родине, к своему народу и соответствующее поведение, с готовностью защищать в первую очередь общественные интересы, интересы страны, интересы нации, даже в ситуации несогласия с политикой власти. Т.е. способность и готовность пожертвовать собственными интересами ради блага своей страны. Отождествление своей судьбы с судьбой своего народа и своей страны, гражданская ответственность [3]. Часто упоминают гордость культурой и достижениями своей страны, её историей, позитивное, в целом, отношение к своему народу, другим народам, окружающим людям.Все эти понятия не однозначны в понимании людей и часто требуют дополнительной работы по коррекции трактовки и убеждений. Кто должен этим заниматься? Конечно, не «зрелая общественность» и не власть. Сегодня это неизбежно вызовет открытую или скрытую враждебность [4]. Это работа учителя, преподавателя, психолога, способных войти в межличностный контакт и заставить задуматься. Так возможны разные виды любви к Отечеству и её интенсивности, разное понимание блага для страны и народа, не всеми историческими событиями можно гордиться, как и отдельными поступками соотечественников. Образ Родины может существенно различаться в том числе и у истинных патриотов. Не все пекущиеся о благе страны реформаторы-радикалы полагают нужным сохранять какие-то культурные особенности своего народа, своей Родины. Они «во благо страны и народа» готовы жертвовать не только собой, но и частью народа. Искренняя любовь к Отечеству может сочетаться с критическим отношением к внутренней и внешней политике, экономике, социально-политическому устройству и т.д. без желания «очернить», с стремлением сделать лучше для народа. Не все соотечественники способны в принципе к личному и тем более историческому оптимизму.Сегодня патриотизм часто противопоставляется либерализму. Впрочем, речь идёт скорее о псевдолиберализме, трактующем патриотизм либо как застой, либо как необходимость жить исключительно по западным стандартам. В чём мы видим ошибки в современных попытках возродить патриотическую идею в России на государственном уровне? Базовый мотив при объяснении патриотического поведения должен быть рационально обоснован: защита своего экоса, той части земли, которая принадлежит твоему народу и является ресурсным источником существования людей, живущих на данной территории, максимально возможное психологическое (и идеологическое) единство всех людей в государстве для активного противостояния другим этносам. Гибель всех империй в истории начиналась с ослабления патриотизма их граждан. Для государства патриотические настроения в обществе – основа для укрепления национальной безопасности через национальное единство. Особенно в условиях полиэтнического и полирелигиозного общества. Патриотизм рассматривается как альтернатива межнациональной и межрелигиозной розни. Он в данном случае, строится, как минимум, на ощущении принадлежности к определённому сообществу, нации, позитивном отношении и интересе к культуре своего народа и, как следствие, позитивном отношении и интересе к культуре других народов. Устойчивая и оптимальная межэтническая толерантность формируется только на основе сформированной национальной идентичности, развитом национальном самосознании. Как это, на первый взгляд, не парадоксально [1]. Любовь к Родине при этом возможна только на основе развитого национального самосознания. Патриотизм как любовь к общему Отечеству строится на взаимной терпимости, уважении и мирном сосуществовании. Это, в свою очередь, становится препятствием для возникновения экстремистских идей, для шовинизма, для мыслей о национальной исключительности. Наше исследование показало, что именно национальное самосознание в структуре личностных характеристик индивида выступает основой для формирования оптимального уровня межэтнической толерантности. Не замалчивание проблемы межэтнического взаимодействия в многонациональной стране и не прикрытие этой проблемы политическими лозунгами, а интенсификация межнационального взаимодействия – залог эффективной внутренней политики и общегосударственного патриотизма. Интолерантность в общении (крайне выраженные формы: полная неприятие поведения и ценностей