Standard

Современная утопия: Юваль Ной Харари. / Корниенко, Наталья Владимировна.

In: Философская мысль, No. 5, 11.05.2024, p. 1-10.

Research output: Contribution to journalArticlepeer-review

Harvard

APA

Vancouver

Author

BibTeX

@article{52f7a39fb66545e4a0f17dc28baed407,
title = "Современная утопия: Юваль Ной Харари",
abstract = " Статья посвящена анализу современного состояния утопии, в частности уделяется внимание проблеме кризиса утопической мысли, возникшего в конце ХХ века и продолжающегося по настоящее время. Автором рассматриваются особенности философской критики современности идеолога будущего и футуролога Юваля Ной Харари. Цель данного исследования – выяснить, является ли Юваль Ной Харари утопистом современности, а предлагаемая Ю. Харари модель ближайшего будущего, представляющая собой естественную реакцию общества на общемировой ценностный и идеологический кризис, – современной утопией по признакам. В ходе исследования вопросов, связанных с кризисом утопической мысли современности, автор исходит из постулата о том, что утопия является особым типом прогностической рефлексии, мировоззренческой установкой, выстроенной в ориентации на вероятное будущее. В основу исследования положена концепция К. Манхейма, согласно которой утопия представляет собой установку сознания, ориентированную в будущее, а так же из определения утопии как идеализированного социального конструкта, принципиально нереализуемого в целом. Научная новизна данного исследования заключается в следующем: определены основные концепты понимания современной утопии, обоснована специфика описания реалий современности, выявлены характеристики, актуальные для мировоззрения XXI века, исходящие из категорий философствования нового толка, выявлены особенности критики Юваля Ной Харари в отношении утопии новой формации. Результат исследования показывает, что Юваль Ной Харари является утопистом нового времени, а его проект считается утопией современности эскапистского типа, в основу которой заложена социальная стратификация. Данная утопия является эскапистской, поскольку для одной части человечества является нереализуемой и является лишь средством бегства от реальности, в то время как для другой его части может служить полноценным проектом будущего, претендующим на реализацию. Ей также присуще такое онтологическое свойство, как темпоральность, поскольку она соответствует реалиям своего времени по содержанию.",
keywords = "утопия, утопизм, будущее, гуманизм, техногуманизм, темпоральность, интерсубъективная реальность, эскапизм, мировоззрение, прогностическое мышление",
author = "Корниенко, {Наталья Владимировна}",
note = "1. Философия: энциклопедический словарь / под ред. А. А. Ивина. М.: Гардарики, 2006. 2. Маркузе Г. Конец утопии. Пер. с англ. Смирнова А. Herbert Marcuse, Five Lectures. Psychoanalysis, Politics and Utopia. Boston: Beacon Press. 1970. pp. 62-69. [Электронный ресурс]. URL: https://scepsis.net/library/id_2671.html (дата обращения: 03.03.2024). 3. Тотомианц В.Ф., Устинов В.М. «Утопии»: социальный рай на земле. М.: Библиотека {"}Революция и культура{"}, 1917. 4. Клеес Г. Утопия и утопизм: история осмысления понятий // Практики и интерпретации: журнал филологических, образовательных и культурных исследований. 2018. №3. С. 148-160. 5. Соколова Р.И. Реабилитация утопии как симптом кризиса российской и западной цивилизаций. Философские науки. 2019. №62(5). С. 7-26. [Электронный ресурс]. URL: https://doi.org/10.30727/0235-1188-2019-62-5-7-26 (дата обращения: 03.03.2024). 6. Kumar K. The Ends of Utopia. New Literary History. 2010.vol. 41, No. 3. Pp. 549-569. [Электронный ресурс]. URL: http://www.jstor.org/stable/40983884. (дата обращения: 04.04.2024). 7. Джеймисон Ф. Политика утопии. // Художественный журнал, 2011, № 84. [Электронный ресурс]. URL: https://moscowartmagazine.com/issue/13/article/173 (дата обращения: 04.04.2024). 8. Feldman I., Ticktin M. eds. In the Name of Humanity: The Government of Threat and Care. Durham, NC: Duke University Press, 2010. 9. Levitas R. Utopia as method: The imaginary reconstitution of society. London: Palgrave. 2013. 268 p. Рp. 153-154. 10. Манхейм К. Идеология и утопия / К. Манхейм – Текст: непосредственный // Манхейм К. Диагноз нашего времени: [Сборник: Пер. с нем. и англ.]. М.: Юрист, 1994. 11. Манхейм К. Избранное: Диагноз нашего времени / Карл Манхейм; [пер. с нем. и англ.] – М.: Изд-во «РАО Говорящая книга». 2010. 12. Van Niekerk A.A. Building the future in the 21st century: In conversation with Yuval Noah Harari. HTS Teologiese Studies/ Theological Studies. 2020. No. 76(1), a6058. URL: https://doi.org/10.4102/hts.v76i1.6058. 13. Nye D. Harari's World History: Evolution toward Intelligence without Consciousness? Technology and Culture. 2021. No. 62. Pp. 1219-1228. DOI: 10.1353/tech.2021.0160. 14. Zangwill N. Yuval Harari on Human Rights and Biology. Think. 2024. No. 3. Pp. 59-63. URL: https://doi.org/10.1017/S1477175623000507 15. Харари Ю.Н. Homo Deus. Краткая история будущего. М.: Синдбад, 2020. 16. General Multilingual Environmental Thesaurus (Заголовок с экрана). [Электронный ресурс]. URL: https://www.eionet.europa.eu/gemet/en/concept/450 (дата обращения: 10.04.2024). 17. The song of our ancestors has weakened: the king of the Maori wants to give rights to whales (Заголовок с экрана). [Электронный ресурс]. URL: https://www.paudal.com/2024/03/28/the-song-of-our-ancestors-has-weakened-the-king-of-the-maori-wants-to-give-rights-to-whales/ (дата обращения: 12.04.2024). 18. Kurzweil R., Grossman T., M.D., Fantastic Voyage: Live Long Enough to Live Forever. New York, Penguin, 2005. 19. Корниенко Н. В. Онтологические свойства утопии / Н. В. Корниенко // Общество: философия, история, культура. 2023. № 5(109). С. 146-152. DOI: 10.24158/fik.2023.5.21. 20. Мамфорд Л. Миф машины /Утопия и утопическое мышление: антология зарубеж. лит / Сост. и общ. ред. В.А. Чаликовой. М.: Прогресс, 1991. ",
year = "2024",
month = may,
day = "11",
doi = "10.25136/2409-8728.2024.5.70627",
language = "русский",
pages = "1--10",
journal = "Философская мысль",
issn = "2409-8728",
publisher = "НБ-Медиа",
number = "5",

