Школьники - активные пользователи Интернета, где они общаются, играют, взаимодействуют с контентом социальных сетей, не всегда полезным для них. Поток распространяемой в массмедиа информации, включая в том числе и потенциально неприемлемую, беспрепятственно оказывается в поле внимания школьника, который в силу возраста не может в должной мере познать и оценить информационную ситуацию. Все это оказывает определенное влияние на формирование его личности. Цель настоящего исследования заключается в актуализации медийных факторов воздействия на формирование личности подростка как пользователя сетей Интернета. Предмет исследования - способность обеспечивать когнитивную безопасность молодых пользователей Интернета посредством выработки навыков ценностной оценки смыслов медийной информации и формирование критического мышления в ее восприятии. В исследовании применялись следующие методы: обсуждение проблематики в фокус-группе, контент-анализ. В формировании состава фокус-группы использовалась авторская методика включения в неё учащихся профильного журналистского класса одной из школ Санкт-Петербурга. Новизна исследования заключается в применяемом методом достижения репрезентативности анализа за счёт специального подбора участников фокус-группы, которые стали объектом анализа. Школьники из Санкт-Петербурга продемонстрировали высокий уровень осведомленности о потенциальных угрозах, существующих в сети Интернет. Они также отметили, что их личная безопасность подвергается серьезным рискам, исходящим из онлайн-среды. Результаты исследования указали на тенденцию школьников оценивать медийные события с моральной точки зрения. Для современных подростков ключевыми ценностями являются истина, свобода, авторитет, лояльность и справедливость. Важно сознательно повышать осведомленность школьников о медийных ресурсах и развивать у них критическое мышление относительно их собственного опыта в обеспечении информационной безопасности. В будущем они смогут грамотно принимать осознанные решения при использовании Интернета и защитить свою личную безопасность.