Description

Научная проблема, на решение которой направлен проект
Никого не поражает естественное умение человека интерпретировать поступающую информацию единственно верным способом. Однако если обратить внимание на постоянную конкуренцию смыслов в процессе восприятия, этой способности можно только удивляться. Поступающая информация практически всегда имеет несколько возможных вариантов интерпретации, но в большинстве случаев эта многозначность даже не замечается (например, Klein, Murphy, 2001; Rodd, Gaskell, Marslen-Wilson, 2002; Tal & Bar, 2014): в сознание попадает лишь тот смысл, который соответствует контексту.
Исследователи восприятия многозначности часто делают акцент на неосознаваемых смыслах, поднимая вопросы, связанные с тем, насколько полно обрабатывается многозначная информация и какова глубина обработки неосознаваемых значений. В рамках исследований языковой многозначности много внимания уделяется вопросу о преимуществах и недостатках многозначных стимулов в сравнении с однозначными. Однако их результаты крайне противоречивы: получены данные, показывающие, что в одних случаях многозначность дает преимущества при обработке информации (Hino, Lupker, 1996; Hino, Kusunose, Lupker, 2010; Haro, Ferré, 2018), в других – напротив, затрудняет обработку (Gottlob et al. 1999; Beretta et al., 2005). В большинстве этих исследований, однако, не делается какая-либо проверка того, осознавались ли все значения многозначности или только одно, то есть не проводится различие между осознаваемой и неосознаваемой многозначностью. В результате ответ на вопрос, не менее важный, чем процесс выбора значения, а именно, как сказывается наличие неосознаваемых альтернатив на обработке осознаваемой интерпретации после того, как выбор уже совершен, остается без ответа. Настоящий проект посвящен проблеме влияния отвергнутых альтернатив на обработку той единственной интерпретации, которая выбрана в качестве наиболее подходящей. Связанным с этим является вопрос о возможности рассмотрения с общих позиций разных видов многозначной информации. Хотя и существуют теоретические концепции, которые претендуют на единообразное описание обработки разных видов многозначной информации (например, теория предсказательной обработки (Friston, 2005; Hohwy, 2013) или концепция негативного выбора (Аллахвердов, 2000), экспериментально разные виды многозначности изучают, как правило, изолированно, не сопоставляя их между собой. Психолингвистические исследования поднимают вопросы, касающиеся разных вариантов многозначности в языке, здесь ищут отличия омонимии и полисемии, семантической и синтаксической многозначности и т. п. (напр., Rodd, Gaskell, Marslen-Wilson, 2002; Klepousniotou, 2002; Maciejewski, Klepousniotou, 2020; MacDonald, Pearlmutter, Seidenberg, 1994; Rodd, Longe, Randall,Tyler, 2010). В исследованиях визуальной многозначности изучают особенности восприятия фигуры и фона (Peterson, Skow, 2008; Peterson, Cacciamani, Mojic., Sanguinetti, 2012). Есть отдельная область, занимающаяся изучением бистабильного восприятия (Brascamp et al., 2018; Weilnhammer et al., 2017; Van Ee, 2005; Brascamp et al, 2005; Cao et al, 2018). При этом остается открытым вопрос о том, насколько закономерности, полученные в одной области, можно переносить на другие виды многозначности. Решению этого вопроса также уделяется внимание в настоящем проекте.
