Standard

Векторы праксиологического анализа в медиалингвистике. / Дускаева, Л.Р.

In: Медиалингвистика, Vol. 6, No. 1, 03.2019, p. 4-18.

Research output: Contribution to journalArticlepeer-review

Harvard

APA

Vancouver

Author

BibTeX

@article{851ddf0c605247ab96821cfbbd14c03d,
title = "Векторы праксиологического анализа в медиалингвистике",
abstract = "В последние годы на пересечении двух направлений - лингвистики и теории медиа - сформировалась самостоятельная научная дисциплина - медиалингвистика, объектом анализа в которой является медиатекст, понимаемый широко - от высказывания в Twitter до гипермедиатекста. Предмет медиалингвистики - речевая деятельность, отражающаяся в разных формах медиатекстов. В медиалингвистике можно выделить четыре научные области, каждая из которых объективацию речевой деятельности в медиа изучает в особом аспекте. Первая область - грамматика медиаречи, задача которой - выявить закономерности отбора языковых средств как технико-языкового инструментария. Вторая область - стилистика медиатекста, или медиастилистика, раскрывающая нормативные композиционно-лингвистические формы типовых коммуникативных действий в различных условиях профессионально-речевой деятельности. Третья - медиалингводискурсология - исследует воплощение речевых процедур медиакоммуникации в разных типах межтекстовых совокупностей, а также типы поликодовых средств, выражающих в процедурных единствах межтекстовые связи. Четвертая область - критико-оценочная - раскрывает проявления «злоупотребления языком» в медиа, нормы продуктивной речевой деятельности и критерии оценки ее эффективности. Такая четырехчастная структура медиалингвистики обусловлена ее праксиологической направленностью на установление «форм деятельности, обладающих общественной эффективностью и личностной значимостью» [Павлович 2000]. Для достижения исследовательских целей в каждой части медиалингвистики используются частные методы. В грамматике медиаречи - методы лингвистического анализа языковых средств, из которых создаются типовые речевые действия. В медиастилистике - методики стилистического анализа медиатекстотипов - типовых коммуникативных действий, рождающихся из совокупностей речевых. В лингводискурсологии мобилизуются такие методы, которые позволяют выявить, из каких коммуникативных действий складываются типовые процедуры речевой деятельности в медиа. В критике медиаречи - методы критической лингвистики: культурно-речевой, критико-дискурсный и т. п. Четыре выделенных направления благодаря осуществляемому в ходе анализа взаимодействию поэтапно раскрывают разные стороны эффективной речевой деятельности в медиасреде.",
keywords = "МЕДИАТЕКСТ, Медиалингвистика, СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ МЕДИАЛИНГВИСТИКИ, ГРАММАТИКА МЕДИАРЕЧИ, МЕДИАСТИЛИСТИКА, МЕДИАЛИНГВОДИСКУРСОЛОГИЯ, КРИТИКА МЕДИАРЕЧИ, media text, media linguistics, COMPONENTS OF MEDIA LINGUISTICS, THE GRAMMAR OF MEDIA SPEECH, CRITICISM OF MEDIA SPEECH, MEDIA LINGUISTIC DISCOURSE STUDY, MEDIA STYLISTICS",
author = "Л.Р. Дускаева",
note = "Дускаева, Л.Р. (2019). Векторы праксиологического анализа в медиалингвистике. Медиалингвистика, 6 (1), 4–18. https://doi.org/10.21638/spbu22.2019.101",
year = "2019",
month = mar,
language = "русский",
volume = "6",
pages = "4--18",
journal = "Медиалингвистика",
issn = "2312-0274",
publisher = "Издательство Санкт-Петербургского университета",
number = "1",

}

RIS

TY - JOUR

T1 - Векторы праксиологического анализа в медиалингвистике

AU - Дускаева, Л.Р.

N1 - Дускаева, Л.Р. (2019). Векторы праксиологического анализа в медиалингвистике. Медиалингвистика, 6 (1), 4–18. https://doi.org/10.21638/spbu22.2019.101

