Standard

Иконология и компаративистика: междисциплинарный дискурс : Жанр мистерии в культурном пространстве первой половины ХХ века. / Варакина, Галина Владиславовна; Пepeвoлoчaнcкaя, Светлана Николаевна; Азарова, Валентина Владимировна; Добровольская, Варвара Евгеньевна.

In: ВЕСТНИК СЛАВЯНСКИХ КУЛЬТУР, Vol. 66, 3, 28.12.2022, p. 320-332.

Research output: Contribution to journalArticlepeer-review

Harvard

APA

Vancouver

Author

Варакина, Галина Владиславовна ; Пepeвoлoчaнcкaя, Светлана Николаевна ; Азарова, Валентина Владимировна ; Добровольская, Варвара Евгеньевна. / Иконология и компаративистика: междисциплинарный дискурс : Жанр мистерии в культурном пространстве первой половины ХХ века. In: ВЕСТНИК СЛАВЯНСКИХ КУЛЬТУР. 2022 ; Vol. 66. pp. 320-332.

BibTeX

@article{1480ded060b740d1869c52d84ee0a6b2,
title = "Иконология и компаративистика: междисциплинарный дискурс: Жанр мистерии в культурном пространстве первой половины ХХ века",
abstract = "Автор рассматривает творческие поиски мастеров искусств – М. В. Матюшина, К. С. Малевича, А. Е. Крученых, Н. Б. Обухова, И. А. Вышнеградского, обращавшихся в первой половине ХХ в. к старинному жанру мистерии. На основе сопоставления и сравнения итогов индивидуальных творческих поисков в статье раскрывается актуальность и художественная значимость мистериальных проектов «Книга жизни» и «День бытия», которые контрастируют с опытом коллективного манифеста футуризма «Победа над солнцем». Так функционирует компаративистский подход в гуманитарной науке. Названные произведения играют роль своеобразных маркеров – индикаторов духовности в культурном пространстве той эпохи.Исследовательская установка статьи состоит в анализе цели каждого из мистериальных проектов, в выявлении смысла той или иной реконструкции старинного жанра.Методология исследования не замыкается лишь на музыке и методах аналитического музыкознания; она имеет междисциплинарный и трансдисциплинарный характер, основанный на идее синтеза искусствоведческих наук – от культурологии до музыкальной философии, теологии.Автором статьи сделаны выводы:• О новых формах решения сценического и звукового пространства мистерий, о признаках нового понимания времени, человека и человечества;• О взаимодействии человеческого сознания с космосом и души – с Богом.В пользу научной новизны и значимости представленной темы приводится тезис об интеграции авторского голоса в пространство художественного текста произведений. Компаративистский метод анализа творческих устремлений Н. Б. Обухова и И. А. Вышнеградского позволяет обнаружить духовное измерение как особенность парадигмы взаимоотношений творческого сознания с истинами христианства.",
keywords = "компаративистский метод, междисциплинарные исследования, мистерия, авангард, Матюшин, Обухов, Вышнеградский",
author = "Варакина, {Галина Владиславовна} and Пepeвoлoчaнcкaя, {Светлана Николаевна} and Азарова, {Валентина Владимировна} and Добровольская, {Варвара Евгеньевна}",
year = "2022",
month = dec,
day = "28",
doi = "10.37816/2073-9567-2022-66-320-332",
language = "русский",
volume = "66",
pages = "320--332",
journal = "ВЕСТНИК СЛАВЯНСКИХ КУЛЬТУР",
issn = "2073-9567",
publisher = "РИО МГУДТ",