представителей других культур или абсолютный конформизм в этом принятии), как правило, результат недоразвития и искажения процесса формирования национального самосознания субъекта. Воспитательная работа, построенная на данном принципе, позволила нам получить высокий уровень межэтнического принятия и сплочённости. Культурные традиции этноса, включённые в структуру воспитательных воздействий образовательных организаций, позволяют обрести чувство собственного достоинства и осознать себя как равного в межэтническом общении. При этом знакомство с национальными традициями других народов, участие в национальных праздниках и культурных мероприятиях, позволяет сформировать позитивное отношение к представителям другого этноса. Нам удалось проследить связь между личностными особенностями учащихся, уровнем развития их толерантности и национальным самосознанием. В группе учащихся с оптимальным уровнем толерантности наблюдается и развитое национальное самосознание, диалогичность, эмпатичность, низкая агрессивность. У интолерантных, в большинстве случаев, - низкий уровень развития национального самосознания, авторитарность, низкий уровень развития коммуникативных навыков.Целенаправленное, а главное, грамотно, с педагогической точки зрения, сформированное национальное самосознание не только не вступает в противоречие с терпимым отношением к другим народам и этносам, но и становится непременным условием толерантного взаимодействия [1, 128-155]. На основе полученных в исследовании данных, мы пришли к выводу о том, что рост национального самосознания приводит к позитивной динамике личностных характеристик испытуемых. При этом коррекция определённых личностных характеристик позволяет изменить и интолерантное восприятие других людей. Уровень развития национального самосознания связан с наличием или отсутствием внутренней конфликтности, выраженной тревожности, самоуверенностью, самопринятием, самооценкой, доминированием монологических или диалогических форм в направленности в общении, экстрапунитивной или интропунитивной позицией и т.д. Психокоррекция конативных, когнитивных и аффективных компонентов в структуре личностных характеристик субъекта приводит к позитивному восприятию окружающего мира и представителей других культур, национальных групп.Сегодня в школах у учащихся чаще отсутствует какое-либо мнение о межнациональном общении, либо оно сформировано под влиянием негативного отношения к этой теме со стороны родителей. Нет представления о том, как нужно общаться с людьми другой национальности, нет примеров позитивного взаимодействия с другими народами, зато есть ощущение чужеродности и тревоги. Собственная национальная идентичность создаёт условия для понимания ценности культурных традиций других народов, интереса к ним без агрессии и лишней тревоги.Разговоры о государственном патриотизме в многонациональной стране так и останутся разговорами без работы по формированию межэтнической толерантности.Таким образом понимаемая в рамках государственной политики идея патриотизма должна лечь в основу образовательной программы и методических разработок учителей. Одна из ошибок в том, что содержание урока «Разговор о главном» и дисциплин патриотического воспитания предполагается начинать с эмоций, обсуждения страданий и лишений людей как причины всех современных исторических событий. Это работает в пропаганде, а не в обучении! Тут необходим строго научный подход, рациональный анализ социальных, психологических, экономических явлений, формирование убеждений на основе логики и научного анализа событий и фактов. На наш взгляд, это существенная ошибка многих методических разработок.Недостаточно одной лишь эмоциональной стороны. Впрочем, и одного знания необходимости патриотизма недостаточно. Если человек рассказывает всем о своём патриотизме и любви к Родине, но ни с Родиной, ни со своим народом себя не отождествляет, то вряд ли такой патриотизм следует считать истинным. Бывает так, что человек демонстрирует непатриотические убеждения или не испытывает позитивных эмоций по отношению к своей Отчизне, но сознательно сражается, а то и погибает за свою страну, за свою Родину. Поведенческий компонент, безусловно, важнее. Именно в экстремальных условиях могут стать явными истинное отношение, мировоззренческие установки, эмоции. Стоит заметить, что на практике следует при анализе патриотизма человека оценивать все компоненты – когнитивный, аффективный, конативный в совокупности, добавляя такую интегрирующую составляющую, как личность.