Description

Научная проблема, на решение которой направлен проект: Визуальная и вербальная репрезентация древнерусской истории и славянской мифологии во второй половине XVIII - первой четверти XIX века.
Конкретная задача в рамках проблемы, на решение которой направлен проект, ее масштаб:
I. Репрезентация древнерусской истории в театральном искусстве второй половины XVIII — первой четверти XIX века.
Впервые будет исследован процесс формирования визуального образа «исторической» Руси и былинной древности в оформлении театральных постановок второй половины XVIII — начала XIX веков, что определяет масштаб задачи.
Комплексность задачи обусловлена всесторонним освещением проблемы. Будут даны ответы на вопросы: Был ли создаваемый на театральных подмостках визуальный облик древней Руси полностью фантастическим или же базировался на известных в то время исторических источниках? Какого рода могли быть эти источники? Насколько они могли быть знакомы создателям спектаклей?
II. Репрезентация древнерусской истории в сюжетных эстампах и книжной иллюстрации второй половины XVIII — первой четверти XIX века.
Впервые будет выявлено сюжетное, стилистическое, иконографическое своеобразие сюжетных эстампов и книжной иллюстрации второй половины XVIII — первой четверти XIX века на древнерусские темы.
Масштаб задачи определяется двумя факторами. Первый — игнорирование этой темы исследователями. М.А. Чернышева, ведущий специалист по исторической теме в печатной графике XIX века, отмечает, что если в Европе практика иллюстрирования изданий по истории распространяется уже с рубежа XVIII—XIX века, то в России это происходит позже, наиболее ранним примером она считает «Живописного Карамзина» (1836-1844) (Формирование популярной исторической культуры в России. Иллюстрации на сюжеты из отечественной истории в изданиях середины XIX века // Актуальные проблемы теории и истории искусства. 2022. Т. 12.). Речь идет именно о сюжетных композициях, а не о династических портретных галереях, которые были широко распространены. Однако в действительности примеры иллюстрированных исторических изданий, хотя и редкие, встречаются много раньше, в последние десятилетия XVIII века, а в первые десятилетия XIX века издания художественных произведений на исторические темы с иллюстрациями получают большое развитие.
Комплексность задачи определяется тем, что предполагается всесторонне изучение материала с привлечением разных методов: анализ сюжетного своеобразия, стилистический анализ, иконографический анализ.
III. Персонажи славянских верований в мифологических словарях второй половины XVIII – начала XIX века.
Масштаб задачи определяется тем, что будет проведен сравнительный анализ всех известных печатных словарей славянской мифологии.
Комплексность задачи определяется тем, что предполагается их всестороннее изучение: анализ структуры материала (наличие предисловия, заглавия, ссылок на источники, принципы расположения словарных статей), сравнительный анализ словарей античной и славянской мифологии, сравнительный текстологический анализ материалов словарей славянской мифологии для выявления заимствований друг у друга у разных авторов.
Имеющийся у коллектива исполнителей научный задел:
Е.А. Скворцова — руководитель.
1. Руководитель предлагаемого проекта Е.А. Скворцова реализовала проект «Национальная тема в русском искусстве XVIII века: персонификация страны, персона монарха, образы исторических событий», поддержанный РНФ (№21-78-00067, 2021-2023гг., отчет в данный момент находится на рассмотрении).
В ходе проекта было основные черты персонификации России в искусстве XVIII в. (гендер, возраст, физическое сложение, костюм, атрибуты) выявлены на материале разных видов искусства и рассмотрены в сопоставлении с её словесными описаниями, а также европейской иконографией персонификаций государств.
Предложена интерпретация портретов императрицы в русском платье работы Вигилиуса Эриксена и Стефано Торелли, на которых представлены разные типы костюма, воплощающие разные идеи, в свете понятий “people” (французский)/“Volk” (немецкий) — они переводились на русский как “народ” и подразумевали социальную характеристику — и “nation” (французский)/“Nation” (немецкий) — они переводились как «государство» и «отечество».