Научная значимость и актуальность решения обозначенной проблемы
Распространенность проблемы восприятия многозначной информации сложно переоценить: для большинства задач повседневной жизни выбирать единственно правильную интерпретацию происходящего – совершенно необходимое умение. К настоящему времени получены экспериментальные данные, согласно которым неосознаваемые интерпретации многозначной информации не только обрабатываются, но и активно подавляются (Gernsbacher, Robertson, Werner, 2001; Nievas, Marí‐Beffa, 2002; Hoenig, Scheef, 2009; Brocher, Koenig, 2016; Filippova, 2011; Peterson, Kim, 2001; Peterson, Skow, 2008; Cacciamani, Scalf, Peterson, 2015). Могут быть найдены и свидетельства того, что подавленные альтернативы сохраняются в памяти, оказывая влияние на сознательно принимаемые решения, вместо того, чтобы быть отброшенными раз и навсегда (Аллахвердов, 2000; Филиппова, Костина, Мезенцева, 2018). Но та сторона проблемы восприятия многозначности, которая связана с влиянием подавленных альтернатив на осознаваемую интерпретацию, остается совершенно не изученной. Этот пробел мы планируем восполнить настоящим исследованием. Какова целесообразность подавления альтернативных интерпретаций и сохранения их в памяти? Недаром ведь многие ученые отводят подавлению отвергнутых альтернатив важную роль - от выделения фигуры на фоне (Cacciamani, Scalf, Peterson, 2015) до всеобъемлющего ключевого навыка в понимании вообще (например, Gernsbacher, John, 2001). Согласно современным научным представлениям (Dehaene, Changeux 2011; Tal, Bar, 2014), процесс подавления конкурирующих альтернатив связан с обеспечением однозначной ясности сознательного опыта (от себя мы бы добавили уточнение, «опыта, представленного осознаваемыми значениями»). Обретают ли осознаваемые значения многозначной информации какие-либо особые свойства в момент подавления конкурирующих альтернатив? Ответы на эти вопросы могли бы внести вклад в развитие проблемы преимуществ и недостатков многозначной информации (ambiguity advantage and ambiguity disadvantage) (Pexman, Lupker, Hino, 2002). Здесь акцентируется внимание на выявлении условий, в которых многозначность способствует или же, напротив, препятствует решению различных когнитивных задач (Gernsbacher, Faust, 1991; Klein, Murphy, 2001 и др.). Актуальность решения этой проблемы обусловлена противоречивостью существующих теоретических предсказаний относительно влияния многозначности на обработку информации, а также нехваткой эмпирических данных, позволяющих эти противоречия разрешить. Наиболее широко и последовательно обработка многозначной информации изучается на лексическом материале. В этих исследованиях за счет контекста и частотности осуществляется влияние на выбор определенных значений многозначных слов, но, как правило, не проводится дополнительного контроля того, были ли осознаны отвергнутые значения (напр., Van Petten, Kutas, 1987; Kennette, Wurm, 2014; Maciejewski, Klepousniotou, 2020). В этой связи остается актуальным вопрос о том, различаются ли осознанное и неосознанное разрешение многозначности, и с каким из этих процессов связаны обнаруживаемые в исследованиях многозначности эффекты. Поэтому в своих исследованиях мы учитываем фактор осознанности многозначности. А использование разных видов многозначных стимулов может пролить свет на возможности распространения выводов, полученных в одной области, на другие виды многозначной информации. Результатом такого подхода может стать объединение различных явлений, имеющих определенное сходство, в более широком контексте, что также является многообещающей перспективой.

Конкретная задача (задачи) в рамках проблемы, на решение которой направлен проект, ее масштаб и комплексность
Основной задачей настоящего проекта является экспериментальное исследование тех особенностей, которые приобретают осознаваемые значения многозначных стимулов при наличии неосознаваемых альтернатив. Согласно выдвигаемому нами предположению, наличие неосознаваемых альтернатив способствует отнесению стимула к более узкой категории, чем в их отсутствие, т.е. делает стимул более конкретным.
Масштабность поставленной задачи обусловлена тем, что категоризация является одним из базовых когнитивных процессов: воспринимая какой-либо объект, мы непременно соотносим его с некоторыми общими категориями. Согласно представлениям концепции негативного выбора В.М. Аллахвердова (2000), одновременно с осознанием объекта принадлежащим к какой-либо категории (позитивный выбор), мы опознаем его и как представителей каких-то других категорий, но выбираем их негативно, т.е. не осознаем.
Для малознакомых объектов категории являются сначала избыточно широкими, но по мере ознакомления с объектом сужаются. Как утверждает Ч. Нозал, конкретизация понятия происходит как за счет накопления существенных признаков, так и за счет освобождения от несущественных (Nosal, 1990). Мы полагаем, при осознании многозначного стимула в качестве однозначного происходит автоматическое отсечение несущественных признаков, в результате чего осознаваемая интерпретация становится более конкретной и активизируется более узкая категория. В настоящем проекте планируется проверка этой идеи с применением не только количественных методов анализа, но и качественного исследования отличий категорий однозначных и многозначных стимулов (с учетом также того, осознается ли многозначность).
Мы полагаем, что осознаваемые значения в составе неосознаваемой многозначности как более конкретные должны иметь преимущества при разных видах обработки, однако экспериментальные данные показывают, что это не всегда так (например, Gottlob et al. 1999; Beretta et al., 2005; Мамина, 2011). По нашим представлениям, различия могут быть обусловлены использованием на этапе проверки многозначных стимулов в исходном виде или же их осознаваемых значений отдельно (например, в виде названий изображений или синонимов слов). Проверка на исходных многозначных стимулах может вести к наложению разных эффектов (например, активации и подавления), поэтому в своих исследованиях мы планируем сопоставить эти два условия.
Основываясь на представленных идеях, мы ставим перед собой ряд задач (которые определяют комплексность поставленной цели):
Задача 1. Поиск свидетельств большей конкретности осознаваемых значений в составе неосознаваемой многозначности в сравнении со значениями однозначных стимулов.
