Research output: Contribution to journal › Article › peer-review
Векторы праксиологического анализа в медиалингвистике. / Дускаева, Л.Р.
In: Медиалингвистика, Vol. 6, No. 1, 03.2019, p. 4-18.Research output: Contribution to journal › Article › peer-review
}
TY - JOUR
T1 - Векторы праксиологического анализа в медиалингвистике
AU - Дускаева, Л.Р.
N1 - Дускаева, Л.Р. (2019). Векторы праксиологического анализа в медиалингвистике. Медиалингвистика, 6 (1), 4–18. https://doi.org/10.21638/spbu22.2019.101
PY - 2019/3
Y1 - 2019/3
N2 - В последние годы на пересечении двух направлений - лингвистики и теории медиа - сформировалась самостоятельная научная дисциплина - медиалингвистика, объектом анализа в которой является медиатекст, понимаемый широко - от высказывания в Twitter до гипермедиатекста. Предмет медиалингвистики - речевая деятельность, отражающаяся в разных формах медиатекстов. В медиалингвистике можно выделить четыре научные области, каждая из которых объективацию речевой деятельности в медиа изучает в особом аспекте. Первая область - грамматика медиаречи, задача которой - выявить закономерности отбора языковых средств как технико-языкового инструментария. Вторая область - стилистика медиатекста, или медиастилистика, раскрывающая нормативные композиционно-лингвистические формы типовых коммуникативных действий в различных условиях профессионально-речевой деятельности. Третья - медиалингводискурсология - исследует воплощение речевых процедур медиакоммуникации в разных типах межтекстовых совокупностей, а также типы поликодовых средств, выражающих в процедурных единствах межтекстовые связи. Четвертая область - критико-оценочная - раскрывает проявления «злоупотребления языком» в медиа, нормы продуктивной речевой деятельности и критерии оценки ее эффективности. Такая четырехчастная структура медиалингвистики обусловлена ее праксиологической направленностью на установление «форм деятельности, обладающих общественной эффективностью и личностной значимостью» [Павлович 2000]. Для достижения исследовательских целей в каждой части медиалингвистики используются частные методы. В грамматике медиаречи - методы лингвистического анализа языковых средств, из которых создаются типовые речевые действия. В медиастилистике - методики стилистического анализа медиатекстотипов - типовых коммуникативных действий, рождающихся из совокупностей речевых. В лингводискурсологии мобилизуются такие методы, которые позволяют выявить, из каких коммуникативных действий складываются типовые процедуры речевой деятельности в медиа. В критике медиаречи - методы критической лингвистики: культурно-речевой, критико-дискурсный и т. п. Четыре выделенных направления благодаря осуществляемому в ходе анализа взаимодействию поэтапно раскрывают разные стороны эффективной речевой деятельности в медиасреде.
AB - В последние годы на пересечении двух направлений - лингвистики и теории медиа - сформировалась самостоятельная научная дисциплина - медиалингвистика, объектом анализа в которой является медиатекст, понимаемый широко - от высказывания в Twitter до гипермедиатекста. Предмет медиалингвистики - речевая деятельность, отражающаяся в разных формах медиатекстов. В медиалингвистике можно выделить четыре научные области, каждая из которых объективацию речевой деятельности в медиа изучает в особом аспекте. Первая область - грамматика медиаречи, задача которой - выявить закономерности отбора языковых средств как технико-языкового инструментария. Вторая область - стилистика медиатекста, или медиастилистика, раскрывающая нормативные композиционно-лингвистические формы типовых коммуникативных действий в различных условиях профессионально-речевой деятельности. Третья - медиалингводискурсология - исследует воплощение речевых процедур медиакоммуникации в разных типах межтекстовых совокупностей, а также типы поликодовых средств, выражающих в процедурных единствах межтекстовые связи. Четвертая область - критико-оценочная - раскрывает проявления «злоупотребления языком» в медиа, нормы продуктивной речевой деятельности и критерии оценки ее эффективности. Такая четырехчастная структура медиалингвистики обусловлена ее праксиологической направленностью на установление «форм деятельности, обладающих общественной эффективностью и личностной значимостью» [Павлович 2000]. Для достижения исследовательских целей в каждой части медиалингвистики используются частные методы. В грамматике медиаречи - методы лингвистического анализа языковых средств, из которых создаются типовые речевые действия. В медиастилистике - методики стилистического анализа медиатекстотипов - типовых коммуникативных действий, рождающихся из совокупностей речевых. В лингводискурсологии мобилизуются такие методы, которые позволяют выявить, из каких коммуникативных действий складываются типовые процедуры речевой деятельности в медиа. В критике медиаречи - методы критической лингвистики: культурно-речевой, критико-дискурсный и т. п. Четыре выделенных направления благодаря осуществляемому в ходе анализа взаимодействию поэтапно раскрывают разные стороны эффективной речевой деятельности в медиасреде.
KW - МЕДИАТЕКСТ
KW - Медиалингвистика
KW - СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ МЕДИАЛИНГВИСТИКИ
KW - ГРАММАТИКА МЕДИАРЕЧИ
KW - МЕДИАСТИЛИСТИКА
KW - МЕДИАЛИНГВОДИСКУРСОЛОГИЯ
KW - КРИТИКА МЕДИАРЕЧИ
KW - media text
KW - media linguistics
KW - COMPONENTS OF MEDIA LINGUISTICS
KW - THE GRAMMAR OF MEDIA SPEECH
KW - CRITICISM OF MEDIA SPEECH
KW - MEDIA LINGUISTIC DISCOURSE STUDY
KW - MEDIA STYLISTICS
UR - https://elibrary.ru/item.asp?id=22576307
M3 - статья
VL - 6
SP - 4
EP - 18
JO - Медиалингвистика
JF - Медиалингвистика
SN - 2312-0274
IS - 1
ER -
ID: 46640802