Почему появляется сопротивление программе патриотического воспитания? Её часто понимают, как попытку политической агитации, считают прикрытием для военной пропаганды, желанием государства воздействовать через детей на мнение родителей и пр. В СМИ часто можно встретить мнение о том, что существует скрытое сопротивление в педагогической среде, воспринимающей требование усиленного патриотического воспитания как «политинформацию» с целью воспитать лояльность к государственной системе и государственной идеологии. Потому мол и эффективность классных часов и не может быть высокой. Из-за саботажа.И тут кроется, на наш взгляд, ещё одна ошибка. Безусловно, у хорошего преподавателя, учителя должны быть собственные убеждения, сформировавшиеся представления о мире, о добре и зле, справедливости и нравственности. Он не может менять их в угоду политической ситуации, постоянно «колебаться» вместе с политической линией правительства. Как утверждают классики педагогической науки, если этого нет, то учителю не верят воспитанники, не уважают коллеги и родители и т.д. Какие варианты решения этой проблемы? Заменить всех учителей, не имеющих необходимых государству убеждений, скрывающих нежелание реализовать требование государства или даже активно критикующих образовательные программы? Вряд ли это возможно. Где взять за короткий срок других педагогов? Выход один – переубеждать тех, что есть. То есть, прежде чем реализовывать программу на детях, на студентах, нужна глубокая личностная и методическая подготовка педагогических кадров. Не запугивание и жёсткий контроль над учителями и преподавателями вузов, а убеждение и психологическая работа!Учителя и родители, воспитанные в духе псевдолиберальной идеологии 90-х годов, часто негативно воспринимают саму идею политической пропаганды и государственного контроля убеждений граждан. Многие как идеал воспринимают идеи западной культуры, отрицая вслед за победителями в идеологической войне, развалившими СССР, саму возможность национальной идеи в России и возможность противодействия западному образу жизни.Современная молодёжь отличается критичностью и прагматизмом, нацеленностью в первую очередь на высокий статус в обществе, материальное благополучие, безапелляционную конкурентную борьбу, вседозволенность. Духовно-нравственные ценности воспринимаются как помеха, знания истории как ненужные. Это мало сочетается с жертвенностью патриотического поведения и заботой о благе соотечественников. Родители и педагоги совсем недавно искренне считали, что только при таких ценностях и такой устремленности дети смогут выжить и жить лучше, чем они. Общечеловеческие ценности при этом остались неизменными. Ценность собственной жизни, прав других людей, забота о близких, самодисциплина, героизм и т.д. Только на этой основе возможно восприятие патриотизма как личностно значимой идеи. С этого стоит начать и педагогам.Список литературы:1. Ефимова Д.В., Макаров Ю.А. Межэтническая толерантность: проблемы, парадоксы, решения (Монография). LAP LAMBERT Academic Publishing ist ein Imprint der/является торговой маркой AVAkademikerverlag GmbH&Co.KG Heinrich-Bocking-Str.6-8, 66121 Saarbrucken, Deutschland/Германия, 2012. – 165 с. С.128-1552. Макаров Ю.А. Толерантность и общество// Проблемы толерантности: история и современность. Материалы международной научной конференции (г. Череповец, 16-18 апреля 2015 года): Сборник научных работ/ отв. редактор А.Н. Егоров, А.Е. Новиков, О.Ю. Солодянкина. – Череповец: ФГБОУ ВПО ЧГУ, 2015. – 138 с. С. 76-843. Зверев В.О, Морозов А.А. Патриотизм как нравственная ценность в политике России и социальных концепциях религиозных объединений//Психопедагогика в правоохранительных органах. 2015. № 1. С. 67-70.4. Юревич А.В. Психологические аспекты патриотизма//Методология и теория юридической психологии, №1, 2016. – С. 5-21.