Задача 2. Изучение того, как меняется категоризация осознаваемого значения многозначности после осознания всех ее значений.
Задача 3. Определение принципов формирования категорий при восприятии многозначных стимулов: проверка гипотезы о формировании категорий осознаваемых значений неосознаваемой многозначности на основе наиболее близких ассоциаций и малообобщенных признаков.
Задача 4. Проверка идеи о том, что осознаваемое значение, первично предъявленное в составе неосознаваемой многозначности, может иметь разное последействие в зависимости от того, будет ли оно и далее предъявляться в составе многозначного стимула или отдельно.
Задача 5. Сравнение особенностей восприятия разных видов неосознаваемой многозначности: незамеченных значений двойственных изображений и маскированных праймов-слов.

Научная новизна исследований, обоснование того, что проект направлен на развитие новой для научного коллектива тематики******, обоснование достижимости решения поставленной задачи (задач) и возможности получения предполагаемых результатов
******В том числе, на определение объекта и предмета исследования, составление плана исследования, выбор методов исследования.
Новизна планируемого исследования, в первую очередь, заключается в самой постановке проблемы восприятия многозначной информации с акцентом не на ее подавленных значениях, а на осознаваемых. С такой точки зрения данная проблема нами ранее не рассматривалась. Также и в существующих научных традициях не принято рассматривать данную проблему в ракурсе значимости подавленных альтернатив для отобранных интерпретаций. Вместо того, чтобы рассматривать неосознание многозначности как характеристику ограниченных способностей человека (как принято, например, в теории ограниченности ресурсов), мы исходим из того, что интерпретация многозначной информации связана не только с осознаваемым значением, но и с неосознаваемыми, которые обеспечивают поддержание выбранного контекста. Это предположение вытекает из теоретических представлений разделяемой нами концепции В.М. Аллахвердова (Аллахвердов, 2000, Allakhverdov, Filippova, Gershkovich, Karpinskaya, Scott, Vladykina, 2019), согласно которым смысл поступающей информации, задаваемый осознаваемыми значениями, является неустойчивым и быстро меняющимся (течет непрерывным потоком), в то время как неизменными являются только отвергнутые значения. Именно последние и обеспечивают постоянство контекста, уточняя его границы (берега потока). Проверяемая в настоящем проекте идея о том, что осознаваемые значения в составе неосознаваемой многозначности активизируют более узкую семантическую категорию, нежели значения вне многозначного контекста, является новой в психологической науке.
Научная новизна исследования обусловлена также используемым подходом, в котором многозначность разделяется на осознаваемую и неосознаваемую, производится попытка выделить осознаваемое значение из состава многозначного стимула (тем самым, отделив эффекты подавления неосознаваемого значения от эффектов активации осознаваемого), а разные виды многозначных стимулов (двойственные изображения и слова с маскированными праймами) рассматриваются с общих позиций).
Новыми также являются авторские дизайны, разработанные для проверки упомянутых идей. Авторами планируется расширить исследовательскую методологию нового проекта посредством введения в инструментарий техник качественного анализа в сочетании с количественными методами.
Предлагаемый проект соответствует классическому для когнитивной психологии экспериментальному подходу. Достижимость решения поставленных задач обоснована наличием необходимого оборудования и программного обеспечения для реализации нового проекта на основе развития уже имеющегося программно-методического обеспечения.

Современное состояние исследований по данной проблеме, основные направления исследований в мировой науке и научные конкуренты
Основной интерес исследователей проблемы восприятия многозначной информации связан с тем, как происходит отбор для осознания каких-либо ее значений. Большое внимание уделяется изучению эффектов подавления конкурирующих интерпретаций в процессе восприятия многозначности. После первооткрывателей, А. Дж. Марсела (Marcel, 1980) и М.А. Гернсбахер (Gernsbacher, 1983; Gernsbacher et al., 1990), эффекты подавления репрезентаций неосознаваемых значений многозначной информации были обнаружены в большом количестве исследований (например, DeSchepper, Treisman, 1996, Peterson and Kim, 2001; Peterson and Skow, 2008; Filippova, 2011; Peterson et al., 2012; Cacciamani, L., Scalf, P. E., & Peterson, M. A., 2015). Экспериментально подавление репрезентаций неосознаваемых значений проявляется в виде негативных прайминг-эффектов (т.е. снижения эффективности обработки связанной с ними информации). Среди современных исследователей наметилась тенденция изучения условий, которые ведут к негативному праймингу (Frings, Schneider & Fox, 2015; D’Angelo еt al., 2016). К таким условиям относится уровень обработки информации: ведутся споры относительно глубины обработки ускользнувших от внимания стимулов. В отношении визуального фигуро-фонового восприятия распространено мнение, что обработка информации осуществляется на этапе раннего визуального анализа черт, не задействуя доступ к целостной памяти об объектах (например, Vecera and O’Reilly’s model, 1998, 2000). Использование регистрации вызванных потенциалов мозга в исследованиях, где в качестве стимулов используются двойственные изображения (такие как куб Неккера), обнаруживает признаки детекции конфликта неоднозначности (ambiguity conflict) испытуемыми примерно на 130 мс после предъявления этих стимулов (Intaite, Koivisto, Revonsuo, 2013; Kornmeier, Bach, 2014). Регистрация столь ранних компонентов подтверждает идею об уровне анализа перцептивных черт. Однако в других исследованиях, в частности в тех, где эффекты подавления обнаруживаются между разными рисунками одной и той же семантической категории (Peterson, Cacciamani, Mojic., Sanguinetti, 2012), или же между рисунком и словом, как, например, в наших исследованиях (Филиппова, 2009; Filippova, 2011), требуют объяснения в терминах конкуренции высокоуровневых свойств стимулов, по крайней мере, вплоть до уровня семантики. А недавние исследования с использованием ФМРТ обнаружили признаки подавления незамеченных интерпретаций двойственных изображений как для низкоуровневых, так и для более высокоуровневых регионов коры (Cacciamani, Scalf, Peterson, 2015). Этот результат показывает, что подавление значений визуальных стимулов не ограничено только низкоуровневыми эффектами.
