Description

Цель данного проекта заключается в прояснении природы нейропластических изменений, практически мгновенно возникающих в ответ на предъявление новых речевых стимулов в процессе их освоения человеком. Помимо установления психических, интеллектуальных и нейрофизиологических механизмов вербального научения, одной из основных целей является уточнение мозговых основ хранения и обработки вербальной информации – посредством оценки работы задействованных в этом процессе структур, временной динамики их активации и взаимодействия между различными участками мозга, а также функциональных связей между ними, – с выходом на установление потенциальных причинно-следственных связей.

Layman's description

Лаборатория поведенческой нейродинамики проводит исследования механизмов речевого научения и функционирования языка с использованием нейрофизиологических методов. Исследования в данном проекте направлены на изучение нейрональных механизмов и биологических основ речи, речевого научения, особенностей динамики активности мозга, особенностей восприятия речевых стимулов. Результаты позволяют расширить общую картину когнитивных процессов, связанных с речевой функцией.
Также важно отметить, что интеллектуальные способности играют значимую роль в процессе усвоения новых словоформ независимо от способа обучения. Т.е. люди с более высоким уровнем интеллекта обладают более развитыми когнитивными функциями и лучше справляются с задачами, связанными с запоминанием новой информации, включая словоформы. Их способность к анализу, синтезу и применению позволяет им эффективнее усваивать и запоминать новые слова. Более высокий уровень интеллекта также может способствовать развитию сложных стратегий запоминания и использованию мнемонических устройств, например, создание ассоциаций, использование механизмов визуализации и т.д.
Понимание основ механизмов речевого научения может иметь значительные практические применения, включая разработку методов обучения и специализированных интервенций для исправления речевых расстройств, создание инновационных технологий для обработки речи и улучшения анализа данных, а также применение в клинической и реабилитационной практике.
Была проведена оценка изменения потенциала готовности (ПГ), который часто связывают с «внутренним» принятием решения, показывает, что скорее всего данный потенциал ассоциируется с ожиданием события, чем с принятием решения. По сути, мы говорим о растущем уровне внимания, которое выражается в увеличении ПГ. Разработанная нами полностью новая парадигма позволяет более точно ответить на данный вопрос. Мы предполагаем, что ПГ также может быть связан с процессами усвоения информации, т.к. отражает готовность принимать решения вне зависимости от выраженности проявления стимула. Возможно, в некоторых случаях это может мешать обработке поступающей информации. Кроме того, данные исследования связаны с классической проблемой о «свободе воли», то есть на сколько мы свободны в принятии решений и как отличить «биологическое» от «психического». На наш взгляд, предложенный нами подход позволяет проводить четкие параллели в решении задачи на уровне физиология-психофизиология-психология-философия. Это еще раз подчеркивает важность мультидисциплинарного подхода.

Key findings for the project

1) Проведен ряд исследований:
• Влияния факторов артикуляции и семантической категории на глубину интеграции новых словоформ в ментальный лексикон
• Потенциал готовности как маркер реакции на поступающую информацию
2) Опубликованы 4 статьи
3) 3 доклада на международной конференции

Key findings for the stage (in detail)

В результате проделанной работы за 2023 были получены принципиально новые данные, свидетельствующие об особенностях обработки поступающей вербальной и невербальной информации. Так, было показано, что глубина интеграции семантических свойств новых слов зависит от ряда факторов, таких как интеллектуальные способности, условия артикуляции и тип семантической привязки. Данное исследование позволяет по-новому взглянуть на акценты процессов усвоения новых словоформ. Особый интерес представляет связь с интеллектом человека. Это позволяет модифицировать технологии, связанные с обучением новым словоформам/языкам.
Оценка изменения потенциала готовности (ПГ), который часто связывают с «внутренним» принятием решения, показывает, что скорее всего данный потенциал ассоциируется с ожиданием события, чем с принятием решения. По сути, мы говорим о растущем уровне внимания, которое выражается в увеличении ПГ. Разработанная нами полностью новая парадигма позволяет более точно ответить на данный вопрос. Мы предполагаем, что ПГ также может быть связан с процессами усвоения информации, т.к. отражает готовность принимать решения вне зависимости от выраженности проявления стимула. Возможно, в некоторых случаях это может мешать обработке поступающей информации. Кроме того, данные исследования связаны с классической проблемой о «свободе воли», то есть на сколько мы свободны в принятии решений и как отличить «биологическое» от «психического». На наш взгляд, предложенный нами подход позволяет проводить четкие параллели в решении задачи на уровне физиология-психофизиология-психология-философия. Это еще раз подчеркивает важность мультидисциплинарного подхода.
Мы предполагаем, что результаты наших исследований имеют существенный вклад в понимание важности таких факторов как уровень интеллекта и артикуляции в процессы усвоения новых словоформ. Также важен уровень готовности к усвоению новой информации. На это можно смотреть через призму понимания нужного момента для усвоения и оперирования информацией, включая реакцию на нее.
Предполагается, что полученные данные могут существенно скорректировать создаваемые речевые технологии, технологии, связанные с обучением, технологии, связанные с принятием решений.
Таким образом, итоги НИР следует интерпретировать именно в рамках мультидисциплинарного подхода, где можно проследить связь между различными научными дисциплинами. Кроме того, данные исследования выполнены на новейшей технической базе, и мы считаем, что предложенный нами подход является новаторским и перспективным.