}

RIS

TY - JOUR

T1 - Современная утопия: Юваль Ной Харари

AU - Корниенко, Наталья Владимировна

N1 - 1. Философия: энциклопедический словарь / под ред. А. А. Ивина. М.: Гардарики, 2006. 2. Маркузе Г. Конец утопии. Пер. с англ. Смирнова А. Herbert Marcuse, Five Lectures. Psychoanalysis, Politics and Utopia. Boston: Beacon Press. 1970. pp. 62-69. [Электронный ресурс]. URL: https://scepsis.net/library/id_2671.html (дата обращения: 03.03.2024). 3. Тотомианц В.Ф., Устинов В.М. «Утопии»: социальный рай на земле. М.: Библиотека "Революция и культура", 1917. 4. Клеес Г. Утопия и утопизм: история осмысления понятий // Практики и интерпретации: журнал филологических, образовательных и культурных исследований. 2018. №3. С. 148-160. 5. Соколова Р.И. Реабилитация утопии как симптом кризиса российской и западной цивилизаций. Философские науки. 2019. №62(5). С. 7-26. [Электронный ресурс]. URL: https://doi.org/10.30727/0235-1188-2019-62-5-7-26 (дата обращения: 03.03.2024). 6. Kumar K. The Ends of Utopia. New Literary History. 2010.vol. 41, No. 3. Pp. 549-569. [Электронный ресурс]. URL: http://www.jstor.org/stable/40983884. (дата обращения: 04.04.2024). 7. Джеймисон Ф. Политика утопии. // Художественный журнал, 2011, № 84. [Электронный ресурс]. URL: https://moscowartmagazine.com/issue/13/article/173 (дата обращения: 04.04.2024). 8. Feldman I., Ticktin M. eds. In the Name of Humanity: The Government of Threat and Care. Durham, NC: Duke University Press, 2010. 9. Levitas R. Utopia as method: The imaginary reconstitution of society. London: Palgrave. 2013. 268 p. Рp. 153-154. 10. Манхейм К. Идеология и утопия / К. Манхейм – Текст: непосредственный // Манхейм К. Диагноз нашего времени: [Сборник: Пер. с нем. и англ.]. М.: Юрист, 1994. 11. Манхейм К. Избранное: Диагноз нашего времени / Карл Манхейм; [пер. с нем. и англ.] – М.: Изд-во «РАО Говорящая книга». 2010. 12. Van Niekerk A.A. Building the future in the 21st century: In conversation with Yuval Noah Harari. HTS Teologiese Studies/ Theological Studies. 2020. No. 76(1), a6058. URL: https://doi.org/10.4102/hts.v76i1.6058. 13. Nye D. Harari's World History: Evolution toward Intelligence without Consciousness? Technology and Culture. 2021. No. 62. Pp. 1219-1228. DOI: 10.1353/tech.2021.0160. 14. Zangwill N. Yuval Harari on Human Rights and Biology. Think. 2024. No. 3. Pp. 59-63. URL: https://doi.org/10.1017/S1477175623000507 15. Харари Ю.Н. Homo Deus. Краткая история будущего. М.: Синдбад, 2020. 16. General Multilingual Environmental Thesaurus (Заголовок с экрана). [Электронный ресурс]. URL: https://www.eionet.europa.eu/gemet/en/concept/450 (дата обращения: 10.04.2024). 17. The song of our ancestors has weakened: the king of the Maori wants to give rights to whales (Заголовок с экрана). [Электронный ресурс]. URL: https://www.paudal.com/2024/03/28/the-song-of-our-ancestors-has-weakened-the-king-of-the-maori-wants-to-give-rights-to-whales/ (дата обращения: 12.04.2024). 18. Kurzweil R., Grossman T., M.D., Fantastic Voyage: Live Long Enough to Live Forever. New York, Penguin, 2005. 19. Корниенко Н. В. Онтологические свойства утопии / Н. В. Корниенко // Общество: философия, история, культура. 2023. № 5(109). С. 146-152. DOI: 10.24158/fik.2023.5.21. 20. Мамфорд Л. Миф машины /Утопия и утопическое мышление: антология зарубеж. лит / Сост. и общ. ред. В.А. Чаликовой. М.: Прогресс, 1991.