Данные, согласно которым ускользнувшие от внимания стимулы, несмотря не неосознание, обрабатываются вплоть до уровня значений, позволяют ученым предполагать, что процесс восприятия многозначности включает неосознаваемое принятие решения о том, какая из поступающей информации будет осознана, а какая нет (Аллахвердов, 2000; Dehaene, Changeux 2011; Tal, Bar, 2014; Allakhverdov et al., 2019). Есть исследования, которые показывают, что подавленные репрезентации не исчезают бесследно: они могут оказаться в сознании в неподходящий момент. Так, например, обнаружено, что неосознаваемые значения многозначности могут проявиться в рисунках (Игл, Волицкий и Клейна, 1966) или описаниях (Аллахвердов, 2000, С. 455-456) осознанного значения, в виде элементов, ассоциативно связанных с неосознаваемыми значениями, а также - в ошибках узнавания самих неосознаваемых значений как предъявленных ранее (Филиппова, Костина, Мезенцева, 2018). Результаты этих исследований демонстрируют, что отвергнутые значения, оставаясь неосознаваемыми, продолжают влиять на сознательно принимаемые решения и реакции.
Обойденным вниманием исследователей в настоящее время является вопрос о том, что подразумевает наличие подавленных альтернатив для осознаваемых значений многозначной информации. Мы пытались найти ответ на этот вопрос в рамках проблемы преимуществ и недостатков многозначности (ambiguity advantage/ ambiguity disadvantage) (Gernsbacher, Faust, 1991; Klein, Murphy, 2001; Pexman; Lupker, Hino, 2002). Однако результаты исследований данной проблемы крайне противоречивы: в одних случаях многозначность дает преимущества при обработке информации (Hino, Lupker, 1996; Hino, Kusunose, Lupker, 2010; Haro, Ferré, 2018), в других – напротив, затрудняет обработку (Gottlob et al. 1999; Beretta et al., 2005). Причем, различий между осознаваемой и неосознаваемой многозначностью в этих исследованиях, как правило, не проводится, в результате чего остается неизвестным, являются ли обнаруживаемые в данных исследованиях эффекты вызванными одним или другим способом разрешения многозначности. Этот недостаток мы планируем восполнить в настоящем проекте.


Предлагаемые методы и подходы, общий план работы на весь срок выполнения проекта и ожидаемые результаты (объемом не менее 2 стр.; в том числе указываются ожидаемые конкретные результаты по годам; общий план дается с разбивкой по годам)
Планируя свои исследования, мы опираемся на современные научные представления о том, что поступающая информация автоматически оценивается когнитивной системой на предмет ее соответствия ранее осознанному содержанию, а при восприятии многозначной информации принимается неосознаваемое решение о том, какие из ее значений будут осознаны (представления, которых придерживаются такие ученые как Dehaene and Changeux, 2011; Dehaene др., 2003, Tal, Bar, 2014, O’Callaghan, Kveraga, Shine, Adams, Bar, 2017). Мы также разделяем основные идеи концепции негативного выбора (Аллахвердов, 2000, Allakhverdov, Filippova, Gershkovich, Karpinskaya, Scott, Vladykina, 2019), в которой утверждается, что, воспринимая какой-либо объект, мы непременно определяем не только то, чем он является (позитивный выбор), но и то, чем он не является (негативный выбор). При этом, согласно нашим убеждениям, осознанное значение нестабильно, ведь как говорил еще У. Джеймс, сознание течет непрерывным потоком, постоянно изменяясь. Но в процессе восприятия человек должен интерпретировать информацию в определенном и неизменном контексте, а неизменность контекста обеспечивают как раз отвергнутые значения, поскольку с ними сознание никакой работы не производит. Согласно такому подходу, неосознаваемые значения определяют контекст, в котором воспринимаются осознаваемые значения. Следствием этого взгляда является предположение о том, что наличие неосознаваемых альтернатив оказывает влияние на категоризацию осознаваемого значения, сужая ту семантическую область, к которой это значение относят. Эта идея является новой и требует дальнейшей проверки.