PY - 2019/3

Y1 - 2019/3

N2 - В последние годы на пересечении двух направлений - лингвистики и теории медиа - сформировалась самостоятельная научная дисциплина - медиалингвистика, объектом анализа в которой является медиатекст, понимаемый широко - от высказывания в Twitter до гипермедиатекста. Предмет медиалингвистики - речевая деятельность, отражающаяся в разных формах медиатекстов. В медиалингвистике можно выделить четыре научные области, каждая из которых объективацию речевой деятельности в медиа изучает в особом аспекте. Первая область - грамматика медиаречи, задача которой - выявить закономерности отбора языковых средств как технико-языкового инструментария. Вторая область - стилистика медиатекста, или медиастилистика, раскрывающая нормативные композиционно-лингвистические формы типовых коммуникативных действий в различных условиях профессионально-речевой деятельности. Третья - медиалингводискурсология - исследует воплощение речевых процедур медиакоммуникации в разных типах межтекстовых совокупностей, а также типы поликодовых средств, выражающих в процедурных единствах межтекстовые связи. Четвертая область - критико-оценочная - раскрывает проявления «злоупотребления языком» в медиа, нормы продуктивной речевой деятельности и критерии оценки ее эффективности. Такая четырехчастная структура медиалингвистики обусловлена ее праксиологической направленностью на установление «форм деятельности, обладающих общественной эффективностью и личностной значимостью» [Павлович 2000]. Для достижения исследовательских целей в каждой части медиалингвистики используются частные методы. В грамматике медиаречи - методы лингвистического анализа языковых средств, из которых создаются типовые речевые действия. В медиастилистике - методики стилистического анализа медиатекстотипов - типовых коммуникативных действий, рождающихся из совокупностей речевых. В лингводискурсологии мобилизуются такие методы, которые позволяют выявить, из каких коммуникативных действий складываются типовые процедуры речевой деятельности в медиа. В критике медиаречи - методы критической лингвистики: культурно-речевой, критико-дискурсный и т. п. Четыре выделенных направления благодаря осуществляемому в ходе анализа взаимодействию поэтапно раскрывают разные стороны эффективной речевой деятельности в медиасреде.

AB - В последние годы на пересечении двух направлений - лингвистики и теории медиа - сформировалась самостоятельная научная дисциплина - медиалингвистика, объектом анализа в которой является медиатекст, понимаемый широко - от высказывания в Twitter до гипермедиатекста. Предмет медиалингвистики - речевая деятельность, отражающаяся в разных формах медиатекстов. В медиалингвистике можно выделить четыре научные области, каждая из которых объективацию речевой деятельности в медиа изучает в особом аспекте. Первая область - грамматика медиаречи, задача которой - выявить закономерности отбора языковых средств как технико-языкового инструментария. Вторая область - стилистика медиатекста, или медиастилистика, раскрывающая нормативные композиционно-лингвистические формы типовых коммуникативных действий в различных условиях профессионально-речевой деятельности. Третья - медиалингводискурсология - исследует воплощение речевых процедур медиакоммуникации в разных типах межтекстовых совокупностей, а также типы поликодовых средств, выражающих в процедурных единствах межтекстовые связи. Четвертая область - критико-оценочная - раскрывает проявления «злоупотребления языком» в медиа, нормы продуктивной речевой деятельности и критерии оценки ее эффективности. Такая четырехчастная структура медиалингвистики обусловлена ее праксиологической направленностью на установление «форм деятельности, обладающих общественной эффективностью и личностной значимостью» [Павлович 2000]. Для достижения исследовательских целей в каждой части медиалингвистики используются частные методы. В грамматике медиаречи - методы лингвистического анализа языковых средств, из которых создаются типовые речевые действия. В медиастилистике - методики стилистического анализа медиатекстотипов - типовых коммуникативных действий, рождающихся из совокупностей речевых. В лингводискурсологии мобилизуются такие методы, которые позволяют выявить, из каких коммуникативных действий складываются типовые процедуры речевой деятельности в медиа. В критике медиаречи - методы критической лингвистики: культурно-речевой, критико-дискурсный и т. п. Четыре выделенных направления благодаря осуществляемому в ходе анализа взаимодействию поэтапно раскрывают разные стороны эффективной речевой деятельности в медиасреде.

KW - МЕДИАТЕКСТ

KW - Медиалингвистика

KW - СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ МЕДИАЛИНГВИСТИКИ

KW - ГРАММАТИКА МЕДИАРЕЧИ

KW - МЕДИАСТИЛИСТИКА

KW - МЕДИАЛИНГВОДИСКУРСОЛОГИЯ

KW - КРИТИКА МЕДИАРЕЧИ

KW - media text

KW - media linguistics

KW - COMPONENTS OF MEDIA LINGUISTICS

KW - THE GRAMMAR OF MEDIA SPEECH

KW - CRITICISM OF MEDIA SPEECH

KW - MEDIA LINGUISTIC DISCOURSE STUDY

KW - MEDIA STYLISTICS

UR - https://elibrary.ru/item.asp?id=22576307

M3 - статья

VL - 6

SP - 4

EP - 18

JO - Медиалингвистика

JF - Медиалингвистика

SN - 2312-0274

IS - 1

ER -

ID: 46640802