Проект направлен на изучение стресса повседневной жизни и копинг-поведения в семьях с аномальным развитием ребенка. "Единицами анализа" стали повседневные стрессоры и трудности, создающие постоянную атмосферу хронического стресса, в которой функционирует семья "особого ребенка".
Проект был направлен на изучение стресса повседневной жизни и копинг-поведения в семьях с аномальным развитием ребенка и состоял из нескольких типов исследований:
1.Изучение индивидуального и семейного стресса и копинга у родителей детей с ДЦП (1) и аутизмом (2);
2. Систематическое исследование повседневного стресса и копинга в семьях незрячих и глухих подростков, а также в семьях с нормальным сенсорным развитием подростка (3).
I тип исследований был посвящен изучению того, какую роль в нормализации жизни семьи играют тяжесть нарушения ребенка, личность родителя и его способность преодолевать трудности (копинг), а также оценка семейных ресурсов, обеспечивающих помощь и поддержку. Оценивалось влияние структуры семьи (полнота и ролевая структура) на характер и объем стрессорной нагрузки и копинг родителей, отношение к ребенку и его болезни, личностное и семейное функционирование.
II тип исследования - систематическое наблюдение за родителями и детьми (9324 стрессовых эпизода) позволило раскрыть механизмы семейного стресса и копинга — как происходит распространение стресса и его преодоление в семьях с сенсорным нарушением ребенка или болезнью родителя, а также сравнить степень влияния на семейную систему нарушения ребенка и родителя. Обнаружено, что сенсорный дефект ребенка был предиктором и модератором не только его собственных стрессовых эмоций, атрибуций и копинга, но и у его родителей. Слепота оказывала более деструктивное влияние на копинг-компетентность семьи, нежели глухота.