Standard

Существовала ли вавилонская философия? / Емельянов, Владимир Владимирович.

In: ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ, Vol. 2, No. 2, 05.02.2023, p. 177-189.

Research output: Contribution to journalArticlepeer-review

Harvard

Емельянов, ВВ 2023, 'Существовала ли вавилонская философия?', ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ, vol. 2, no. 2, pp. 177-189.

APA

Vancouver

Author

BibTeX

@article{d1cc81952f7a4d28a9a0689f4039c5aa,
title = "Существовала ли вавилонская философия?",
abstract = "В статье подвергается критике теория ассириолога М. ван де Миропа о существовании вавилонской философии, изложенная в его монографии и развернутых тезисах. Подробно цитируется и разбирается каждый тезис этой теории. Определяются отличия философского высказывания и философского мировоззрения от религиозных и научных высказываний народов древней Месопотамии. Установлено, что философское высказывание может быть только авторским и обязательно подвергается критике со стороны других авторов. В философском рассуждении о мироздании обязательным является принцип непосессивности всеобщего. Мироздание понимается философами как единство всего сущего. В то же время мироздание мыслится состоящим из первоэлементов. В философском мышлении есть иерархия категорий, представление о первоначале, о пределе и о беспредельном. В отличие от философов, авторы текстов на шумерском и аккадском языках были безымянными, не цитировали и не критиковали друг друга. В их рассуждениях всеобщее всегда связано с принадлежностью множества вещей одному субъекту, а мировой порядок понимается исключительно как власть. Мироздание предстает в шумеро-аккадских текстах как множество обладаемых вещей. Клинописные тексты до V в. до н.э. не знают представлений о первоэлементах. В них отсутствуют логические определения и цепочки логических рассуждений, иерархия категорий, представление о первоначале, о пределе и о беспредельном. Таким образом, построения жрецов и ученых древней Месопотамии, с нашей точки зрения, нельзя назвать философскими текстами.",
keywords = "ДРЕВНЯЯ МЕСОПОТАМИЯ, М. ВАН ДЕ МИРОП, «ВАВИЛОНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ», ФИЛОСОФСКОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ",
author = "Емельянов, {Владимир Владимирович}",
year = "2023",
month = feb,
day = "5",
language = "русский",
volume = "2",
pages = "177--189",
journal = "ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ",
issn = "0042-8744",
publisher = "Международная книга",
number = "2",

}

RIS

TY - JOUR

T1 - Существовала ли вавилонская философия?

AU - Емельянов, Владимир Владимирович

PY - 2023/2/5

Y1 - 2023/2/5

N2 - В статье подвергается критике теория ассириолога М. ван де Миропа о существовании вавилонской философии, изложенная в его монографии и развернутых тезисах. Подробно цитируется и разбирается каждый тезис этой теории. Определяются отличия философского высказывания и философского мировоззрения от религиозных и научных высказываний народов древней Месопотамии. Установлено, что философское высказывание может быть только авторским и обязательно подвергается критике со стороны других авторов. В философском рассуждении о мироздании обязательным является принцип непосессивности всеобщего. Мироздание понимается философами как единство всего сущего. В то же время мироздание мыслится состоящим из первоэлементов. В философском мышлении есть иерархия категорий, представление о первоначале, о пределе и о беспредельном. В отличие от философов, авторы текстов на шумерском и аккадском языках были безымянными, не цитировали и не критиковали друг друга. В их рассуждениях всеобщее всегда связано с принадлежностью множества вещей одному субъекту, а мировой порядок понимается исключительно как власть. Мироздание предстает в шумеро-аккадских текстах как множество обладаемых вещей. Клинописные тексты до V в. до н.э. не знают представлений о первоэлементах. В них отсутствуют логические определения и цепочки логических рассуждений, иерархия категорий, представление о первоначале, о пределе и о беспредельном. Таким образом, построения жрецов и ученых древней Месопотамии, с нашей точки зрения, нельзя назвать философскими текстами.

AB - В статье подвергается критике теория ассириолога М. ван де Миропа о существовании вавилонской философии, изложенная в его монографии и развернутых тезисах. Подробно цитируется и разбирается каждый тезис этой теории. Определяются отличия философского высказывания и философского мировоззрения от религиозных и научных высказываний народов древней Месопотамии. Установлено, что философское высказывание может быть только авторским и обязательно подвергается критике со стороны других авторов. В философском рассуждении о мироздании обязательным является принцип непосессивности всеобщего. Мироздание понимается философами как единство всего сущего. В то же время мироздание мыслится состоящим из первоэлементов. В философском мышлении есть иерархия категорий, представление о первоначале, о пределе и о беспредельном. В отличие от философов, авторы текстов на шумерском и аккадском языках были безымянными, не цитировали и не критиковали друг друга. В их рассуждениях всеобщее всегда связано с принадлежностью множества вещей одному субъекту, а мировой порядок понимается исключительно как власть. Мироздание предстает в шумеро-аккадских текстах как множество обладаемых вещей. Клинописные тексты до V в. до н.э. не знают представлений о первоэлементах. В них отсутствуют логические определения и цепочки логических рассуждений, иерархия категорий, представление о первоначале, о пределе и о беспредельном. Таким образом, построения жрецов и ученых древней Месопотамии, с нашей точки зрения, нельзя назвать философскими текстами.

KW - ДРЕВНЯЯ МЕСОПОТАМИЯ

KW - М. ВАН ДЕ МИРОП

KW - «ВАВИЛОНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ»

KW - ФИЛОСОФСКОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ

UR - https://www.elibrary.ru/item.asp?id=50205336

M3 - статья

VL - 2

SP - 177

EP - 189

JO - ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ

JF - ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ

SN - 0042-8744

IS - 2

ER -

ID: 103136510