Research output: Contribution to journal › Article › peer-review
«…сладкая приманка панмонголизма» Эсхатология национализма. / Малинов, Алексей Валерьевич.
In: СОЛОВЬЕВСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ, No. 1(57), 2018, p. 6–20.Research output: Contribution to journal › Article › peer-review
}
TY - JOUR
T1 - «…сладкая приманка панмонголизма» Эсхатология национализма
AU - Малинов, Алексей Валерьевич
N1 - Малинов А.В. «…сладкая приманка панмонголизма» Эсхатология национализма // Соловьевские исследования. 2018. № 1.С. 6–20.
PY - 2018
Y1 - 2018
N2 - Рассматривается эсхатологическое учение В.С. Соловьева, сформулированное в его последней работе «Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории» (1900 г.). Предпринимается попытка найти исторические и идеологические аналогии и параллели предложенному В.С. Соловьевым термину «панмонголизм». В связи с этим анализируется «принцип национализма» Сунь Ятсена, проводится сравнение «трех народных принципов» Сунь Ятсена (национализм, народовластие и народное благосостояние) и триады «православие, самодержавие, народность» С.С. Уварова. Типологическое сходство «принципа национализма» Сунь Ятсена и учения С.С. Уварова объясняется их утопическим характером: ретроутопизмом Сунь Ятсена и консервативной утопией С.С. Уварова. Однако отсутствие эсхатологических и теократических мотивов, а также экспансионистской идеологии не позволяет сопоставить «принцип национализма» Сунь Ятсена с «панмонголизмом» В.С. Соловьева. Показано, что наибольшее соответствие «панмонголизм» находит в одной из японских версий «паназиатизма» - теории «исторической общности судеб народов Азии», религиозной основой которой послужило учение буддийского монаха XIII в. Нитирэна (идентификация национальной и религиозной жизни, идея коллективного спасения, убеждение в наступлении эпохи «конца Дхармы», мессианизм). Показано, что концепции теократии и необходимости активной борьбы со злом в перспективе приближающихся «последних времен», разработанные Нитирэном, находят параллели в учении самого В.С. Соловьева. Делается вывод, что положительная оценка исторического пути Японии в историософии Соловьева обусловлена убеждением в благотворности модернизации по европейскому образцу, успехи которой демонстрировала Япония. Однако обращение к историческому опыту азиатских народов (Китай и Япония) служило Соловьеву основанием (и давало примеры) для критики учения славянофилов.
AB - Рассматривается эсхатологическое учение В.С. Соловьева, сформулированное в его последней работе «Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории» (1900 г.). Предпринимается попытка найти исторические и идеологические аналогии и параллели предложенному В.С. Соловьевым термину «панмонголизм». В связи с этим анализируется «принцип национализма» Сунь Ятсена, проводится сравнение «трех народных принципов» Сунь Ятсена (национализм, народовластие и народное благосостояние) и триады «православие, самодержавие, народность» С.С. Уварова. Типологическое сходство «принципа национализма» Сунь Ятсена и учения С.С. Уварова объясняется их утопическим характером: ретроутопизмом Сунь Ятсена и консервативной утопией С.С. Уварова. Однако отсутствие эсхатологических и теократических мотивов, а также экспансионистской идеологии не позволяет сопоставить «принцип национализма» Сунь Ятсена с «панмонголизмом» В.С. Соловьева. Показано, что наибольшее соответствие «панмонголизм» находит в одной из японских версий «паназиатизма» - теории «исторической общности судеб народов Азии», религиозной основой которой послужило учение буддийского монаха XIII в. Нитирэна (идентификация национальной и религиозной жизни, идея коллективного спасения, убеждение в наступлении эпохи «конца Дхармы», мессианизм). Показано, что концепции теократии и необходимости активной борьбы со злом в перспективе приближающихся «последних времен», разработанные Нитирэном, находят параллели в учении самого В.С. Соловьева. Делается вывод, что положительная оценка исторического пути Японии в историософии Соловьева обусловлена убеждением в благотворности модернизации по европейскому образцу, успехи которой демонстрировала Япония. Однако обращение к историческому опыту азиатских народов (Китай и Япония) служило Соловьеву основанием (и давало примеры) для критики учения славянофилов.
UR - https://elibrary.ru/item.asp?id=32853626
M3 - статья
SP - 6
EP - 20
JO - СОЛОВЬЕВСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
JF - СОЛОВЬЕВСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
SN - 2076-9210
IS - 1(57)
ER -
ID: 34510715