В статье рассматривается рецепция наследия Лермонтова писателями-сатириконцами. На первый взгляд, Лермонтов в творческом сознании авторов «Сатирикона» может показаться фигурой периферийной и не привлекавшей к себе большого внимания. Тем не менее, в целом ряде произведений А. Аверченко, А. Бухова, Н. Тэффи встречаются отсылки к творчеству последнего русского романтика. Большей частью эти аллюзии имеют пародийную функцию, а их интертекстуальный смысл симулятивен, замыкаясь на самом факте отсылки. Теснее всего из всех сатириконцев с Лермонтовым связан Саша Черный, предлагающий ряд своеобразных интерпретаций лермонтовских текстов («Кранодемон», «Кваказский черт»). Лермонтовская генеалогия прослеживается и в поэзии Саши Черного, начиная с дебютного сборника «Разные мотивы».