AB - ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В РОССИИМакаров Юрий Александрович, кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и педагогической психологии Санкт-Петербургского государственного университета, Санкт-Петербург, РоссияАннотация. Анализ психологических аспектов формирования патриотизма в современной России связан с необходимость учёта максимального количества факторов успешной образовательной политики государства. В числе базовых идей автора фигурируют следующие: межэтническая толерантность формируется только на основе национальной идентичности; патриотизм начинается с уважения к своей нации, своему народу; необходимо учитывать законы формирования оптимальной толерантности; патриотизм – следствие присутствия в структуре личностных характеристик оптимальной межэтнической толерантности.На основе проведённых исследований сформулированы основные проблемы формирования востребованных государством морально-ценностных установок и рекомендации по повышению эффективности патриотического воспитания. Ключевые слова: патриотизм, оптимальная толерантность, воспитание.Глубоко ошибается тот, кто считает, что образование и воспитание может быть вне зоны государственной политики. Государство через разные социальные институты выполняет свою воспитательную функцию по отношению к населению, пытаясь создать общность социальных установок, убеждений, поведения. Это обеспечивает устойчивость государства по отношению к внешним силам, пытающимся завладеть ресурсами (природными, человеческими и т.д.). Это естественный процесс развития и противостояния человеческих сообществ, социумов, государств. Более того, если нет активного и даже жёсткого контроля в области идеологии за содержанием воспитательных мероприятий в учебных заведениях, то эту часть образовательного пространства неизбежно занимают идеологические противники, формируя убеждения у граждан чужого государства в контексте собственных геополитических интересов. В необходимости некой идеи объединяющей всех людей в стране, вряд ли кто будет сомневаться. В качестве такой идеологической основы на сегодняшний день фигурирует идея патриотизма. Очевидно, что начинать нужно с патриотического воспитания.Вопросы возникают скорее процессуально-инструментального характера. Что такое патриотизм? Как осуществлять патриотическое воспитание? Какие препятствия возникают?Начнём с самого понятия патриотизма. Слово «патриотизм», в целом, вызывает у россиян положительные эмоции. Но иногда с налётом иронии и политического нигилизма. Часто вспоминают фразу, якобы принадлежащую Салтыкову-Щедрину: «На патриотизм стали напирать. Видимо, проворовались...». Фраза имеет разные варианты и является запавшей в сознание людей псевдоцитатой в стиле сатиры Салтыкова-Щедрина. Впрочем, подобное отношение к патриотизму не такая уж редкость. Современник Салтыкова-Щедрина поэт Алексей Жемчужников писал:«Как завелось у вас однажды,Так видно будет и вперёд:Хоть грабит патриот не каждый,Но что ни вор, то – патриот». 1883 год, «Сказка о глупом бесе и мудром патриоте»По наблюдениям граждан слово патриотизм политики начинают активно и часто использовать для того, чтобы прикрыть собственные просчёты или даже преступления. Речь в данном случае идёт о декларируемом патриотизме, о использовании идеи патриотизма в рамках частных меркантильных интересов.Немалый вред патриотической идее в нашей стране нанесли и так называемые «сталинские перегибы». Речь о борьбе с космополитизмом и преклонением перед Западом, как части идеологической мобилизационной компании в советском обществе в период начавшейся «холодной войны». Началась активная популяризация достижений русских дореволюционных изобретателей, учёных, путешественников. Наряду с «развенчанием мифов» о техническом превосходстве западной цивилизации над русской, рассказами о том, что все изобретения если не раньше появились в России, то, как минимум, совершались параллельно, начались такие не однозначные в оценке людей компании, как борьба с иностранными словами, запретом на упоминание зарубежных научных теорий и разгром «лженаук», вроде педологии, генетики и кибернетики. Практически исчезли психологи и психология, которая была сведена к психофизиологическим исследованиям. Всякого рода проходимцы активно использовали патриотическую идею в конъюнктурных целях и карьерных интересах. В результате массовой борьбы со всем иностранным накопилось серьёзное отставание во многих отраслях советской науки. Почему не всех отраслях? Пришлось ограничить погромы там, где они явно создавали угрозу для развития страны и её защиты. Так, к примеру, известно, что Лаврентий Берия, как руководитель советского атомного проекта, активно воспротивился «чистке от иностранщины» в советской физике, вероятно, помня о том, что в гитлеровской Германии проблемы с реализацией проекта по атомной бомбе начались как раз после того, как началась борьба с «еврейской физикой».