Установлено, что портрет Эриксена транслирует образ боярского платья, которое апеллировало, выражаясь словами Р.Уортмана, к «славной истории русской элиты, завоевавшей империю», и славной многовековой истории государства — оно стало образцом для русского придворного костюма, те же идеи декларировались и в академической исторической живописи. Портрет Торелли, на котором Екатерина представлена в народном костюме транслирует «русскость» как традиционный образ жизни, сохранившийся в низших социальных слоях, не затронутых европеизацией (такой костюм носили крестьянство и купечество). Выводы достигнуты на основе анализа всего известного корпуса текстовых и изобразительных источников, часть из них введена в научный оборот Е.А. Скворцовой.
Установлено, что волна интереса к сюжетам из собственной истории в русской живописи, которая начинается в 1760-е гг., синхронна аналогичному явлению в Британии и Франции — этот контекст до сих пор игнорировался исследователями. Выявлено два типа сюжетов, универсальных для исторической живописи и скульптуры России, Британии, Франции: 1) сюжеты, подобие которых обусловлено сходством событий истории разных стран, важных для государственной мифологии (например, обращение в христианство и установление новой династии); 2) сюжеты, подобие которых обусловлено стремлением представить героя как exemplum virtutis.
Результаты опубликованы в виде двух статей Scopus (см. список публикаций №1,2, 1 статьи РИНЦ, 3 статей, которые в данный момент находятся на живописи рассмотрении в журналах).
Изучение темы древнерусской истории в исторической живописи и скульптуре, а также репрезентации древнерусского костюма в исторической живописи и в форме придворного русского платья, введенного Екатериной II, составляют важный задел для предлагаемого проекта.
2. Руководитель предлагаемого проекта Е.А. Скворцова успешно реализовала проект «Образ правителя в изобразительном искусстве как средство репрезентации государства на международной арене: на примере Российской империи в XVIII в.», поддержанный РНФ (№17-78-10130, 2017-2019 гг., Е.А. Скворцова — руководитель).
В рамках проекта широко применялся междисциплинарный анализ, изобразительное искусство рассматривалось в непосредственной связи с иными формами общественного сознания, а именно религией и идеологией. Были выявлены принципы взаимодействия текста и иллюстраций в периодике как инструмента продвижения политических идей и конструирования в общественном сознании определенных представлений о стране на примере “Разговора в царстве мертвых замечательного русского царя Петра Великого и ужасного тирана Ивана Васильевича II” (Ивана Грозного) Д. Фассмана (1725).
Была предложена интерпретация политической программы «Портрета царевича Петра Петровича» кисти Л. Каравака на основе расшифровки деталей портрета в соответствии с современными иконологическими лексиконами. Идейное своеобразие портрета было уточнено на основе анализа иконографии в контексте европейского искусства, особое внимание было уделено особенностям трактовки тела как средству визуализации политических смыслов.
Было определено стилистическое, иконографическое, идейное своеобразие имеющего редкую иконографию портрета Елизаветы Петровны в цветочной раме в европейском контексте; выявлены произведения европейского искусства, под непосредственным влиянием которых был создан этот портрет.
Были обнаружены и представлены как особая типологическая линия примеры уподобления Петра Великого Ивана Грозному в искусстве и литературе XVIII века, была предложена их трактовка в историко-культурном контексте эпохи.
Результаты проекта опубликованы в виде 1 статьи Scopus (Скворцова Е.А. Иллюстрации к "Разговору в царстве мертвых замечательного русского царя Петра Великого и ужасного тирана Ивана Васильевича II" (Ивана Грозного) Д. Фассмана (1725) как инструмент конструирования представлений о России в Европе // Slovene. 2017. Т. 6. № 2. С. 276-309.), 8 статей РИНЦ.
Обращение к темам и героям древнерусской истории в разных видах вербальных и визуальных искусств, а также опыт анализа взаимодействия текста и иллюстраций составляют важный задел для предлагаемого проекта.
