Статья раскрывает особенности знакомства с философским наследием Рассела в России, начиная с неоднозначных политизированных публикаций 40-х гг. ХХ в. и заканчивая взвешенными оценками старейшины современной английской идеалистической философии и его влиянием на мировую философию. С течением времени, в связи с переводами важных монографий английского философа, оценка его творчества менялась, намечается отход от неверного причисления мыслителя к неопозитивистам. Вместе с критикой неопозитивизма в монографиях и рецензиях на работы Рассела представляются его достижения в логике и математике, чувственно-опытном знании, как и своеобразные толкования им базовых понятий мировой философии, основных вопросов философии и науки, морали и религии. Неореалистическая и субъективно-идеалистическая основа его философии рассматривается через анализ монографий советских и российских исследователей.