Утверждение о том, что осознаваемое значение в составе неосознаваемой многозначности имеет принадлежность к более узкой семантической категории в сравнении с отсутствием неосознаваемых альтернатив, является основной гипотезой настоящего проекта, из которой мы выводим ряд следствий. Для проверки выдвигаемых следствий разработана серия авторских дизайнов, которые и определяют план экспериментальных работ.
Когда это возможно, следствия проверяются параллельно на двух видах многозначной информации: двойственных изображениях и словах с маскированными праймами. В процессе реализации проекта планируется разработка сбалансированного стимульного материала. В настоящее время мы располагаем порядка 40 двойственных изображений, выполненных в едином стиле, один персонаж на котором повернут вправо, второй - влево. Такой стимульный материал незаменим в экспериментах с использованием задачи “куда смотрит персонаж?” (вправо, влево или в обе стороны). Это задание используется нами для определения того, какое значение двойственного изображения (или оба) осознал конкретный испытуемый. В ходе реализации проекта планируется создание однозначных вариантов таких изображений. Это необходимо для адекватного сравнения реакций испытуемых на осознаваемые значения многозначных и однозначных изображений, поскольку во всех запланированных экспериментах сравнение будет осуществляться между осознаваемыми значениями многозначных стимулов и их однозначными аналогами (что в свою очередь предполагает необходимость использования в экспериментах двух групп испытуемых). Многозначные стимулы и их однозначные аналоги будут предъявляться испытуемым обеих групп с контрбалансировкой условий.
Дизайны запланированных экспериментов предполагают использование дисперсионного плана, поскольку в качестве основного метода статистического анализа экспериментальных данных будет применяться дисперсионный анализ (обобщенные линейные модели, обобщенные линейные модели с повторными измерениями, а также смешанные линейные модели с возможностью учитывать испытуемых и стимулы в качестве случайных факторов). Результаты экспериментов будут анализироваться с помощью статистического пакета SPSS Statistics (v. 27.0), а также в программе R Studio (v.1.3.1093).
Качественный анализ формирования категорий с многозначными стимулами будет проводиться с помощью экспертной оценки, направленной на анализ отличий осознаваемых значений в составе неосознаваемой многозначности и значений в отсутствие неосознаваемых альтернатив. Он предполагает оценку близости используемых испытуемыми ассоциаций, обобщенности признаков, широты названных категорий. Эксперименты, включающие в себя качественный анализ, будет проводиться в первую очередь. Их результаты будут использоваться в дальнейшем для реализации других экспериментальных дизайнов, в частности, тех, которые требуют использования ассоциаций к многозначным стимулам (например, прайминг).
Конкретные дизайны исследований определяются решением задачи поиска свидетельств отнесения осознаваемых значений в составе неосознаваемой многозначности к более узким категориям по сравнению со значениями, предъявляемыми в отсутствие неосознаваемых альтернатив (здесь и далее «в отсутствие неосознаваемых альтернатив» подразумевает сравнение с однозначными стимулами и со стимулами в составе осознаваемой многозначности) и направлены на проверку выдвигаемых следствий:
Следствие 1. Широта ассоциативных рядов. Осознаваемые значения в составе неосознаваемой многозначности вызывают меньше ассоциаций, чем в отсутствие неосознаваемых альтернатив.
Следствие 2. Объем создаваемых классов. При свободной сортировке объектов группы, содержащие осознаваемые значения в составе неосознаваемой многозначности, включают меньше элементов, чем группы, содержащие эти же значения в отсутствие неосознаваемых альтернатив.
Следствие 3. Запоминаемость. Осознаваемые значения в составе неосознаваемой многозначности лучше запоминаются, чем значения без неосознаваемых альтернатив.
Следствие 4. Оценка частоты встречаемости. Частота предъявления осознаваемых значений неосознаваемой многозначности переоценивается по сравнению с частотой предъявления значений без неосознаваемых альтернатив.
