Layman's description

В ходе решения фундаментальной задачи проекта (изучение визуальной и звуковой среды Великой Отечественной войны, детальный и комплексный анализ восприятия блокадного города ленинградцами, а также связанных с этим стратегий поведения в катастрофе) за указанный период реализации гранта были получены следующие результаты: С применением комплексного подхода к документам официального характера и личного происхождения изучен перцептивный образ блокады через обращение к восприятию ленинградцами сигналов тревоги, бомбардировок, артобстрелов, которые играли очень важную роль в немецких проектах полного уничтожения Ленинграда и его жителей. Рассмотрены механизмы адаптации, эволюция отношения ленинградцев к сигналам тревоги, бомбежкам, артобстрелам. Новизна исследования, базирующегося на принципе историзма, состоит в том, что «художественное оформление войны», влиявшие на умонастроения горожан плакаты, изучаются с точки зрения восприятия их ленинградцами. Поначалу визуальная пропаганда вызывала интерес, хотя в контексте горьких сообщений о быстром наступлении врага плакаты подчас представлялись горожанам «фальшивыми», «хвастливыми», «издевательскими» и «бездарными». Однако прямолинейные и однозначные плакаты, конкурируя с привычными пропагандистскими штампами и устойчивыми представлениями о немцах, формировали адекватный образ безжалостного врага, воодушевляли и помогали выжить. Комплексно изучен визуальный образ Ленинграда в работах фотокорреспондентов. Все в кадре приобрело символическое значение – не только предметы, но и лица людей стали интерпретироваться иначе (герой, мститель, жертва, победитель). Поскольку осажденный город фотокорреспонденты обычно снимали «по пути» на фронт, их взгляд (по заданию редакции и часто по собственным этическим и эстетическим установкам) был сосредоточен на событиях войны, «эффектах», «красоте боя», немногие обнаруживали неплакатные сюжеты для съемки в повседневной жизни осажденного города. С применением антропологического подхода изучено изменение внешнего облика горожан, который не просто порождал эмоции и реакции, но влиял на самовосприятие, отношения между людьми. Голод и холод меняли и одевали горожан так, что возникал «блокадный человек – не мужчина и не женщина, а существо без пола, без возраста». Внешность жителей блокадного Ленинграда могла вызывать недоумение, страшить, давать надежду. Корпус фотодокументов, созданных в блокадном Ленинграде, исследовался как важный источник, представляющий собой зашифрованный визуальный текст. Визуально Ленинград, жители которого в платках и валенках носят воду, стирают белье на улицах, возят на санках дрова и трупы, стал походить на большую деревню, где категория приватности понимается и чувствуется совершенно иначе. Утрата интимности блокадного человека получила свое самое очевидное, эмблематическое выражение в визуализации смерти на улицах города. Когда смерть приобрела «апокалиптический» масштаб, блокадная фотография окончательно оформилась как военная. Изучена не просто практика показа в блокадном городе кинофильмов, но особенности восприятия их ленинградцами, которые находили в кино отвлечение «от голодных мыслей и тревог». Возможность увидеть фильм, несмотря на продолжавшиеся обстрелы и бомбежки, была знаком преодоления катастрофы осады, нормализации жизни. Впервые изучена и проанализирована жанровая специфика блокадных фотоизображений. Основной массив снимков – это постановочные, каноничные и строго функциональные фотоплакаты, которые монументализировали войну и ее героев. Другой важный «военно-прикладной» жанр – фотоизображения разрушений и жертв. Сравнительно небольшой массив фотографий – кадры повседневной жизни осажденного Ленинграда. Отдельную группу составляют снимки, сделанные не фоторепортерами, а любителями, которые оставили фотоархивы, содержащие неожиданные, неканонические изображения блокады. Завершена работа по созданию текста для аудиоспектакля-променада «Прощай, Ленинград!» Текст основан на записях блокадного времени, посвященных восприятию города в катастрофе: дневниках Лены Мухиной и Миши Тихомирова, дневниках и воспоминаниях других жителей блокадного города. Цель спектакля – формирование объективного и заинтересованного восприятия событий Великой Отечественной войны и блокады Ленинграда, решение задач патриотического воспитания и просвещения. Результат осуществления проекта выводит историю ленинградской блокады в пространство public history. Выявлен и уточнен новый значительный массив опубликованных документов периода войны и блокады: (дневников, писем, официальных документов, фотографий, живописных произведений, плакатов, афиш, газетных материалов), а также материалов более позднего времени. Продолжена работа над структурой монографии, уточнены принципы представления материалов по итогам работы над проектом. Проделана работа по подготовке второй части монографии.

