В статье интерпретируется кантовская теория способности суждения, что позволяет в ракурсе традиции трансцендентализма предложить понимание причин некоторых социокультурных процессов, затрагивающих современные общества. В частности, это касается концепции мультикультурализма и идеи культурной толерантности, которые на данном историческом этапе должным образом еще не смогли сформироваться. Основанием для выдвинутой интерпретации служат аналогичные размышления Х. Арендт, в которых была показана возможность и оправданность расширительного толкования основополагающих положений Канта, что позволило способность суждения распространить на политическое мышление. Благодаря обращению к кантовской философии вырабатывается скорректированная позиция относительно способности суждения, для которой характерным моментом оказывается понятие веры. В исследовании осмысляется амбивалентность данного понятия, одной из сторон которого является феномен, обозначаемый в работе как «слепое пятно» мышления. Рассмотрение этого феномена производится в рамках сопоставления функций теоретического разума, практического разума и способности суждения, а также очерчивания трансцендентальной структуры, в которой находится место вере как конституирующему началу. Оценка теоретическим разумом веры как «глупости» из-за не присущей ей критико-аналитической способности является результатом спекулятивного предрассудка о превосходстве рассудка над другими способностями. В работе предпринята попытка показать, что дело обстоит, скорее, наоборот, что в основе теоретического суждения лежат утверждения, покоящиеся на верующем суждении, оно обусловливается последним, или, переводя на язык, более соответствующий Канту, обусловливается тем фактом, что практический разум служит регулятивным принципом познания. Показано, что нарушение существующих границ между данными областями во многом становится тем источником проблем, с которыми сталкиваются люди как в повседневной, так и в культурной жизни. В результате, проведенный анализ раскрывает те априорные механизмы, которые влияют на абсолютизацию частного в ущерб идеи всеобщего (трансцендентного), что, в свою очередь, закладывает почву для формирования межличностного, социального и политического напряжения.