Так что патетические воззвания к патриотизму и любви к Родине, рассказы о безоговорочном величии и превосходстве страны во всех сферах вряд ли можно связать с настоящим патриотизмом даже в народной памяти.Патриотическое воспитание в «эпоху развитого социализма» базировалось на идее интернационализма и попытках сформировать «новую историческую общность – советский народ», сформировать национальную идентичность советского народа. Эта задача превалировала и в советской государственной патриотической идеологии. На ней строилась вся система обучения и воспитания. Идея работала вплоть до насильственного развала Советского Союза в результате поражения в идеологической войне. Патриотизм был чем-то само собой разумеющимся. Были живы деды – живые свидетели защиты страны от фашистских захватчиков, патриоты «на деле». У подавляющего большинства молодёжи не было сомнения в том, что Родину следует защищать, правительству в вопросах международной политики доверять, интернациональный долг, как народ освободитель, – выполнять. Развал СССР приводит к ликвидации патриотического воспитания. Опять же это начинается с верхов. Даже президент, обращаясь к Богу, просит не о России, а о другой стране: «Боже, благослови Америку!» (1992). «Парад суверенитетов» и возрождение старых националистических традиций в политике и сознании людей привёл к тому, что патриотизм стал рассматриваться опять лишь в контексте частных националистических интересов. Попытки возродить патриотическое воспитание на основе советского интернационализма не возможны в условиях роста националистических настроений. Но вот саму идею взаимодействия культур разных народов, их взаимопроникновения и позитивного принятия других народов, на наш взгляд, забывать нельзя [4]. Противостоит ли патриотическое воспитание националистическим настроениям? Нужно ли бороться с местным национализмом? Об этом чуть позже.Сегодня речь идёт не просто о возвращении к патриотизму. Молодёжь не знакома с той забытой советской идеологией и нормами поведения советского гражданина. А бывшие сознательные граждане Страны Советов хоть и, частенько, ностальгируют о былых временах, но уже весьма критичны по отношению к любой идеологии. Необходимо строить систему патриотического воспитания заново. На основе новых реалий. Понимание патриотизма как некоего качества субъекта, складывающегося из определённых социально-психологических характеристик на сегодняшний день весьма распространённая исследовательская практика. Спектр исследований широк – от философско-социологического на тему: «Кого считать патриотом?», через исследование социально-психологических предпосылок формирования патриотических убеждений и патриотического поведения, до психологического анализа патриотизма в контексте становления и развития личности.Да, сегодня психологические исследования патриотизма в России не ограничиваются лишь перечислением социально-психологических характеристик. Патриотизм трактуется как традиционно личностная характеристика, включающая общенациональные представления о морали и нравственности. Тему патриотизма как составляющей народной культуры не обойти. Основные идеи, в данном случае, построены на убеждении в том, что «загадочная русская душа» может стать основой для российской государственности в силу специфических культурные традиции, построенных на основе оптимальной толерантности, чувстве справедливости и искренней любви к Родине. Что исследователи считают особо значимым в этой точки зрения?