Следствие 5. Детекция изменений. Изменение изображения, являющегося осознаваемым значением в составе неосознаваемой многозначности, обнаружить легче, чем изменения в изображениях без неосознаваемых альтернатив.
Следствие 6. Величина прайминг-эффекта. Скорость опознания слов, близко связанных с осознаваемыми значениями в составе неосознаваемой многозначности, больше, чем скорость опознания слов, близко связанных со значениями без неосознаваемых альтернатив.
Следствие 7. Величина ВП-компонента N400. Амплитуда компонента вызванных потенциалов N400 снижается для знакомых объектов по сравнению с незнакомыми, поэтому мы предполагаем, что осознаваемые значения в составе неосознаваемой многозначности будут вызывать меньшую амплитуду данного компонента, нежели значения в отсутствие неосознаваемых альтернатив.
Далее представлены конкретные дизайны для проверки выдвигаемых следствий, с указанием зависимых и независимых переменных (факторов), необходимого количества испытуемых и с разбивкой по годам:

2022 год
Ассоциативные ряды и выделяемые признаки (с использованием двойственных изображений и слов с маскированными праймами). До 30 испытуемых. Испытуемым предъявляются однозначные и многозначные стимулы. Задачей испытуемого является называние как можно большего числа ассоциаций (или другой вариант – признаков объекта) за отведенное время и отнесение стимула к какой-либо категории. В конце эксперимента испытуемого также просят воспроизвести те стимулы, которые он запомнил. Количественная зависимая переменная: количество ассоциаций, количество спонтанно выделяемых признаков, количество воспроизведенных стимулов. Данный дизайн включает также качественный анализ с использованием экспертной оценки. Качественные зависимые переменные: близость ассоциаций / обобщенность признаков, широта названных категорий. Факторы: тип стимула (осознаваемые значения в составе неосознаваемой многозначности, значения в составе осознаваемой многозначности, однозначные стимулы).
Объем создаваемых классов (с использованием двойственных изображений). До 30 испытуемых. Испытуемые получают карточки с однозначными и многозначными стимулами с задачей разложить карточки на группы наиболее удобным, логичным и естественным, с их точки зрения, способом. Зависимая переменная – количество элементов в классе. Данный дизайн включает также качественный анализ с использованием экспертной оценки. Качественные зависимые переменные: близость ассоциаций / обобщенность признаков, широта используемых категорий. Факторы: тип образуемого класса (классы с осознаваемыми значениями в составе неосознаваемой многозначности, классы с однозначными стимулами, классы с осознанными многозначными стимулами).
Узнавание (с использованием двойственных изображений и слов с маскированными праймами). До 30 испытуемых. На первом этапе испытуемым предъявляются однозначные и многозначные стимулы (двойственные изображения - с задачей определять, в какую сторону смотрит персонаж, слова с маскированными праймами - с задачей запоминания). Изучение узнавания направлено, в том числе, на проверку идеи о возможности разного последействия осознаваемого значения неосознаваемой многозначности в составе многозначного стимула и при отделении от него, поэтому в данном случае будет использоваться 2 дизайна, различающихся тем, что на этапе проверки испытуемым будут предъявляться для узнавания или многозначные стимулы в неизменном виде, или отдельно осознаваемые значения (слова без маскированных праймов, а для двойственных изображений - названия тех значений, которые были осознаны испытуемыми на первом этапе). Зависимая переменная: количество правильно опознанных стимулов. Факторы: тип стимула (осознаваемые значения в составе многозначных стимулов, осознаваемые значения, исключенные из многозначных стимулов, однозначные стимулы).

2023 год
Воспроизведение и оценка частоты встречаемости (с использованием двойственных изображений и слов с маскированными праймами). До 30-ти испытуемых. На первом этапе испытуемым предъявляются для запоминания однозначные и многозначные стимулы по несколько раз каждое (это позволит дополнительно проверить оценку частоты встречаемости). На втором этапе испытуемые выполняют задачу свободного воспроизведения предъявляемых на первом этапе стимулов (слов и названий изображений). Они также оценивают, какие стимулы, по их мнению, предъявлялись чаще остальных. Зависимые переменные: количество правильно воспроизведенных стимулов, количество переоцененных по частоте встречаемости стимулов. Факторы: тип стимулов (осознаваемые значения многозначных стимулов, однозначные стимулы).
Детекция изменений (с использованием двойственных изображений). До 30 испытуемых. Испытуемому попеременно предъявляются 2 изображения с частотой смены кадров в несколько мс. Задачей испытуемого является как можно быстрее определить (с помощью нажатия на кнопку), когда между изображениями появится какое-либо отличие. После решения об изменении, испытуемый отвечает на вопрос, было ли изображение однозначным или многозначным. Зависимая переменная: скорость обнаружения изменений. Факторы: тип стимула (неосознаваемые многозначные изображения, осознаваемые многозначные изображения, однозначные изображения).
