Description

Налоговое стимулирование выступает одним из важнейших направлений налоговой политики, включая комплекс мер по снижению налогового бремени для налогоплательщиков, что должно способствовать реализации модели социально-экономического развития, соответствующей целям обеспечения национальной конкурентоспособности. Так, для современной России такой моделью является инновационно-инвестиционная, которая призвана обеспечить высокие темпы производительности труда, опережающее развитие отдельных секторов национальной экономики, что и должно определять порядок установления и применения инструментов налогового стимулирования финансово-хозяйственной деятельности.
Действующие в настоящее время в России налоговые льготы являются достаточно противоречивым инструментом государственного регулирования, последствия применения которого характеризуются высокой степенью неопределенности. К числу основных негативных последствий применения налоговых льгот можно отнести следующие: снижение нейтральности налоговой системы, размывание налоговой базы, сложности регулярного контроля за использованием налоговых льгот, возможность законодательного установления налоговых льгот в отрыве от бюджетного процесса, искажение принятия рыночных решений, в том числе инвестиционных, порождение многочисленных схем ухода от уплаты налогов и злоупотреблений, переложение налоговой нагрузки с одних категорий налогоплательщиков на другие категории или, другими словами, несправедливый эффект распределения.
В России перечисленные потенциально негативные последствия налогового стимулирования дополняются неоднозначной трактовкой понятия «налоговая льгота». В Налоговом Кодексе Российской Федерации (ст. 56 ч. I НК РФ) «льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере», что затрудняет отделение налоговых льгот от иных инструментов преференциональной налоговой политики.
Указание НК РФ на то, что «нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера» (ст. 56 ч. I НК РФ), порождает ряд дополнительных проблем, отдельного внимания в числе которых требуют проблемы стимулирования инвестиционной активности корпоративного сектора.
Ключевой вопрос исследования в этом отношении можно сформулировать следующим образом: как обеспечить эффективное стимулирование инвестиционной активности предприятий, соблюдая сплошной подход к предоставлению налоговых преференций? Данный вопрос определяет фундаментальную научную задачу предполагаемого проекта, которая состоит в поиске детерминант формирования эффективной системы налогового стимулирования инвестиционной активности российских предприятий с учетом приоритетной модели социально-экономического развития и целей обеспечения национальной конкурентоспособности.
AcronymRFBR_a_2019 - 1
StatusFinished
Effective start/end date16/01/1931/12/19

ID: 37499861