Key findings for the stage (summarized)

С применением комплексного подхода к документам официального характера и личного происхождения изучен перцептивный образ блокады через обращение к восприятию ленинградцами сигналов тревоги, бомбардировок, артобстрелов. Выявлены особенности первоначальной и трансформации последующих реакций горожан на применение немецкой армией военных технологий, проанализировано их воздействие на эмоциональное состояние блокадников, изучен приобретенный травматический опыт.
«Художественное оформление войны», влиявшие на умонастроения горожан плакаты, изучаются с точки зрения восприятия их ленинградцами. Поначалу визуальная пропаганда вызывала интерес, хотя в контексте горьких сообщений о быстром наступлении врага плакаты подчас представлялись горожанам «фальшивыми», «хвастливыми», «издевательскими» и «бездарными». Однако прямолинейные и однозначные плакаты, конкурируя с привычными пропагандистскими штампами и устойчивыми представлениями о немцах, формировали адекватный образ безжалостного врага, воодушевляли и помогали выжить.
Комплексно изучен визуальный образ Ленинграда в работах фотокорреспондентов, которые фиксировали подготовку города к войне, первые разрушения, поначалу издалека снимали погибших. Фотографии, напечатанные в газетах, как правило, носили «военно-прикладной» характер и стилистически были близки к плакатам. Поскольку осажденный город фотокорреспонденты обычно снимали «по пути» на фронт, их взгляд (по заданию редакции и часто по собственным этическим и эстетическим установкам) был сосредоточен на событиях войны, «эффектах», «красоте боя», немногие обнаруживали неплакатные сюжеты для съемки в повседневной жизни осажденного города.
С применением антропологического подхода, предусматривающего особое внимание к человеку, его деятельности, поведению, культурным особенностям, изучено изменение внешнего облика горожан, который не просто порождал эмоции и реакции, но влиял на самовосприятие, отношения между людьми. Голод и холод меняли и одевали горожан так, что возникал «блокадный человек – не мужчина и не женщина, а существо без пола, без возраста». Стремясь обрести внутреннее равновесие, горожане словно остерегались «заразиться» дистрофией, ставшей знаком физической и духовной обреченности. Внешность жителей блокадного Ленинграда могла вызывать недоумение, страшить, давать надежду.
Корпус фотодокументов, созданных в блокадном Ленинграде, исследовался как важный источник, представляющий собой зашифрованный визуальный текст. Применение историко-генетического метода способствовало анализу причин возникновения новых бытовых практик. В визуальном образе города менялись границы личного пространства: дом, квартира, комната теряли значение убежища, защиты, комфорта, интимного, личного пространства становясь могилой, «склепом», «пещерой», пригодной не для жизни, а для смерти. Утрата интимности блокадного человека получила свое самое очевидное, эмблематическое выражение в визуализации смерти на улицах города. Когда смерть приобрела «апокалиптический» масштаб, блокадная фотография окончательно оформилась как военная.
Изучена не просто практика показа в блокадном городе кинофильмов, но особенности восприятия их ленинградцами, которые находили в кино отвлечение «от голодных мыслей и тревог». Просмотр фильма о мирной жизни давал надежду, что «жизнь войдет в настоящее русло». В просмотре кинофильмов привлекала и в то же время раздражала демонстрация еды. Возможность увидеть фильм, несмотря на продолжавшиеся обстрелы и бомбежки, была знаком преодоления катастрофы осады, нормализации жизни.
Впервые изучена и проанализирована жанровая специфика блокадных фотоизображений. Основной массив снимков – это постановочные, каноничные и строго функциональные фотоплакаты, которые монументализировали войну и ее героев. Анализ комплекса фотодокументов позволил также выявить другой важный «военно-прикладной» жанр – фотоизображения разрушений и жертв. Сравнительно небольшой массив фотографий – кадры повседневной жизни осажденного Ленинграда. Отдельную группу составляют снимки, сделанные не фоторепортерами, а любителями, которые оставили фотоархивы, содержащие неожиданные, неканонические изображения блокады.
Завершена работа по созданию текста для аудиоспектакля-променада «Прощай, Ленинград!» Текст основан на записях блокадного времени, посвященных восприятию города в катастрофе. Проведенная работа реализует прикладное значение проекта для коммеморативной деятельности в сфере культуры и искусства. Аудиоспектакль адресован широкой аудитории, в частности, предназначен для школьников среднего и старшего возраста. Цель спектакля – формирование объективного и заинтересованного восприятия событий Великой Отечественной войны и блокады Ленинграда, решение задач патриотического воспитания и просвещения.
Продолжена работа над структурой монографии, уточнены принципы представления материалов по итогам работы над проектом.
Проделана работа по подготовке второй части монографии.