3. Руководитель предлагаемого проекта Е.А. Скворцова успешно реализовала проект «Женские и детские образы в дискурсе имперской власти: на примере искусства России XVIII века"» (грант Президента РФ МК-1510.2019.6, 2019-2020 гг., Е.А. Скворцова — руководитель).
В результате работы над проектом были предложены атрибуции живописных портретов на основе анализа архивных источников, дополненного стилистическим анализом; введены в научный оборот новые архивные материалы, как текстовые, так и изобразительные; выявлены обстоятельства создания и бытования живописных портретов на основе архивных источников; обогащены знания об иконографии представителей династии Романовых благодаря выявлению неизвестных прежде произведений. Одним из аспектов стало рассмотрение «Коронационного портрета Екатерины II» кисти С. Торелли, на котором она представлена как обладательница четырех корон (Российской империи, Казанского, Астраханского, Сибирского царств). Эти атрибуты, прежде упоминавшиеся исследователями лишь вскользь, были рассмотрены как ключ к пониманию трактовки в искусстве XVIII века древнерусского исторического наследия. Сведение воедино материалов, касающихся истории Казанской, Астраханской, Сибирской шапок, воплощающих присоединение соответствующих территорий, как предметов, и материалов об иных способах визуализации той же идеи (персонификации земель, геральдические символы) от ее истоков в XVII веке и на протяжении XVIII века обеспечило характеристику культурно-исторического и символического контекста, принципиально важного для понимания изображенных на портрете Торелли корон. Рассмотрение нюансов европейской иконографической традиции репрезентации земель, входящих в состав униатских монархий, позволило уяснить трансформацию политического смысла мотива нескольких корон в российской традиции, а также определить вероятный источник заимствования идеи.
Результаты отражены в 1 статьях Scopus(№ 4 списка публикаций), 2 статьях РИНЦ.
Рассмотрение мотива корон древних царств, отсылающего к древнерусской истории, в русском искусстве в европейском контексте составляет важный задел для предлагаемого проекта.
4. Руководитель предполагаемого проекта Е.А. Скворцова разработала рабочие программы дисциплин и реализованы курсы, имеющие непосредственное отношение к проблематике предлагаемого проекта: «Русское искусство XVIII века» (СПбГУ, бакалавриат, образовательная программа “История искусств”), «Русское искусство среди европейских школ» (СПбГУ, магистратура, образовательная программа “Искусствоведение (История искусств)”), «Система художественного образования в России в XVIII веке» (СПбГУ; магистратура, образовательная программа “Искусствоведение (История искусств)”), «Система художественного образования в России и Европе» (СПбГУ; магистратура, образовательная программа “Искусствоведение (История искусств)”), «Мифы империи: изобразительное искусство и власть в России в XVIII веке» (СПбГУ, бакалавриат, образовательная программа "история искусств”). Они обеспечили углубленное
знакомство с широким контекстом тех проблем, которые будут рассматриваться в рамках предлагаемого проекта.
А.С. Корндорф — соисполнитель.
1. А.С. Корндорф выявила, описала и ввела в научный оборот 20 эскизов костюмов к опере Екатерины II "Начальное управление Олега». Определено авторство этих эскизов и их исторические прототипы. На основании этого исследования А.С. Корндорф обосновала концепцию стремления к исторической достоверности на сцене русского придворного театра конца XVIII века (Корндорф А. «Избранные старинные русские костюмы»: археология, национальный стиль и Греческий проект Екатерины II // Искусствознание. №3. 2020. С. 254-303; Корндорф А. Альбом древнерусских костюмов для оперы Екатерины II: источники и авторы «национального стиля» на придворной сцене// ОПЕРА В МУЗЫКАЛЬНОМ ТЕАТРЕ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ. Сборник статей по материалам Международной научной конференции. МОСКВА. 2019. С.259-271; Корндорф А. Костюмы для оперы «Начальное управление Олега» (по проекту и с комментариями А.Н. Оленина) / Театрократия. Екатерина II и опера. Москва, 2022. С. 259-312)).
