В ходе решения фундаментальной задачи проекта (изучение визуальной и звуковой среды Великой Отечественной войны, детальный и комплексный анализ восприятия блокадного города ленинградцами, а также связанных с этим стратегий поведения в катастрофе) за указанный период реализации гранта были получены следующие результаты: С применением комплексного подхода к документам официального характера и личного происхождения изучен перцептивный образ блокады через обращение к восприятию ленинградцами сигналов тревоги, бомбардировок, артобстрелов, которые играли очень важную роль в немецких проектах полного уничтожения Ленинграда и его жителей. Рассмотрены механизмы адаптации, эволюция отношения ленинградцев к сигналам тревоги, бомбежкам, артобстрелам. Новизна исследования, базирующегося на принципе историзма, состоит в том, что «художественное оформление войны», влиявшие на умонастроения горожан плакаты, изучаются с точки зрения восприятия их ленинградцами. Поначалу визуальная пропаганда вызывала интерес, хотя в контексте горьких сообщений о быстром наступлении врага плакаты подчас представлялись горожанам «фальшивыми», «хвастливыми», «издевательскими» и «бездарными». Однако прямолинейные и однозначные плакаты, конкурируя с привычными пропагандистскими штампами и устойчивыми представлениями о немцах, формировали адекватный образ безжалостного врага, воодушевляли и помогали выжить. Комплексно изучен визуальный образ Ленинграда в работах фотокорреспондентов. Все в кадре приобрело символическое значение – не только предметы, но и лица людей стали интерпретироваться иначе (герой, мститель, жертва, победитель). Поскольку осажденный город фотокорреспонденты обычно снимали «по пути» на фронт, их взгляд (по заданию редакции и часто по собственным этическим и эстетическим установкам) был сосредоточен на событиях войны, «эффектах», «красоте боя», немногие обнаруживали неплакатные сюжеты для съемки в повседневной жизни осажденного города. С применением антропологического подхода изучено изменение внешнего облика горожан, который не просто порождал эмоции и реакции, но влиял на самовосприятие, отношения между людьми. Голод и холод меняли и одевали горожан так, что возникал «блокадный человек – не мужчина и не женщина, а существо без пола, без возраста». Внешность жителей блокадного Ленинграда могла вызывать недоумение, страшить, давать надежду. Корпус фотодокументов, созданных в блокадном Ленинграде, исследовался как важный источник, представляющий собой зашифрованный визуальный текст. Визуально Ленинград, жители которого в платках и валенках носят воду, стирают белье на улицах, возят на санках дрова и трупы, стал походить на большую деревню, где категория приватности понимается и чувствуется совершенно иначе. Утрата интимности блокадного человека получила свое самое очевидное, эмблематическое выражение в визуализации смерти на улицах города. Когда смерть приобрела «апокалиптический» масштаб, блокадная фотография окончательно оформилась как военная. Изучена не просто практика показа в блокадном городе кинофильмов, но особенности восприятия их ленинградцами, которые находили в кино отвлечение «от голодных мыслей и тревог». Возможность увидеть фильм, несмотря на продолжавшиеся обстрелы и бомбежки, была знаком преодоления катастрофы осады, нормализации жизни. Впервые изучена и проанализирована жанровая специфика блокадных фотоизображений. Основной массив снимков – это постановочные, каноничные и строго функциональные фотоплакаты, которые монументализировали войну и ее героев. Другой важный «военно-прикладной» жанр – фотоизображения разрушений и жертв. Сравнительно небольшой массив фотографий – кадры повседневной жизни осажденного Ленинграда. Отдельную группу составляют снимки, сделанные не фоторепортерами, а любителями, которые оставили фотоархивы, содержащие неожиданные, неканонические изображения блокады. Завершена работа по созданию текста для аудиоспектакля-променада «Прощай, Ленинград!» Текст основан на записях блокадного времени, посвященных восприятию города в катастрофе: дневниках Лены Мухиной и Миши Тихомирова, дневниках и воспоминаниях других жителей блокадного города. Цель спектакля – формирование объективного и заинтересованного восприятия событий Великой Отечественной войны и блокады Ленинграда, решение задач патриотического воспитания и просвещения. Результат осуществления проекта выводит историю ленинградской блокады в пространство public history. Выявлен и уточнен новый значительный массив опубликованных документов периода войны и блокады: (дневников, писем, официальных документов, фотографий, живописных произведений, плакатов, афиш, газетных материалов), а также материалов более позднего времени. Продолжена работа над структурой монографии, уточнены принципы представления материалов по итогам работы над проектом. Проделана работа по подготовке второй части монографии.
С применением комплексного подхода к документам официального характера и личного происхождения изучен перцептивный образ блокады через обращение к восприятию ленинградцами сигналов тревоги, бомбардировок, артобстрелов. Выявлены особенности первоначальной и трансформации последующих реакций горожан на применение немецкой армией военных технологий, проанализировано их воздействие на эмоциональное состояние блокадников, изучен приобретенный травматический опыт.
«Художественное оформление войны», влиявшие на умонастроения горожан плакаты, изучаются с точки зрения восприятия их ленинградцами. Поначалу визуальная пропаганда вызывала интерес, хотя в контексте горьких сообщений о быстром наступлении врага плакаты подчас представлялись горожанам «фальшивыми», «хвастливыми», «издевательскими» и «бездарными». Однако прямолинейные и однозначные плакаты, конкурируя с привычными пропагандистскими штампами и устойчивыми представлениями о немцах, формировали адекватный образ безжалостного врага, воодушевляли и помогали выжить.