Academic ownership of participants (text description)

Пянкевич Владимир Леонидович, профессор. Подготовил и опубликовал научную статью в журнале списка ВАК; Принял участие и выступил с докладами на двух конференциях (Международная научная конференция «1941. Северный рубеж. К 80-летию начала Великой Отечественной войны» (16-17.06.2021). Доклад «Художественное оформление войны». Плакаты в Ленинграде и умонастроения горожан летом и осенью 1941 г.»; XIII Международная научная конференция из цикла «История сталинизма». Тема конференции: «Пути к Победе. Человек, общество, государство в годы Великой Отечественной войны» (21-24.06.2021) Доклад «Равнодушно проходят мимо завтрашние мертвецы»: облик жителей блокадного Ленинграда в дневниках, письмах, интервью, воспоминаниях горожан и официальных документах), по итогам которых подготовлены и сданы в печать статьи в сборники материалов конференций. Принял участие и подготовил тезисы доклада для Всероссийская конференция по естественным и гуманитарным наукам с международным участием – «Наука СПбГУ-2021». Доклад «Жизнь трудная и страшная, но в ней есть радости! И кино было такой радостью»: восприятие кино жителями блокадного Ленинграда.
Рахманова Татьяна Дмитриевна, старший преподаватель – Завершила работу по созданию текста для аудиоспектакля-променада «Прощай, Ленинград!»; Приняла участие и выступила с докладами на двух конференциях (Международная научная конференция «1941. Северный рубеж. К 80-летию начала Великой Отечественной войны» (16-17.06.2021) Рахманова Т.Д. Доклад «Ленинград летом – осенью 1941 года в работах фотокорреспондентов»; XIII Международная научная конференция из цикла «История сталинизма». Тема конференции: «Пути к Победе. Человек, общество, государство в годы Великой Отечественной войны» (21-24.06.2021) Доклад «Метафизическая непристойность»: блокадный город и его жители в работах ленинградских фотографов. Приняла участие и подготовила тезисы доклада для Всероссийская конференция по естественным и гуманитарным наукам с международным участием – «Наука СПбГУ-2021». Доклад "Жанры блокадного фотографии".
AcronymRFBR_a_2020 - 2
StatusFinished
Effective start/end date22/03/2128/12/21

ID: 75291051