Исследование особенностей психологического взаимодействия матери и ребенка может представить системную и фундаментальную информацию о влиянии социально-психологических факторов на психологическую адаптацию ребенка, имеющего расстройства аутистического спектра.В настоящее время в отечественных и особенно зарубежных исследованиях широко представлены исследовательские данные, подтверждающие наличие связи высоких показателей адаптивного поведения детей раннего и дошкольного возраста с качеством взаимодействия в паре «мать-ребёнок». Недостаточно изученной с точки зрения научной информации как в мировой, так и в отечественной психологической науке остаётся проблема взаимосвязи качества психологического взаимодействия в диаде «мать – ребёнок с РАС» и способности ребенка с аутизмом усваивать и реализовывать адаптивные формы поведения. Методологические позиции, технологии и подходы к психолого-педагогической и социальной помощи детям с РАС и членам их семей в настоящее время характеризуются недостаточным научным и экспериментальным обоснованием. Полученная в рамках реализации данного проекта научная информация таким образом представляется актуальной и способной пролить свет на ключевые связи ранних диадных отношений и адаптивного поведения детей с РАС.
В работе представлены предварительные результаты исследования особенностей поведения и адаптации, а также взаимодействия детей с расстройствами аутистического спектра и их матерей. В исследовании приняли участие 15 детей, имеющих расстройства аутистического спектра (средний возраст 52,2 ± 9,2 месяца) и их матери (средний возраст 29,1 ± 3,9 лет), а также 15 обычно развивающихся детей (средний возраст 36 ± 9,1 месяцев ) и их матери (средний возраст 31,3 ± 5,5 лет). Анализ взаимодействия по методу PCERA (Parent Child Early Relationships Assessment, Clark, 1985) показал, что во взаимодействии матери детей с расстройствами аутистического спектра менее чувствительны к их сигналам и реже отражают эмоциональное состояние, их вербализации имеют низкое качество, в сравнении с матерями обычно развивающихся детей. Дети с расстройствами аутистического спектра реже проявляют позитивный аффект, реже инициируют и отзываются на социальные сигналы, имеют затруднения в саморегуляции по сравнению с обычно развивающимися детьми. В таких характеристиках взаимодействия как: проявление негативного аффекта, тревожность, депрессивность, раздражительность, импульсивность, настойчивость, агрессивность между исследуемыми группами детей не было обнаружено различий. Оценка нарушений поведения по методу CBCL 1,5 – 5 (Achenbach, & Rescorla, 2000) показала, что дети с расстройствами аутистического спектра имеют значимо более высокие показатели выраженности нарушений поведения и адаптации по шкалам методики CBCL «Обширные нарушения развития» и «Отстраненность», чем нормативно развивающиеся сверстники. Показатели шкал, отражающих нарушения внимания у детей с РАС имеют тенденцию к значимо более частому проявлению, чем у обычно развивающихся детей.