PY - 2024/5/11

Y1 - 2024/5/11

N2 - Статья посвящена анализу современного состояния утопии, в частности уделяется внимание проблеме кризиса утопической мысли, возникшего в конце ХХ века и продолжающегося по настоящее время. Автором рассматриваются особенности философской критики современности идеолога будущего и футуролога Юваля Ной Харари. Цель данного исследования – выяснить, является ли Юваль Ной Харари утопистом современности, а предлагаемая Ю. Харари модель ближайшего будущего, представляющая собой естественную реакцию общества на общемировой ценностный и идеологический кризис, – современной утопией по признакам. В ходе исследования вопросов, связанных с кризисом утопической мысли современности, автор исходит из постулата о том, что утопия является особым типом прогностической рефлексии, мировоззренческой установкой, выстроенной в ориентации на вероятное будущее. В основу исследования положена концепция К. Манхейма, согласно которой утопия представляет собой установку сознания, ориентированную в будущее, а так же из определения утопии как идеализированного социального конструкта, принципиально нереализуемого в целом. Научная новизна данного исследования заключается в следующем: определены основные концепты понимания современной утопии, обоснована специфика описания реалий современности, выявлены характеристики, актуальные для мировоззрения XXI века, исходящие из категорий философствования нового толка, выявлены особенности критики Юваля Ной Харари в отношении утопии новой формации. Результат исследования показывает, что Юваль Ной Харари является утопистом нового времени, а его проект считается утопией современности эскапистского типа, в основу которой заложена социальная стратификация. Данная утопия является эскапистской, поскольку для одной части человечества является нереализуемой и является лишь средством бегства от реальности, в то время как для другой его части может служить полноценным проектом будущего, претендующим на реализацию. Ей также присуще такое онтологическое свойство, как темпоральность, поскольку она соответствует реалиям своего времени по содержанию.

AB - Статья посвящена анализу современного состояния утопии, в частности уделяется внимание проблеме кризиса утопической мысли, возникшего в конце ХХ века и продолжающегося по настоящее время. Автором рассматриваются особенности философской критики современности идеолога будущего и футуролога Юваля Ной Харари. Цель данного исследования – выяснить, является ли Юваль Ной Харари утопистом современности, а предлагаемая Ю. Харари модель ближайшего будущего, представляющая собой естественную реакцию общества на общемировой ценностный и идеологический кризис, – современной утопией по признакам. В ходе исследования вопросов, связанных с кризисом утопической мысли современности, автор исходит из постулата о том, что утопия является особым типом прогностической рефлексии, мировоззренческой установкой, выстроенной в ориентации на вероятное будущее. В основу исследования положена концепция К. Манхейма, согласно которой утопия представляет собой установку сознания, ориентированную в будущее, а так же из определения утопии как идеализированного социального конструкта, принципиально нереализуемого в целом. Научная новизна данного исследования заключается в следующем: определены основные концепты понимания современной утопии, обоснована специфика описания реалий современности, выявлены характеристики, актуальные для мировоззрения XXI века, исходящие из категорий философствования нового толка, выявлены особенности критики Юваля Ной Харари в отношении утопии новой формации. Результат исследования показывает, что Юваль Ной Харари является утопистом нового времени, а его проект считается утопией современности эскапистского типа, в основу которой заложена социальная стратификация. Данная утопия является эскапистской, поскольку для одной части человечества является нереализуемой и является лишь средством бегства от реальности, в то время как для другой его части может служить полноценным проектом будущего, претендующим на реализацию. Ей также присуще такое онтологическое свойство, как темпоральность, поскольку она соответствует реалиям своего времени по содержанию.

KW - утопия, утопизм, будущее, гуманизм, техногуманизм, темпоральность, интерсубъективная реальность, эскапизм, мировоззрение, прогностическое мышление

UR - https://e-notabene.ru/fr/article_70627.html

UR - https://www.mendeley.com/catalogue/8b793422-b606-3065-90dc-4175a560975d/

U2 - 10.25136/2409-8728.2024.5.70627

DO - 10.25136/2409-8728.2024.5.70627

M3 - статья

SP - 1

EP - 10

JO - Философская мысль

JF - Философская мысль

SN - 2409-8728

IS - 5

ER -

ID: 119529953