Standard

Свобода и религиозное мировоззрение. / Сергеев, Михаил Юрьевич; Рыбас, Александр Евгеньевич.

In: ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ, Vol. 64, No. 3, 2021, p. 137–159.

Research output: Contribution to journalArticlepeer-review

Harvard

Сергеев, МЮ & Рыбас, АЕ 2021, 'Свобода и религиозное мировоззрение', ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ, vol. 64, no. 3, pp. 137–159. https://doi.org/10.30727/0235-1188-2021-64-3-137-159

APA

Vancouver

Author

Сергеев, Михаил Юрьевич ; Рыбас, Александр Евгеньевич. / Свобода и религиозное мировоззрение. In: ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ. 2021 ; Vol. 64, No. 3. pp. 137–159.

BibTeX

@article{02ef5bfaff3147f7b8221a71c6a322bc,
title = "Свобода и религиозное мировоззрение",
abstract = "В статье в форме диалога-дискуссии рассматривается проблематика свободы в контексте ее истолкования в религиозно-философской мысли. Исходным пунктом размышления о свободе выступает тезис о том, что понятие свободы, как оно представлено в метафизической и религиозной традициях, препятствует как философскому осмыслению свободы, так и ее осуществлению на практике, поскольку статус понятия предполагает отождествление свободы с знанием о свободе, а знание, ввиду присущей ему претензии на всеобщность, исключает возможность различного понимания свободы, что приводит к смешению свободы и необходимости. Опровергая этот тезис, М. Ю. Сергеев настаивает на том, что принятие той или иной системы воззрений, в том числе и религиозной веры, не ведет к навязыванию соответствующего взгляда на свободу другим людям, что выступает причиной устранения свободы в реальной жизни и на теоретическом уровне предполагает подмену свободы необходимостью: как показывает история философии и религии, существует и всегда существовало множество различных концепций свободы, даже в рамках одной и той же школы или традиции. С точки зрения А. Е. Рыбаса, разнообразие толкований свободы является таковым лишь формально, поскольку каждое из этих толкований дает одно, «истинное» понятие о свободе, которое соответствует той или иной позиции и позволяет охарактеризовать альтернативные взгляды как ложные: сама идея «истинности» свободы обусловливается спецификой метафизического мышления, в котором и следует искать причину неприятия свободы. В результате дискуссии были выработаны, тем не менее, точки соприкосновения в понимании свободы. В частности, свобода была определена как присущая человеку способность сознательно инициировать свои собственные изменения и задавать параметры своего существования, что предполагает недопустимость утверждения единственно верной или универсальной формы человеческой жизни.",
keywords = "свобода, философия свободы, свобода как необходимость, произвол, русская философия, творчество",
author = "Сергеев, {Михаил Юрьевич} and Рыбас, {Александр Евгеньевич}",
year = "2021",
doi = "10.30727/0235-1188-2021-64-3-137-159",
language = "русский",
volume = "64",
pages = "137–159",
journal = "ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ",
issn = "0235-1188",
publisher = "Издательский дом {"}Гуманитарий{"}",
number = "3",

}

RIS

TY - JOUR

T1 - Свобода и религиозное мировоззрение

AU - Сергеев, Михаил Юрьевич

AU - Рыбас, Александр Евгеньевич

PY - 2021

Y1 - 2021

N2 - В статье в форме диалога-дискуссии рассматривается проблематика свободы в контексте ее истолкования в религиозно-философской мысли. Исходным пунктом размышления о свободе выступает тезис о том, что понятие свободы, как оно представлено в метафизической и религиозной традициях, препятствует как философскому осмыслению свободы, так и ее осуществлению на практике, поскольку статус понятия предполагает отождествление свободы с знанием о свободе, а знание, ввиду присущей ему претензии на всеобщность, исключает возможность различного понимания свободы, что приводит к смешению свободы и необходимости. Опровергая этот тезис, М. Ю. Сергеев настаивает на том, что принятие той или иной системы воззрений, в том числе и религиозной веры, не ведет к навязыванию соответствующего взгляда на свободу другим людям, что выступает причиной устранения свободы в реальной жизни и на теоретическом уровне предполагает подмену свободы необходимостью: как показывает история философии и религии, существует и всегда существовало множество различных концепций свободы, даже в рамках одной и той же школы или традиции. С точки зрения А. Е. Рыбаса, разнообразие толкований свободы является таковым лишь формально, поскольку каждое из этих толкований дает одно, «истинное» понятие о свободе, которое соответствует той или иной позиции и позволяет охарактеризовать альтернативные взгляды как ложные: сама идея «истинности» свободы обусловливается спецификой метафизического мышления, в котором и следует искать причину неприятия свободы. В результате дискуссии были выработаны, тем не менее, точки соприкосновения в понимании свободы. В частности, свобода была определена как присущая человеку способность сознательно инициировать свои собственные изменения и задавать параметры своего существования, что предполагает недопустимость утверждения единственно верной или универсальной формы человеческой жизни.

AB - В статье в форме диалога-дискуссии рассматривается проблематика свободы в контексте ее истолкования в религиозно-философской мысли. Исходным пунктом размышления о свободе выступает тезис о том, что понятие свободы, как оно представлено в метафизической и религиозной традициях, препятствует как философскому осмыслению свободы, так и ее осуществлению на практике, поскольку статус понятия предполагает отождествление свободы с знанием о свободе, а знание, ввиду присущей ему претензии на всеобщность, исключает возможность различного понимания свободы, что приводит к смешению свободы и необходимости. Опровергая этот тезис, М. Ю. Сергеев настаивает на том, что принятие той или иной системы воззрений, в том числе и религиозной веры, не ведет к навязыванию соответствующего взгляда на свободу другим людям, что выступает причиной устранения свободы в реальной жизни и на теоретическом уровне предполагает подмену свободы необходимостью: как показывает история философии и религии, существует и всегда существовало множество различных концепций свободы, даже в рамках одной и той же школы или традиции. С точки зрения А. Е. Рыбаса, разнообразие толкований свободы является таковым лишь формально, поскольку каждое из этих толкований дает одно, «истинное» понятие о свободе, которое соответствует той или иной позиции и позволяет охарактеризовать альтернативные взгляды как ложные: сама идея «истинности» свободы обусловливается спецификой метафизического мышления, в котором и следует искать причину неприятия свободы. В результате дискуссии были выработаны, тем не менее, точки соприкосновения в понимании свободы. В частности, свобода была определена как присущая человеку способность сознательно инициировать свои собственные изменения и задавать параметры своего существования, что предполагает недопустимость утверждения единственно верной или универсальной формы человеческой жизни.

KW - свобода, философия свободы, свобода как необходимость, произвол, русская философия, творчество

U2 - 10.30727/0235-1188-2021-64-3-137-159

DO - 10.30727/0235-1188-2021-64-3-137-159

M3 - статья

VL - 64

SP - 137

EP - 159

JO - ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

JF - ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

SN - 0235-1188

IS - 3

ER -

ID: 91386901