Documents

Цель статьи состоит в том, чтобы осуществить новый подход к изучению поэтики Чаттертона, теснейшим и беспрецедентным образом связанной с искусством старинных писателей. Литературные мистификации Чаттертона – «средневековые» сочинения, созданные им от лица поэтов XIII–XV вв. (поэма «Гортмунд», «Ответ Джона Лидгейта» и др.), привлекают повышенное внимание современных исследователей. С 1770–х гг. Чаттертон выступает на литературной арене в созданном им самим образе поэта–мифа Томаса Роули, именем которого называется известная «роулиевская полемика», в которой оспаривается авторство этих сочинений. Благодаря Чаттертону средневековая поэзия и язык приобретают в позднепросветительской Англии широкую известность и признание. Вопреки традиционной точке зрения, автор статьи полагает, что мир Средневековья, рожденный в художественном сознании Чаттертона, имеет для поэта более значимые и осязаемые черты, чем окружающая его действительность; делается акцент на том, что исследование творчества Чаттертона не может быть ограничено разрешением вопросов исключительно филологической науки. Автор статьи приходит к выводу, что произведения Чаттертона, возрождающие стиль писателей Средневековья, основаны на поэтике мифа; и, несмотря на то, что эти произведения написаны в 1760–е гг., благодаря архаизации текста, приближенной к работам старинных авторов, они в значительно большей степени соответствуют литературе XIII–XV вв.
The article aims to present a new approach to study Chatterton’s poetics which is unprecedentedly closely connected to the art of old writers. His literary “forgeries” – “medieval” poems written from the 13th through the 15th centuries –have drawn a great deal of researchers’ attention of late. Since the 1770–s Chatterton appeared among the poets shrouded in the Thomas Rowley myth he created that ignited «The Rowley controversy» challenging the authenticity of the poems. The article shows that owing to Chatterton, knowledge about the medieval poetry and language got wide recognition in the Age of the British Enlightenment. Contrary to traditional assumptions the author of the article shows that the world Chatterton created in his imagination is more tangible and important for him than the world he lives in; it is also pointed out that it is hardly possible to study Chatterton’s art by solving exclusively philological issues. The article concludes that Chatterton’s poems are based on the poetics of myth reviving style of the medieval writers; and although they were composed in the 1760–s, due to their archaic poetics typical of old writers, they mostly correspond to the literature of 13th–15th centuries.
Original languageRussian
Article number11
Pages (from-to)88-101
Number of pages14
JournalВопросы русской литературы
Volume54/111
Issue number4
StatePublished - 2020

ID: 75172889