Величина прайминг-эффекта и ВП-компонента N400 (с использованием двойственных изображений). До 30 испытуемых. Эксперимент проводится с параллельной записью ЭЭГ-данных. Испытуемый выполняет попеременно два типа заданий: определяет, куда смотрит персонаж на предъявляемом изображении, после чего выполняет задачу лексического решения. Изображения (однозначные и двойственные) в данном случае служат праймами для задачи лексического решения. Слова в задаче лексического решения являются названиями этих изображений. Вызванные потенциалы мозга измеряются как в момент предъявления изображения (т.е. прайма), так и в момент предъявления слова (т.е. цели). Зависимые переменные: величина прайминг-эффекта между изображением и его названием, величина компонента N400, измеряемая во временном окне 250-500 мс. Факторы: тип стимула (осознаваемые значения в составе многозначных изображений, однозначные изображения).

Имеющийся у научного коллектива научный задел по проекту,
Научный коллектив настоящего проекта в течение многих лет ведет совместные экспериментальные разработки. Его участники имеют опыт реализации проектов РФФИ (и РГНФ), СПбГУ, Правительства РФ для привлечения ведущих ученых и др. В последнее время коллективом реализована серия научно-исследовательских проектов, направленных на изучение закономерностей восприятия многозначной информации, в частности, успешно реализован проект РФФИ (№17-06-01014-ОГН-А, руководитель – Филиппова М.Г.).
Ранее наши исследования проводились в основном с использованием экспериментальной парадигмы прайминга. Было показано, что в качестве праймов в данной парадигме могут быть эффективно использованы двойственные изображения. Филиппова М.Г. и Чернов Р.В. показали, что осознанные значения двойственных изображений-праймов вызывают позитивный прайминг-эффект, а их неосознанные значения -а негативный прайминг-эффект (Филиппова, Чернов, Мирошников, Вестн. С.-Петерб. ун-та, 2009; Filippova, The Spanish Journal of Psychology, 2011). Наличие в последнем случае негативного прайминга позволило нам провести параллели между восприятием неосознаваемых значений многозначности и очевидно мешающих стимулов-дистракторов. Это не только новое использование парадигмы прайминга, но и подтверждение разделяемой нами концепции позитивного и негативного выбора (Аллахвердов, Сознание как парадокс, 2000; Allakhverdov, Filippova, Gershkovich, Karpinskaya, Scott, Vladykina, Implicit Learning: 50 years on, 2019), согласно которой неосознаваемые значения двойственных изображений не эквивалентны нейтральным, а являются, скорее, «негативно выбранными».
В ходе реализации предыдущего проекта РФФИ нами было показано, что влияние подавленных значений на текущую когнитивную деятельность не является исключительно негативным. С течением времени или при смене контекста эти значения, напротив, начинают демонстрировать признаки активации, так, как будто доступ к ним начинает осуществляться даже легче, чем к нейтральным стимулам. Признаки активации подавленных ранее значений показаны М.Г. Филипповой, Д.И. Костиной и М.П. Мезенцевой (Психологический журнал, 2018) в экспериментах с использованием двойственных изображений и изображений-перевертышей, а также М.Г. Филипповой и Н. В. Андрияновой – в исследовании с использованием игрушечных моделей машинок (Kuvaldina M. B., Chetverikov A.A., Odainic A.S, Filippova M.G., Andriyanova N.V., Implicit Learning: 50 years on, 2019). Результаты этих экспериментов говорят о том, что с течением времени подавленные значения начинают демонстрировать фасилиторные проявления в виде ошибок узнавания, что подтверждает возможность их перехода из разряда изначально подавленных в разряд активированных. Ранее возможность фасилиторного проявления подавленных значений была описана М.Г. Филипповой в виде единичных фактов их внезапного появления в сознании (Филиппова, диссертационная работа, 2006). Недавно М.Г. Филипповой и Д.И. Костиной было показано, что возможность регистрации динамики восприятия многозначных стимулов сохраняется, если двойственные изображения предъявляются испытуемым на подпороговом уровне (Filippova, Kostina, Journal of Cognitive Psychology, 2020).