Нравственные идеалы русского народа имеют существенные отличия от западных: толерантность по отношению к другим народам, религиям и культурам, игнорирование как центральной, главной темы обогащения при завоеваниях или даже разбоях (герои русского эпоса считают ужасной идею положить жизнь в обмен на богатства), если война, то только за освобождение и справедливость (отсутствует идея мести). Если на Западе искренность и доброта воспринимаются как глупость, то русский патриот не стыдится искренности в проявлении своих чувств, невыгодных, но добрых поступков. Нет идеи властвовать над другими народами. Скорее наоборот, удивление перед другой культурой и поддержка культурных традиций другого народа. Русское государство, решая внешнеполитические задачи, ведёт не только оборонительные войны, но присоединяя большие территории, нигде не обращается с завоёванными, как это принято в Европе. Русский народ не грабил Среднюю Азию, Сибирь, Кавказ или Прибалтику, сохранял местные обычаи, культуру, право на землю. Российский патриотизм нашёл своё выражение в том, что после освобождения своей страны в Великой Отечественной войне русский солдат с таким же самопожертвованием и энергией освободил ещё и половину Европы.Как мы диагностируем присутствие патриотизма? Наличие любви к Родине, к своему народу и соответствующее поведение, с готовностью защищать в первую очередь общественные интересы, интересы страны, интересы нации, даже в ситуации несогласия с политикой власти. Т.е. способность и готовность пожертвовать собственными интересами ради блага своей страны. Отождествление своей судьбы с судьбой своего народа и своей страны, гражданская ответственность [3]. Часто упоминают гордость культурой и достижениями своей страны, её историей, позитивное, в целом, отношение к своему народу, другим народам, окружающим людям.Все эти понятия не однозначны в понимании людей и часто требуют дополнительной работы по коррекции трактовки и убеждений. Кто должен этим заниматься? Конечно, не «зрелая общественность» и не власть. Сегодня это неизбежно вызовет открытую или скрытую враждебность [4]. Это работа учителя, преподавателя, психолога, способных войти в межличностный контакт и заставить задуматься. Так возможны разные виды любви к Отечеству и её интенсивности, разное понимание блага для страны и народа, не всеми историческими событиями можно гордиться, как и отдельными поступками соотечественников. Образ Родины может существенно различаться в том числе и у истинных патриотов. Не все пекущиеся о благе страны реформаторы-радикалы полагают нужным сохранять какие-то культурные особенности своего народа, своей Родины. Они «во благо страны и народа» готовы жертвовать не только собой, но и частью народа. Искренняя любовь к Отечеству может сочетаться с критическим отношением к внутренней и внешней политике, экономике, социально-политическому устройству и т.д. без желания «очернить», с стремлением сделать лучше для народа. Не все соотечественники способны в принципе к личному и тем более историческому оптимизму.Сегодня патриотизм часто противопоставляется либерализму. Впрочем, речь идёт скорее о псевдолиберализме, трактующем патриотизм либо как застой, либо как необходимость жить исключительно по западным стандартам. В чём мы видим ошибки в современных попытках возродить патриотическую идею в России на государственном уровне? Базовый мотив при объяснении патриотического поведения должен быть рационально обоснован: защита своего экоса, той части земли, которая принадлежит твоему народу и является ресурсным источником существования людей, живущих на данной территории, максимально возможное психологическое (и идеологическое) единство всех людей в государстве для активного противостояния другим этносам. Гибель всех империй в истории начиналась с ослабления патриотизма их граждан. Для государства патриотические настроения в обществе – основа для укрепления национальной безопасности через национальное единство. Особенно в условиях полиэтнического и полирелигиозного общества. Патриотизм рассматривается как альтернатива межнациональной и межрелигиозной розни. Он в данном случае, строится, как минимум, на ощущении принадлежности к определённому сообществу, нации, позитивном отношении и интересе к культуре своего народа и, как следствие, позитивном отношении и интересе к культуре других народов. Устойчивая и оптимальная межэтническая толерантность формируется только на основе сформированной национальной идентичности, развитом национальном самосознании. Как это, на первый взгляд, не парадоксально [1]. Любовь к Родине при этом возможна только на основе развитого национального самосознания. Патриотизм как любовь к общему Отечеству строится на взаимной терпимости, уважении и мирном сосуществовании. Это, в свою очередь, становится препятствием для возникновения экстремистских идей, для шовинизма, для мыслей о национальной исключительности. Наше исследование показало, что именно национальное самосознание в структуре личностных характеристик индивида выступает основой для формирования оптимального