Речь (нем. die Rede), понятие философии М. Хайдеггера, как экзистенциал речь – это артикуляция понятности. «Расположенная понятность бытия-в-мире выговаривает себя как речь» (Хайдеггер М. Бытие и время. Москва, 1997. С. 161). Она равноисходна с расположенностью и пониманием, но в известном смысле является «исходным экзистенциалом разомкнутости», конституируемой расположенностью и пониманием, т. е. онтологически упреждает и объемлет их. Она также лежит в основании истолкования и высказывания, поскольку понятность уже до толкования всегда является членораздельной. То, что артикулируется в речи и истолковании, – это смысл. То, что расчленяется в речевой артикуляции, – это целое значений, которое может быть разложено на отдельные значения. Слова прирастают к значениям, но не снабжаются ими. Речь как экзистенциал включает в себя возможности слушания и молчания. Язык – это выговоренность речи вовне. (См. Хайдеггер М. «Бытие и время», § 34).