В начале ХХ в. конкурирующие теории эволюции становятся центральными в дискуссиях о стратегии общественного развития. В период бурного технического прогресса в утопической литературе на первый план выдвигаются не проблемы технического развития, но проблемы биологии: получает развитие тема евгеники, в литературе берущая начало в «Утопии» Т. Мора и «Республике» Платона, а в науке оформившаяся как учение в 1860-е гг. в работах Фрэнсиса Гальтона. В русской утопии обсуждение проблем человеческой селекции, следуя европейской традиции, также оказывается связанным с обсуждением моделей и путей развития общества, в первую очередь – социалистической. Идеи Томаса Мальтуса, Томаса Гексли и Герберта Уэллса обыгрываются в небольшой повести петербургского журналиста Николая Д. Федорова «Вечер в 2217», вышедшей, как и перевод на русский язык «Современной утопии» Уэллса, в Санкт-Петербурге в 1906 году и ставшей текстом-симптомом, в котором проявились характерные черты русской, более того – петербургской, утопии.