Комплексно изучен визуальный образ Ленинграда в работах фотокорреспондентов, которые фиксировали подготовку города к войне, первые разрушения, поначалу издалека снимали погибших. Фотографии, напечатанные в газетах, как правило, носили «военно-прикладной» характер и стилистически были близки к плакатам. Поскольку осажденный город фотокорреспонденты обычно снимали «по пути» на фронт, их взгляд (по заданию редакции и часто по собственным этическим и эстетическим установкам) был сосредоточен на событиях войны, «эффектах», «красоте боя», немногие обнаруживали неплакатные сюжеты для съемки в повседневной жизни осажденного города.
С применением антропологического подхода, предусматривающего особое внимание к человеку, его деятельности, поведению, культурным особенностям, изучено изменение внешнего облика горожан, который не просто порождал эмоции и реакции, но влиял на самовосприятие, отношения между людьми. Голод и холод меняли и одевали горожан так, что возникал «блокадный человек – не мужчина и не женщина, а существо без пола, без возраста». Стремясь обрести внутреннее равновесие, горожане словно остерегались «заразиться» дистрофией, ставшей знаком физической и духовной обреченности. Внешность жителей блокадного Ленинграда могла вызывать недоумение, страшить, давать надежду.
Корпус фотодокументов, созданных в блокадном Ленинграде, исследовался как важный источник, представляющий собой зашифрованный визуальный текст. Применение историко-генетического метода способствовало анализу причин возникновения новых бытовых практик. В визуальном образе города менялись границы личного пространства: дом, квартира, комната теряли значение убежища, защиты, комфорта, интимного, личного пространства становясь могилой, «склепом», «пещерой», пригодной не для жизни, а для смерти. Утрата интимности блокадного человека получила свое самое очевидное, эмблематическое выражение в визуализации смерти на улицах города. Когда смерть приобрела «апокалиптический» масштаб, блокадная фотография окончательно оформилась как военная.
Изучена не просто практика показа в блокадном городе кинофильмов, но особенности восприятия их ленинградцами, которые находили в кино отвлечение «от голодных мыслей и тревог». Просмотр фильма о мирной жизни давал надежду, что «жизнь войдет в настоящее русло». В просмотре кинофильмов привлекала и в то же время раздражала демонстрация еды. Возможность увидеть фильм, несмотря на продолжавшиеся обстрелы и бомбежки, была знаком преодоления катастрофы осады, нормализации жизни.
Впервые изучена и проанализирована жанровая специфика блокадных фотоизображений. Основной массив снимков – это постановочные, каноничные и строго функциональные фотоплакаты, которые монументализировали войну и ее героев. Анализ комплекса фотодокументов позволил также выявить другой важный «военно-прикладной» жанр – фотоизображения разрушений и жертв. Сравнительно небольшой массив фотографий – кадры повседневной жизни осажденного Ленинграда. Отдельную группу составляют снимки, сделанные не фоторепортерами, а любителями, которые оставили фотоархивы, содержащие неожиданные, неканонические изображения блокады.
Завершена работа по созданию текста для аудиоспектакля-променада «Прощай, Ленинград!» Текст основан на записях блокадного времени, посвященных восприятию города в катастрофе. Проведенная работа реализует прикладное значение проекта для коммеморативной деятельности в сфере культуры и искусства. Аудиоспектакль адресован широкой аудитории, в частности, предназначен для школьников среднего и старшего возраста. Цель спектакля – формирование объективного и заинтересованного восприятия событий Великой Отечественной войны и блокады Ленинграда, решение задач патриотического воспитания и просвещения.
Продолжена работа над структурой монографии, уточнены принципы представления материалов по итогам работы над проектом.
Проделана работа по подготовке второй части монографии.
Пянкевич Владимир Леонидович, профессор. Подготовил и опубликовал научную статью в журнале списка ВАК; Принял участие и выступил с докладами на двух конференциях (Международная научная конференция «1941. Северный рубеж. К 80-летию начала Великой Отечественной войны» (16-17.06.2021). Доклад «Художественное оформление войны». Плакаты в Ленинграде и умонастроения горожан летом и осенью 1941 г.»; XIII Международная научная конференция из цикла «История сталинизма». Тема конференции: «Пути к Победе. Человек, общество, государство в годы Великой Отечественной войны» (21-24.06.2021) Доклад «Равнодушно проходят мимо завтрашние мертвецы»: облик жителей блокадного Ленинграда в дневниках, письмах, интервью, воспоминаниях горожан и официальных документах), по итогам которых подготовлены и сданы в печать статьи в сборники материалов конференций. Принял участие и подготовил тезисы доклада для Всероссийская конференция по естественным и гуманитарным наукам с международным участием – «Наука СПбГУ-2021». Доклад «Жизнь трудная и страшная, но в ней есть радости! И кино было такой радостью»: восприятие кино жителями блокадного Ленинграда.
Рахманова Татьяна Дмитриевна, старший преподаватель – Завершила работу по созданию текста для аудиоспектакля-променада «Прощай, Ленинград!»; Приняла участие и выступила с докладами на двух конференциях (Международная научная конференция «1941. Северный рубеж. К 80-летию начала Великой Отечественной войны» (16-17.06.2021) Рахманова Т.Д. Доклад «Ленинград летом – осенью 1941 года в работах фотокорреспондентов»; XIII Международная научная конференция из цикла «История сталинизма». Тема конференции: «Пути к Победе. Человек, общество, государство в годы Великой Отечественной войны» (21-24.06.2021) Доклад «Метафизическая непристойность»: блокадный город и его жители в работах ленинградских фотографов. Приняла участие и подготовила тезисы доклада для Всероссийская конференция по естественным и гуманитарным наукам с международным участием – «Наука СПбГУ-2021». Доклад "Жанры блокадного фотографии".
Acronym | RFBR_a_2020 - 2 |
---|
Status | Finished |
---|
Effective start/end date | 22/03/21 → 28/12/21 |
---|