Научная новизна исследования: инновации в высшем образовании в условиях цифровой революции представляют собой не столько технические ноу-хау, сколько обусловленные переосмыслением роли государства изменения в структуре высшего образования, организационных принципах участия университетов в высшем образовании, а также в содержании и организации образовательных программ разных уровней высшего образования.
Цель - выявить влияние высшего образования на экономические процессы в российском обществе. Эволюция образовательных организаций в соответствии с условиями цифровой революции обуславливает перестроение структуры высшего образования, принципов их участия в данной структуре, финансирования высшего образования, расширение круга частных заказчиков такого образования и, в конце концов, - изменение правовых статусов всех участвующих субъектов.
Ожидаемые результаты:
- осуществлено исследование адаптации системы финансирования государством высшего образования к выполнению условий для становления цифровой экономики;
- проведен анализ возможностей для частных инвестиций в цифровое высшее образование, в том числе с точки зрения рентабельности таких инвестиций;
- определены направления, по которым образовательным организациям целесообразно предоставить больше свободы в самоуправлении и самофинансировании, а также предложены пути и способы снижения роли государства как единственного заказчика высшего образования;
- сформулированы предложения по корректированию текущих правовых статусов организации, осуществляющей образовательную деятельность по программам высшего образования, преподавателя такой организации, заказчика образовательных услуг (физических и юридических лиц), обучающихся по программам высшего образования.
Значимость ожидаемых результатов:
- цифровизация высшего образования в конечном счете будет зависеть от того, сумеет ли государство пересмотреть систему финансирования данного образования, распределяя ответственность с частными субъектами и предоставляя им пространство для инвестиций в современное и рентабельное для инвесторов высшее образование. Выработка оптимальных в сфере образований решений требует от государства межведомственной координации и учета интересов бизнеса;
- главным драйвером цифровой революции в России выступает государство, а не бизнес. Это, в свою очередь, затрудняет процесс цифровизации высшего образования. Поэтому ключевой целью государства является демонстрация высшего образования как направления бизнесу, в которое он может вкладываться для получения долгосрочного эффективного результата. Для этого государственная система должна быть модернизирована в сторону смягчения регулирования и оставления вопросов для расширения дискреции субъектов, участвующих в сфере высшего образования;
- новое образовательное пространство в условиях цифровой революции требует изменения роли преподавателя в учебном процессе. В высшем образовании необходимо отказаться от модели "профессор - источник знаний" , преподаватель должен превратиться в "личного образовательного менеджера" обучающегося. Такой преподаватель должен уметь оценить способности, умения и потенциал студента для выработки индивидуальной образовательной программы, направленной на эффективное обучение, основанное на максимальном учёте запросов личности и минимизации ресурсных затрат государства;
- индивидуальная программа обучения должна предполагать как регулярное повышение квалификации, так и варианты переобучения новым профессиям и специальностям. При этом, подготовка самих преподавателей также должна претерпеть значительную трансформацию, в том числе, включение в актив преподавателя способности регулярного самообразования и умения работать с новейшими цифровыми образовательными технологиями.
- Опубликовано не менее трех статей в изданиях из перечня рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук (издания из перечня ВАК);
- Опубликовано не менее одной статьи в издании, индексируемом в Web of Science и (или) Scopus.