Статья подводит итоги выполнения международно-политических задач Водной стратегии Российской Федерации на период до 2020 г. и даёт оценку новым вызовам международному сотрудничеству, с которыми Россия столкнётся в наступающем десятилетии в области охраны и использования трансграничных вод. За 2010-е годы изменилась как ситуация в сфере обеспеченности водными ресурсами России, её соседей и всего мира, так и научные подходы к оценке влияния дефицита воды на международную политику. Приверженцы большинства из них сходятся в том, что дефицит воды чаще приводит к международному сотрудничеству. Соглашаясь с таким подходом и развивая его, авторы подвергают критике гипотезу, согласно которой дефицит воды, как правило, служит источником конфликтов и что оптимальным инструментом смягчения этих конфликтов являются многосторонние международные институты. Данный подход основывается на гоббсовском понятии естественного состояния войны всех против всех за ограниченные ресурсы, единственной альтернативой которому являются институты принуждения, пусть и не всегда совершенные. Одновременно другие подходы, опирающиеся на политическую философию Томаса Гоббса, разделяют международно-политические процессы, обусловленные страхом, от тех, которые вызваны дефицитом. Последние, по Гоббсу, имеют иную логику развития. Конфликты, как правило, обусловливаются страхом, включая и страх дефицита, но дефицит как таковой чаще порождает сотрудничество. Если многосторонние институты подчас и способны смягчать конфликты, то в условиях дефицита воды более эффективными оказываются двусторонние и минилатеральные – создаваемые небольшим числом сторон – институты сотрудничества. Это подтверждает и рассматриваемый в статье опыт взаимодействия России с соседними государствами в области охраны и использования трансграничных водных ресурсов. Авторы делают вывод, что международно-политической составляющей водной стратегии России на предстоящий период более соответствует подход, предполагающий, что дефицит воды чаще порождает сотрудничество, чем конфликты. Двусторонние и мини-латеральные институты сотрудничества, в отличие от многосторонних соглашений, способны предложить странам, делящим общие водотоки, инструменты взаимодействия, более подходящие к условиям конкретного бассейна.
Original languageRussian
Pages (from-to)105-120
JournalМЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРОЦЕССЫ
Volume19
Issue number2
StatePublished - Jun 2021

    Scopus subject areas

  • Social Sciences(all)

ID: 87277469