2. А.С. Корндорф атрибуировала эскизы декораций Франческо Градицци и Пьетро Гонзаги к опере Екатерины II "Начальное управление Олега». Благодаря их обнаружению удалось реконструировать сценические образы Киева Х века, палат княжеского дворца, военного лагеря княжеской дружины Олега, а также обрядов «закладки Москвы» и cвадьбы Князя Игоря. (Korndorf А. Italian stage Designers and the staging of the First Russian epic Drama with Music by Catherine the Great, Early Reign of Oleg in Mapping Artistic Networks. Eighteenth-Century Italian Theatre and Opera Across Europe. Ed. by T. Korneeva/ Music History and Performance: Practices in Context. Vol. 5. Turnhout, Brepols Publishers, 2021. Рр. 125-141; Корндорф А. «Начальное управление Олега». Геополитика и национальный стиль/ Театрократия. Екатерина II и опера. Москва, 2022. С. 220-258).
Ю. Долгих — соисполнитель.
1. Ю. Долгих провела исследование в области репрезентации сюжетно-мотивного комплекса, связанного с водными и лесными демонологическими персонажами в русской художественной литературе, результатом которого стали материалы для указателя литературных сюжетов с такими персонажами, в том числе были представлены произведения, которые ранее не включались в научный оборот. (Долгих Ю.А. Духи лесные и водные: русские литературные демонологические персонажи в сюжетах 1810-1830-х гг. // Русская литература. СПб, ИРЛИ РАН. 2016, №3. С. 149-165).
2. Изучению взгляда на славянскую мифологию как неотъемлемую часть отечественной истории в XIX в., а также и особенностям отражения мифологических реминисценций в исторических трудах на примере сочинения митрополита Евгения (Болховитинова) был посвящен доклад Ю. Долгих «Славянская мифология в «Исторических разговорах» Евгения (Болховитинова)» (Семинар к 250-летию со дня рождения митрополита Евгения (Болховитинова). 14 декабря 2017 г. Санкт-Петербург, Библиотека Российской академии наук).
3. Вопрос влияния античной традиции и противоречиям двух тенденций – фольклористической и литературной при формировании образа лешего в конце XVIII-начале XIX в. был освещен в докладе Ю. Долгих: «Почему леший козлоногий: античные реминисценции в русском литературном фольклоризме конца XVIII-начала XIX в.» (Международная научная конференция «Глобальные и локальные процессы в славянских языках, литературах, культурах 4» (Globalie un lokalie procesi slavu valodas, literatura un kultura – 4, 12–13 марта 2020 г., Рига, Латвийский Университет).
4. Проблемам заимствования и смешения элементов из западноевропейской литературы, античной мифологии и русского фольклора при конструировании образа водной девы, а также многообразию наименований такого персонажа был посвящен доклад Ю. Долгих: «Русалки, нимфы и ондины: о художественном представлении водных женских духов в русской литературе первой половины XIX в.» (Международная научная конференция «Глобальные и локальные процессы в славянских языках, литературах и культурах 5» (Globalie un lokalie procesi slavu valodas, literatura un kultura – 5, 11-12 марта 2021, Рига, Латвийский университет).
5. Для изучения западноевропейской и русской традиции развития и бытования мифографческих изданий был организован научный семинар «Мифологические сюжеты и книга Нового времени: формы и интерпретации» (16 ноября 2022 г. Санкт-Петербург, Библиотека Российской академии наук). На нем был представлен доклад «Опыт реконструкции славянского «баснословия» в русских мифологических словарях конца XVIII-начала XIX века», в рамках которого была сделана попытка проследить основные тенденции формирования русских мифографических изданий, ориентированных на массового читателя.

AcronymRSF_SRG_2024 - 1
StatusActive
Effective start/end date1/01/2431/12/24

ID: 116808456