Description

Проект был направлен на изучение роли категоризации/классификации в возникновении ограничений в познавательной деятельности человека. Классификация рассматривается как необходимый процесс, обеспечивающий работу сознания и познавательной деятельности. Рассмотрен процесс классификации при решении разнообразных когнитивных задач, выявлены особенности и схожие черты данного процесса в различных проблемных ситуациях. Классификация рассматривалась как процесс, порождающий ограничения, особое внимание уделялось определению границ осознаваемого/неосознаваемого и значению этих границ при решении сенсорных, сенсомоторных, мнемических, перцептивных и мыслительных задач. Исследовалось предположение о том, что в ситуациях, субъективно рассматриваемых как тождественные (т.е. в ситуациях, которые человек относит к одному классу), семантическая категоризация приводит не только к фокусировке внимания на одних признаках, но и к активному подавлению процессов, связанных с обработкой других признаков. Исследование процесса классообразования, подвижности границ классов, возможности перемещения объектов и явлений из класса в класс, механизмов принятия решения в задачах классификации позволило расширить представления о познавательных возможностях человека, определить факторы, повышающие и снижающие эффективность в процессе решения когнитивных задач разного уровня, определить способы влияния на эту эффективность. Полученные результаты могут применяться в разных сферах: обучение, операторская деятельность по обнаружению и различению сигнала, различные способы переработки и использования информации, запоминания и хранения информации и т. д.

Layman's description

Результаты исследования могут быть использованы в учебном процессе, про обучении специалистов в области психологии, биологии, медицины и когнитивной науки. Результаты могут быть использованы в различных сферах деятельности человека, где необходимо управление вниманием, восприятием, запоминанием, а особенно – в процессе научения.

Key findings for the project

1. Выявлена роль категоризации при определении границ осознаваемого в процессе решения широкого круга когнитивных задач: сенсорные и сенсомоторные задачи, мнемические, перцептивные, мыслительные задачи.
2. Стимулы, находящиеся за границей осознания, различаются неосознанно и влияют на решение связанных с ними когнитивных задач, возможно создание неосознаваемого негативного прайм-стимула, и хотя сам стимул не осознается, но класс, к которому он отнесен, окажет влияние на эффективность решения последующих задач.
3. Неосознаваемая категоризация приводит к формированию различных классов прайминг-стимулов, например, как в наших исследованиях отнесение стимулов к классу «ошибочных» приводило к формированию негативного прайминг-эффекта, а предъявление стимулов, сопровождающихся правильным ответом (даже на подпороговом уровне) способствовало повышению эффективности решения когнитивных (в данном случае, арифметических) задач.
4. Неосознаваемая классификация проявляется и при решении сенсорных задач. В том случае, если для двух одинаковых объектов удавалось создать разные классы за счет установки, иллюзии, или инструкции, обнаруживалось различие в эффективности решения задачи обнаружения и различения для двух объектов, равных по физическим параметрам.
5. Границы категорий могут меняться в зависимости от способа классификации, один и тот же объект может попасть то в один, то в другой класс (больше-меньше, ближе-дальше, тяжелее-легче), а это может, в свою очередь меняет эффективность решения задачи обнаружения или различения объектов.
6. В ситуациях, субъективно рассматриваемых как тождественные (т.е. в ситуациях, которые человек относит к одному классу), категоризация приводит не только к фокусировке внимания на одних признаках, но и к активному подавлению процессов, связанных с обработкой других признаков, например, при решении мнемических задач категоризация может приводить к подавлению отдельных признаков (например, утрачивается информация о способе предъявления материала, но сохраняется информация о его факте его предъявления).
7. Выявлена роль стратегии в процессе усвоения категорий, по всей видимости, применение рациональной или интуитивной стратегии по -разному сказывается на процессе усвоения категорий, эффективность решения задач может быть связана с применением определенной стратегии (испытуемые с интуитивным стилем более эффективны в ситуации короткого времени предъявления, однако у них возникают сложности с экспликацией признаков категорий, а для рационального типа характерно повышение точности и более частая экспликация признаков категорий при увеличении времени предъявления)
Short title__
AcronymRFBR_RFH_2016 - 3
StatusFinished
Effective start/end date8/04/1815/12/18

Documents

ID: 34867475