Key findings for the stage (summarized)

В результате проделанной работы за 2023 были получены принципиально новые данные, свидетельствующие об особенностях обработки поступающей вербальной и невербальной информации. Так, было показано, что глубина интеграции семантических свойств новых слов зависит от ряда факторов, таких как интеллектуальные способности, условия артикуляции и тип семантической привязки. Данное исследование позволяет по-новому взглянуть на акценты процессов усвоения новых словоформ. Особый интерес представляет связь с интеллектом человека. Это позволяет модифицировать технологии, связанные с обучением новым словоформам/языкам.

Academic ownership of participants (text description)

Благовещенский Е.Д. (руководитель) ведущий научный сотрудник лаборатории поведенческой нейродинамики СПБГУ, кандидат биологических наук - Общая координация исследований, выбор научных тем, анализ получаемых результатов, подготовка публикаций, отчета.
Михаил Луков (исполнитель) стажер-исследователь - Постановка научных задач, курирование экспериментов, подготовка публикаций, отчета.
Костромина Светлана Николаевна (исполнитель) профессор, заведующая кафедры психологии личности - Постановка научных задач, курирование экспериментов по производству речи, подготовка публикаций, отчета.
Макарова Мария (исполнитель) доцент кафедры психологии личности - курирование экспериментов, подготовка публикаций, отчета, документации.
Дарья Гнедых (исполнитель) доцент кафедры психологии личности – участие в проведении экспериментов по производству речи, подготовка публикаций, отчета.
Дарья Фомичева (исполнитель) стажер-исследователь - участие в проведении экспериментов, подготовка публикаций, отчета.
Ксения Барцева (исполнитель) мл.научный сотрудник - участие в проведении экспериментов по производству речи, запись ЭЭГ, анализ данных ЭЭГ, подготовка публикаций, отчета.
Ульяна Никишкина (исполнитель) стажер-исследователь - участие в проведении экспериментов по производству речи, запись ЭЭГ, подготовка публикаций, отчета.
Александр Кирсанов (исполнитель) мл.научный сотрудник - участие в проведении экспериментов по производству речи, запись ЭЭГ, анализ данных ЭЭГ, подготовка публикаций, отчета.
Кузнецова Александра (исполнитель) стажер-исследователь участие в проведении экспериментов по производству речи, запись ЭЭГ, анализ данных ЭЭГ, подготовка публикаций, отчета.

Rationale of the interdisciplinary approach

Исследования в рамках данного проекта предлагают разработку новых парадигм и моделей исследования речи в рамках контекстно-ориентированных теорий речи и когнитивных наук. Мы стремимся интегрировать различные дисциплины и методы, чтобы получить более полное представление о когнитивных процессах и их влиянии на наше поведение и языковые способности. Известно, что использование экспериментальных методов из нейронауки в психолингвистике позволяет определить, какие части мозга активизируются во время специфических языковых задач, так как функциональная гибкость и эффективность языка зависят от нейробиологии человеческого мозга. Понимание внутренней структуры языка и механизмов его обработки различными областями мозга помогает нам лучше понять и улучшить процесс речевого научения. Мы считаем, что для этого необходимо учесть как физиологические, так и психологические аспекты работы мозга.

Rationale of the intersectoral approach

Цель проекта развить новые пути исследования и понимания языка, а также предоставить новые научные выводы, которые приведут к развитию языковых теорий и обогащению нашего знания о когнитивных процессах в целом. Наша работа в этой области имеет потенциал изменить представление о языке и его связи с мозгом, что в конечном итоге может привести к новым методам и подходам в обучении и борьбе с речевыми нарушениями. Межотраслевой подход позволяет интегрировать знания из разных областей и получить более глубокое и комплексное понимание речевого научения. Использование нейрофизиологических методов исследования позволяет нам проникнуть в самые глубокие уровни функционирования мозга и исследовать его связь с языком. Межотраслевой подход позволяет нам применить эти знания вместе с психолингвистическими принципами и теориями для более глубокого и точного анализа речевого научения и его нейрофизиологических основ
Short titleGZ-2023
AcronymNIR_GZ_2022 - 2
StatusFinished
Effective start/end date1/01/2331/12/23

ID: 94030364