Research output: Contribution to journal › Article › peer-review
Фреймы в образовательных практиках. / Василькова, Валерия Валентиновна; Треухова, Евгения Олеговна.
In: Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология., Vol. 11, No. 4, 04.2018, p. 487- 502.Research output: Contribution to journal › Article › peer-review
}
TY - JOUR
T1 - Фреймы в образовательных практиках
AU - Василькова, Валерия Валентиновна
AU - Треухова, Евгения Олеговна
PY - 2018/4
Y1 - 2018/4
N2 - В статье представлены результаты исследования образовательных практик студентов на основе использования фрейм-анализа. Авторы отмечают, что фрейм-анализ характеризуется разнообразием способов его эмпирической верификации, и предлагают собственную версию фреймирования образовательных практик. В качестве основания для выделения фреймов предлагается использовать представления о жизненных стратегиях личности, поскольку отношение к образовательным практикам в значительной степени определяется ожиданиями и представлениями о будущем, что связано с «промежуточным» статусом учащейся молодежи, которая проходит в вузе начальную стадию профессионального самоопределения. Такие представления могут не фиксироваться как четко сформулированные установки, но выступать скрытым механизмом мотивации и социальной активности человека (что особенно важно для фрейм-анализа). Разработана система индикаторов фреймирования образовательных практик, включающая отношения с однокурсниками, коммуникацию с научным руководителем, образ университета и образ будущей карьеры. Исследование осуществлялось методом полуструктурированного интервью. Интервью проведены со студентами-магистрантами факультета социологии СПбГУ. В результате выявлены четыре основных фрейма, которые можно рассматривать как латентное выражение определенного типа жизненной стратегии: «Карьерист-трудоголик» - как стратегии успешного трудоустройства и карьерного роста, «Исследователь» - как стратегии дальнейшей интеллектуальной/академической деятельности, «Любопытный эрудит» - как стратегии общения, овладения широкой амплитудой знаний, «Транзит» - как стратегии избегания выбора жизненной стратегии в ближайшее время. Показано, что данные фреймы коррелируют с соответствующими предпочтениями в выборе студентами определенных образовательных компетенций. Было обнаружено, что наиболее частотными оказались фреймы «исследователь» и «карьерист-трудоголик», что может объясняться спецификой образовательного уровня респондентов.
AB - В статье представлены результаты исследования образовательных практик студентов на основе использования фрейм-анализа. Авторы отмечают, что фрейм-анализ характеризуется разнообразием способов его эмпирической верификации, и предлагают собственную версию фреймирования образовательных практик. В качестве основания для выделения фреймов предлагается использовать представления о жизненных стратегиях личности, поскольку отношение к образовательным практикам в значительной степени определяется ожиданиями и представлениями о будущем, что связано с «промежуточным» статусом учащейся молодежи, которая проходит в вузе начальную стадию профессионального самоопределения. Такие представления могут не фиксироваться как четко сформулированные установки, но выступать скрытым механизмом мотивации и социальной активности человека (что особенно важно для фрейм-анализа). Разработана система индикаторов фреймирования образовательных практик, включающая отношения с однокурсниками, коммуникацию с научным руководителем, образ университета и образ будущей карьеры. Исследование осуществлялось методом полуструктурированного интервью. Интервью проведены со студентами-магистрантами факультета социологии СПбГУ. В результате выявлены четыре основных фрейма, которые можно рассматривать как латентное выражение определенного типа жизненной стратегии: «Карьерист-трудоголик» - как стратегии успешного трудоустройства и карьерного роста, «Исследователь» - как стратегии дальнейшей интеллектуальной/академической деятельности, «Любопытный эрудит» - как стратегии общения, овладения широкой амплитудой знаний, «Транзит» - как стратегии избегания выбора жизненной стратегии в ближайшее время. Показано, что данные фреймы коррелируют с соответствующими предпочтениями в выборе студентами определенных образовательных компетенций. Было обнаружено, что наиболее частотными оказались фреймы «исследователь» и «карьерист-трудоголик», что может объясняться спецификой образовательного уровня респондентов.
KW - фрейм
KW - ФРЕЙМ-АНАЛИЗ
KW - ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ
KW - ЖИЗНЕННЫЕ СТРАТЕГИИ
KW - ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ
UR - https://elibrary.ru/item.asp?id=36801161
M3 - статья
VL - 11
SP - 487
EP - 502
JO - Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология.
JF - Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология.
SN - 2541-9374
IS - 4
ER -
ID: 41467033