На сегодняшний день мы постоянно находимся в информационном потоке, в котором легко потеряться или стать жертвой манипуляций. Критическое мышление предполагает развитие определенных навыков, которые позволяют преодолевать стереотипы, находить правильные решения в той или иной ситуации. В конечном итоге человек с критическим мышлением рационально мыслит, он способен подходить взвешенно к анализу и потреблению информации.
В ХХ в. о необходимости развивать мышление писали психологи, педагоги и социологи (М.М. Бахтин, Л.С. Выготский, С.И. Векслер, Дж. Гилфорд, Д. Дьюи, А.Н. Леонтьев, Д. Рассел, и др.), определяя его как отдельное свойство личности, как личностно и социально значимый феномен, приоритетный в области образования [1. C. 3]. Таким образом, ещё с прошлого века велись активные обсуждения и исследования, касаемые развития гибких навыков.
Важной вехой в этих исследованиях стала вышедшая в 1997 г. книга Дайаны Халперн «Critical Thinking Across the Curriculum» (Критическое мышление) [2]. А также работы различных авторов, работавших в этой области, включая Ричарда Пола, Линду Элдер, Джералда Носича [3. С.171].
Развитие «критического мышления» подразумевает выход за привычные рамки подачи информации, не «классический» процесс обучения, отлаженный настолько, что он протекает зачастую сам собой, а активное управление этим процессом. Институтом, который может предложить такой подход как раз и является музей. Не секрет, что сегодня уже младший школьник не представляет свою жизнь без интенсивного визуального и информационного потока, к которому он привык чуть ли не с рождения. В такой ситуации достаточно тяжело «вырвать» его из-под этой информационной лавины, которая накрывает его с головой. Аналогично ситуация обстоит и со старшими школьниками, да и со студентами. Но на помощь приходят современные музейные практики. Новые методики работы (тут и современные технологии, и арт-медиации, и инклюзия) позволяют посетителю проявить свою активность, реализовать потребность в физическом движении (потрогать, повертеть в руках), усиливают интерес, позволяют представить абстрактные понятия [4].
В этом плане очень важны свойства «критического мышления», которые выделяет Д. Клустер в своей знаменитой работе «Что такое критическое мышление?»:
«1) Критическое мышление есть мышление самостоятельное;
2) Информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления;
3) Критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить;
4) Критическое мышление стремится к убедительной аргументации;
5) Критическое мышление есть мышление социальное» [5. С.37-39]. Эти свойства очень важны для нас, ведь именно их последовательное уяснение делает процесс развития «критического мышления» наиболее продуктивным.
В современной музейной работе мы можем увидеть, как все эти свойства находят своё место. Кураторами создаются выставки, которые поднимают значимые вопросы, позволяют формулировать собственные идеи и оценки, становятся отправной точкой для дальнейших дискуссий. Более того, теория «критического мышления» говорит о том, что для порождения независимой мысли, человеку нужно переработать гору «сырья» – фактов, идей, текстов, концепций. Именно такой культурный опыт могут получить дети, молодые люди и старшее поколение через активное участие в жизни музейных институций.
Рассмотрим и несколько примеров. Особого внимания заслуживает масштабный выставочный проект 2019 года «Грядущий мир: экология как новая политика. 2030–2100» в музее «Гараж» [6]. Проект был обращен к будущему (причем совсем близкому), которое ещё формируется и в котором экологическая повестка является одним из ключевых политических вопросов. На выставке посетители могли увидеть скульптуры из корней, объекты из травы, портрет из смога и инсталляцию из паутины. При помощи совершенно разных символов и способов авторы старались показать, как менялось отношение человека к природе начиная с XVI века и до наших дней. В своей повседневной жизни посетители нечасто задумывались о их собственном влиянии на планету, о переработке, о истории «сожительства» человека и планеты (от благоговения до варварского разрушительства). В чем-то схожий проект «NEW NATURE. ПЕРСОНАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА RECYCLE GROUP» был организован Манежем в 2021 году [7]. Авторы анализировали трансформацию личности под влиянием современных технологий, обращались к возможности вечной жизни внутри сети. В этом пространстве особую роль начинал играть коэффициент вовлеченности, количество просмотров и лайков, а виртуальное опережало реальное. Но что важно, авторы не пытались навязать посетителю какое-то личное мнение, наоборот, они приглашали его к диалогу. Именно такие проекты позволяют критически взглянуть на действительность, на собственную жизнь. Усиливающую роль в музейных проектах играют современные технологии и практики в работе с посетителем. На выставке «NEW NATURE» посыл был усилен интерактивными скульптурами и динамическими инсталляциями, которые превращали зрителей в участников виртуального и технологического перформанса. Отдельно музеем проводилась просветительская программа, поднимавшая темы пост-интернет искусства, расширения возможностей нашего мозга, глобальных изменения окружающей среды и климата.
На примере этих двух музейных проектов мы можем увидеть, как музей на практике реализует свои социальные и образовательные функции, выступая модератором общественного диалога. Ну и конечно, диалога личного с самим собой. Через реализацию таких проектов, программы медиаций, экскурсий и образовательные встречи музей выступает институтом формирования soft skills в современном мире. Через свою деятельность музей обогащает образный и визуальный набор символов у посетителя, продвигая медийно-информационную грамотность. Другими словами, давая человеку возможность «считывать» визуальный текст на уровне логических связей и критической оценки.
Original languageRussian
Title of host publicationСБОРНИК МАТЕРИАЛОВ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ ОНЛАЙН-КОНФЕРЕНЦИИ «МЕДИЙНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ГРАМОТНОСТЬ МОЛОДЕЖИ: ВЫЗОВЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ»
Place of PublicationЧелябинск
PublisherАВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ «АГЕНТСТВО СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ И МОЛОДЕЖНЫХ ИНИЦИАТИВ»
Pagesс 37 по 42
Number of pages5
ISBN (Electronic)978-5-93162-683-3
StatePublished - 2022
EventНАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ ОНЛАЙН-КОНФЕРЕНЦИЯ «МЕДИЙНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ГРАМОТНОСТЬ МОЛОДЕЖИ: ВЫЗОВЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ» - Челябинск, Russian Federation
Duration: 9 Nov 202210 Nov 2022

Conference

ConferenceНАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ ОНЛАЙН-КОНФЕРЕНЦИЯ «МЕДИЙНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ГРАМОТНОСТЬ МОЛОДЕЖИ: ВЫЗОВЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ»
Country/TerritoryRussian Federation
CityЧелябинск
Period9/11/2210/11/22

ID: 102392597