В качестве дополнительного источника информации в наших исследованиях используется регистрация психофизиологических реакций (Филиппова, Чернов, Вестн. С.-Петерб. ун-та, 2013) и вызванных потенциалов мозга (Shcherbakova, Filippova, International Journal of Psychophysiology, 2016; Filippova, Shcherbakova, Shtyrov, Zhurnal Vysshei Nervnoi Deyatelnosti im. Pavlova, 2019; Щербакова, Филиппова, Штыров, Журнал высшей нервной деятельности им. Павлова, 2019; Filippova, Shcherbakova, Shtyrov, Neuroscience and Behavioral Physiology, 2020). В частности, нами показано, что осознание обоих смыслов двойственных изображений сопровождается усилением амплитуды компонента N400 (вызванный потенциал, возникающий в центральных областях мозга через 250 - 500 мс после появления стимула в неожиданном контексте, который принято связывать с возрастанием сложности семантической обработки) (Filippova, Shcherbakova, Shtyrov, Neuroscience and Behavioral Physiology, 2020); тогда как ошибочное опознание двойственных изображений как однозначных сопровождается появлением связанной с ошибкой негативности («error related negativity» - вызванный потенциал, возникающий в передне-центральных областях мозга примерно через 100 мс после ошибочной реакции) (Щербакова, Филиппова, Штыров, Журнал высшей нервной деятельности им. Павлова, 2019). Выявление такого рода детекции ошибок рассматривается нами как подтверждение существования неосознаваемой чувствительности к многозначности, в частности, к тем ее значениям, которые при других обстоятельствах могли бы быть осознаны, но в данной ситуации ускользнули от внимания.

1. Filippova M.G., Allakhverdov, V. M. Konkretizatsiya opredelennogo smysla v protsesse vospriyatiya dvoystvennykh izobrazheniy [Concretization of the chosen meaning in the process of perception of ambiguous figures]. Psikhologiya. Zhurnal vysshey shkoly ekonomiki. [Psychology. Journal of Higher School of Economics] - 2020 – Vol. 17(2). рр. 355–366. DOI: 10.17323/1813-8918-2020-2-356-366 (In Russian)
2. Filippova M. G., Shcherbakova O. V., Shtyrov Y. Y. It is Not What You Think it is: Erp Correlates of Verbal And Non-Verbal Ambiguity Processing. Neuroscience and Behavioral Physiology. - 2020. – Vol. 50, рр. 306–314. DOI: https://doi.org/10.1007/s11055-020-00902-5
3.Filippova M.G., Kostina D. I. Dynamics of Priming-effect for Subliminally Presented Ambiguous Pictures. Journal of Cognitive Psychology. - 2020. - Vol. 32, №2, pp. 199-213. DOI: 10.1080/20445911.2019.1708916
4.Shcherbakova O.V., Filippova M.G., Shtyrov Y.Y. Negativnost, svyazannaya s oshibkoy, kak marker neosoznavaemoy chuvstvitelnosti k mnogoznachnosti stimula [Error-related negativity as a marker of unconscious sensitivity to ambiguity]. Zhurnal vyisshey nervnoy deyatelnosti im. IP Pavlova. [Zhurnal vysshei nervnoi deyatelnosti imeni I.P. Pavlova]. – 2019. - Vol. 69(3), рр. 334–338. DOI: 10.1134/S0044467719030146. (In Russian)
5.Filippova M. G., Shcherbakova O. V., Shtyrov Y. Y. It is not what you think It is: ERP correlates of verbal and non-verbal ambiguity processing. Zhurnal Vysshei Nervnoi Deyatelnosti im. I.P. Pavlova. - 2019. - Vol. 69(2), рр. 175-186. DOI: 10.1134/S0044467719020060
6.Ivanchei I., Begler A., Iamschinina P., Filippova M., Kuvaldina M., Chetverikov A. A different kind of pain: affective valence of errors and incongruence. Cognition and Emotion. - 2018. - Vol. 33(5), pp. 1051-1058. DOI: 10.1080/02699931.2018.1520077
7.Filippova M. G., Kostina D.I., Mezentseva M.P. Dinamika uznavaniya nezamechennykh znacheniy dvoystvennykh izobrazheniy. [The recognition dynamics for unnoticed meanings of ambiguous figures]. Psikhologicheskii Zhurnal. [Psikhologicheskii Zhurnal]. – 2018. - Vol. 39(3), pp. 44-56. DOI: 10.7868/S0205959218030042 (In Russian)
8.Chetverikov A., Iamschinina P., Begler A., Ivanchei I., Filippova M., Kuvaldina M. Blame everyone: Error-related devaluation in Eriksen flanker task. Acta Psychologica. - 2017. - Vol. 180, pp.
9. Shcherbakova O.V., Filippova M.G. Psychophysiological correlates of understanding of ambiguity: Evidence from humor and ambiguous figures// International Journal of Psychophysiology. Proceedings of the 18th World Congress of Psychophysiology (IOP2016) of the International Organization of Psychophysiology (IOP) Havana, Cuba August 31st to September 4th, 2016. V.108. P. 96 – 97.
AcronymRSF_SRG_2022 - 2
StatusFinished
Effective start/end date1/01/2331/12/23

ID: 102032517