уровня межэтнической толерантности. Не замалчивание проблемы межэтнического взаимодействия в многонациональной стране и не прикрытие этой проблемы политическими лозунгами, а интенсификация межнационального взаимодействия – залог эффективной внутренней политики и общегосударственного патриотизма. Интолерантность в общении (крайне выраженные формы: полная неприятие поведения и ценностей представителей других культур или абсолютный конформизм в этом принятии), как правило, результат недоразвития и искажения процесса формирования национального самосознания субъекта. Воспитательная работа, построенная на данном принципе, позволила нам получить высокий уровень межэтнического принятия и сплочённости. Культурные традиции этноса, включённые в структуру воспитательных воздействий образовательных организаций, позволяют обрести чувство собственного достоинства и осознать себя как равного в межэтническом общении. При этом знакомство с национальными традициями других народов, участие в национальных праздниках и культурных мероприятиях, позволяет сформировать позитивное отношение к представителям другого этноса. Нам удалось проследить связь между личностными особенностями учащихся, уровнем развития их толерантности и национальным самосознанием. В группе учащихся с оптимальным уровнем толерантности наблюдается и развитое национальное самосознание, диалогичность, эмпатичность, низкая агрессивность. У интолерантных, в большинстве случаев, - низкий уровень развития национального самосознания, авторитарность, низкий уровень развития коммуникативных навыков.Целенаправленное, а главное, грамотно, с педагогической точки зрения, сформированное национальное самосознание не только не вступает в противоречие с терпимым отношением к другим народам и этносам, но и становится непременным условием толерантного взаимодействия [1, 128-155]. На основе полученных в исследовании данных, мы пришли к выводу о том, что рост национального самосознания приводит к позитивной динамике личностных характеристик испытуемых. При этом коррекция определённых личностных характеристик позволяет изменить и интолерантное восприятие других людей. Уровень развития национального самосознания связан с наличием или отсутствием внутренней конфликтности, выраженной тревожности, самоуверенностью, самопринятием, самооценкой, доминированием монологических или диалогических форм в направленности в общении, экстрапунитивной или интропунитивной позицией и т.д. Психокоррекция конативных, когнитивных и аффективных компонентов в структуре личностных характеристик субъекта приводит к позитивному восприятию окружающего мира и представителей других культур, национальных групп.Сегодня в школах у учащихся чаще отсутствует какое-либо мнение о межнациональном общении, либо оно сформировано под влиянием негативного отношения к этой теме со стороны родителей. Нет представления о том, как нужно общаться с людьми другой национальности, нет примеров позитивного взаимодействия с другими народами, зато есть ощущение чужеродности и тревоги. Собственная национальная идентичность создаёт условия для понимания ценности культурных традиций других народов, интереса к ним без агрессии и лишней тревоги.Разговоры о государственном патриотизме в многонациональной стране так и останутся разговорами без работы по формированию межэтнической толерантности.Таким образом понимаемая в рамках государственной политики идея патриотизма должна лечь в основу образовательной программы и методических разработок учителей. Одна из ошибок в том, что содержание урока «Разговор о главном» и дисциплин патриотического воспитания предполагается начинать с эмоций, обсуждения страданий и лишений людей как причины всех современных исторических событий. Это работает в пропаганде, а не в обучении! Тут необходим строго научный подход, рациональный анализ социальных, психологических, экономических явлений, формирование убеждений на основе логики и научного анализа событий и фактов. На наш взгляд, это существенная ошибка многих методических разработок.Недостаточно одной лишь эмоциональной стороны. Впрочем, и одного знания необходимости патриотизма недостаточно. Если человек рассказывает всем о своём патриотизме и любви к Родине, но ни с Родиной, ни со своим народом себя не отождествляет, то вряд ли такой патриотизм следует считать истинным. Бывает так, что человек демонстрирует непатриотические убеждения или не испытывает позитивных эмоций по отношению к своей Отчизне, но сознательно сражается, а то и погибает за свою страну, за свою Родину. Поведенческий компонент, безусловно, важнее. Именно в экстремальных условиях могут стать явными истинное отношение, мировоззренческие установки, эмоции. Стоит заметить, что на практике следует при анализе патриотизма человека оценивать все компоненты – когнитивный, аффективный, конативный в совокупности, добавляя такую интегрирующую составляющую, как личность.