Феномен родительского стресса в настоящее время активно исследуется зарубежными авторами, однако преимущественно в семьях с детьми, имеющими проблемы в развитии (хронические заболевания, отклонения в психическом развитии и т.д.). При этом можно отметить практически полное отсутствие исследований родительского стресса в России и недостаточность и противоречия при исследовании факторов, влияющих на возникновение и усиление родительского стресса, у родителей нормально развивающихся детей в зарубежных исследованиях. Однако данные практической психологии показывают увеличение уровня родительского стресса у матерей детей уже младенческого и раннего возраста.
Родительский стресс может привести к возникновению различных проблем как у самих родителей (тревога, депрессия, невротизация личности, хронические заболевания), так и к отклонениям в детско-родительских отношений (гипоопека, жестокое обращение, гиперсоциализация и т.д.), что в свою очередь сказывается на развитии детей, - все это обуславливает практическую значимость данного научного исследования.
Новизна и научная значимость исследования состоит в том, что оно позволит изучить феномен родительского стресса у матерей детей раннего и дошкольного возраста с нормальным развитием в России, в частности описать уровневые и структурные характеристики родительского стресса. Впервые будут представлены новые данные о комплексе факторов, его обуславливающих: психосоциальных, психофизиологических, социально-демографических.
Прикладная значимость проекта состоит в возможности применении полученных данных для психопрофилактики родительского стресса у матерей детей раннего и дошкольного возраста, а также в психологическом консультировании матерей детей раннего и дошкольного возраста. Будет получен новый для российской психологической практики диагностический инструмент (методика «Индекс родительского стресса») для изучения родительского стресса.