}

RIS

TY - JOUR

T1 - Иконология и компаративистика: междисциплинарный дискурс

T2 - Жанр мистерии в культурном пространстве первой половины ХХ века

AU - Варакина, Галина Владиславовна

AU - Пepeвoлoчaнcкaя, Светлана Николаевна

AU - Азарова, Валентина Владимировна

AU - Добровольская, Варвара Евгеньевна

PY - 2022/12/28

Y1 - 2022/12/28

N2 - Автор рассматривает творческие поиски мастеров искусств – М. В. Матюшина, К. С. Малевича, А. Е. Крученых, Н. Б. Обухова, И. А. Вышнеградского, обращавшихся в первой половине ХХ в. к старинному жанру мистерии. На основе сопоставления и сравнения итогов индивидуальных творческих поисков в статье раскрывается актуальность и художественная значимость мистериальных проектов «Книга жизни» и «День бытия», которые контрастируют с опытом коллективного манифеста футуризма «Победа над солнцем». Так функционирует компаративистский подход в гуманитарной науке. Названные произведения играют роль своеобразных маркеров – индикаторов духовности в культурном пространстве той эпохи.Исследовательская установка статьи состоит в анализе цели каждого из мистериальных проектов, в выявлении смысла той или иной реконструкции старинного жанра.Методология исследования не замыкается лишь на музыке и методах аналитического музыкознания; она имеет междисциплинарный и трансдисциплинарный характер, основанный на идее синтеза искусствоведческих наук – от культурологии до музыкальной философии, теологии.Автором статьи сделаны выводы:• О новых формах решения сценического и звукового пространства мистерий, о признаках нового понимания времени, человека и человечества;• О взаимодействии человеческого сознания с космосом и души – с Богом.В пользу научной новизны и значимости представленной темы приводится тезис об интеграции авторского голоса в пространство художественного текста произведений. Компаративистский метод анализа творческих устремлений Н. Б. Обухова и И. А. Вышнеградского позволяет обнаружить духовное измерение как особенность парадигмы взаимоотношений творческого сознания с истинами христианства.

AB - Автор рассматривает творческие поиски мастеров искусств – М. В. Матюшина, К. С. Малевича, А. Е. Крученых, Н. Б. Обухова, И. А. Вышнеградского, обращавшихся в первой половине ХХ в. к старинному жанру мистерии. На основе сопоставления и сравнения итогов индивидуальных творческих поисков в статье раскрывается актуальность и художественная значимость мистериальных проектов «Книга жизни» и «День бытия», которые контрастируют с опытом коллективного манифеста футуризма «Победа над солнцем». Так функционирует компаративистский подход в гуманитарной науке. Названные произведения играют роль своеобразных маркеров – индикаторов духовности в культурном пространстве той эпохи.Исследовательская установка статьи состоит в анализе цели каждого из мистериальных проектов, в выявлении смысла той или иной реконструкции старинного жанра.Методология исследования не замыкается лишь на музыке и методах аналитического музыкознания; она имеет междисциплинарный и трансдисциплинарный характер, основанный на идее синтеза искусствоведческих наук – от культурологии до музыкальной философии, теологии.Автором статьи сделаны выводы:• О новых формах решения сценического и звукового пространства мистерий, о признаках нового понимания времени, человека и человечества;• О взаимодействии человеческого сознания с космосом и души – с Богом.В пользу научной новизны и значимости представленной темы приводится тезис об интеграции авторского голоса в пространство художественного текста произведений. Компаративистский метод анализа творческих устремлений Н. Б. Обухова и И. А. Вышнеградского позволяет обнаружить духовное измерение как особенность парадигмы взаимоотношений творческого сознания с истинами христианства.

KW - компаративистский метод

KW - междисциплинарные исследования

KW - мистерия

KW - авангард

KW - Матюшин

KW - Обухов

KW - Вышнеградский

U2 - 10.37816/2073-9567-2022-66-320-332

DO - 10.37816/2073-9567-2022-66-320-332

M3 - статья

VL - 66

SP - 320

EP - 332

JO - ВЕСТНИК СЛАВЯНСКИХ КУЛЬТУР

JF - ВЕСТНИК СЛАВЯНСКИХ КУЛЬТУР

SN - 2073-9567

M1 - 3

ER -

ID: 101479136