Почему появляется сопротивление программе патриотического воспитания? Её часто понимают, как попытку политической агитации, считают прикрытием для военной пропаганды, желанием государства воздействовать через детей на мнение родителей и пр. В СМИ часто можно встретить мнение о том, что существует скрытое сопротивление в педагогической среде, воспринимающей требование усиленного патриотического воспитания как «политинформацию» с целью воспитать лояльность к государственной системе и государственной идеологии. Потому мол и эффективность классных часов и не может быть высокой. Из-за саботажа.И тут кроется, на наш взгляд, ещё одна ошибка. Безусловно, у хорошего преподавателя, учителя должны быть собственные убеждения, сформировавшиеся представления о мире, о добре и зле, справедливости и нравственности. Он не может менять их в угоду политической ситуации, постоянно «колебаться» вместе с политической линией правительства. Как утверждают классики педагогической науки, если этого нет, то учителю не верят воспитанники, не уважают коллеги и родители и т.д. Какие варианты решения этой проблемы? Заменить всех учителей, не имеющих необходимых государству убеждений, скрывающих нежелание реализовать требование государства или даже активно критикующих образовательные программы? Вряд ли это возможно. Где взять за короткий срок других педагогов? Выход один – переубеждать тех, что есть. То есть, прежде чем реализовывать программу на детях, на студентах, нужна глубокая личностная и методическая подготовка педагогических кадров. Не запугивание и жёсткий контроль над учителями и преподавателями вузов, а убеждение и психологическая работа!Учителя и родители, воспитанные в духе псевдолиберальной идеологии 90-х годов, часто негативно воспринимают саму идею политической пропаганды и государственного контроля убеждений граждан. Многие как идеал воспринимают идеи западной культуры, отрицая вслед за победителями в идеологической войне, развалившими СССР, саму возможность национальной идеи в России и возможность противодействия западному образу жизни.Современная молодёжь отличается критичностью и прагматизмом, нацеленностью в первую очередь на высокий статус в обществе, материальное благополучие, безапелляционную конкурентную борьбу, вседозволенность. Духовно-нравственные ценности воспринимаются как помеха, знания истории как ненужные. Это мало сочетается с жертвенностью патриотического поведения и заботой о благе соотечественников. Родители и педагоги совсем недавно искренне считали, что только при таких ценностях и такой устремленности дети смогут выжить и жить лучше, чем они. Общечеловеческие ценности при этом остались неизменными. Ценность собственной жизни, прав других людей, забота о близких, самодисциплина, героизм и т.д. Только на этой основе возможно восприятие патриотизма как личностно значимой идеи. С этого стоит начать и педагогам.Список литературы:1. Ефимова Д.В., Макаров Ю.А. Межэтническая толерантность: проблемы, парадоксы, решения (Монография). LAP LAMBERT Academic Publishing ist ein Imprint der/является торговой маркой AVAkademikerverlag GmbH&Co.KG Heinrich-Bocking-Str.6-8, 66121 Saarbrucken, Deutschland/Германия, 2012. – 165 с. С.128-1552. Макаров Ю.А. Толерантность и общество// Проблемы толерантности: история и современность. Материалы международной научной конференции (г. Череповец, 16-18 апреля 2015 года): Сборник научных работ/ отв. редактор А.Н. Егоров, А.Е. Новиков, О.Ю. Солодянкина. – Череповец: ФГБОУ ВПО ЧГУ, 2015. – 138 с. С. 76-843. Зверев В.О, Морозов А.А. Патриотизм как нравственная ценность в политике России и социальных концепциях религиозных объединений//Психопедагогика в правоохранительных органах. 2015. № 1. С. 67-70.4. Юревич А.В. Психологические аспекты патриотизма//Методология и теория юридической психологии, №1, 2016. – С. 5-21.

KW - патриотическое воспитание

M3 - статья в сборнике

SN - 978-5-907688-18-6

SP - 23

EP - 30

BT - Проблемы современного патриотического воспитания в России

A2 - Мурзина, Ж.В.

PB - ИД Среда

CY - Чебоксары

ER -

ID: 116938542