Проект направлен на изучение идентичности (аккультурации) и психической адаптации у глухих и слабослышащих студентов, обучающихся в разных институциональных условиях. С этой целью будут сравниваться группы глухих и слабослышащих студентов колледжей и университетов, обучающихся в условиях интеграции (инклюзии) и дифференциации.
В процессе анализа будут учитываться параметры социальной адаптации - успеваемость, степень включенности в общественные, спортивные и досуговые мероприятия колледжа/вуза, а также выявляться гендерные и возрастные различия в идентичности, копинг-поведении, характеристиках личности, психическом здоровье и самостигматизации.
Научной новизной исследования является как дизайн проекта, так и предмет изучения – сформированная идентичность (принадлежность к культуре) рассматривается как специфический психологический ресурс или защитный фактор, позволяющий глухому человеку жить в мире слышащего большинства. Сравнение различных видов идентичности позволяет выделить наиболее успешные с точки зрения психической и социальной адаптации типы и определить значение «культурного якоря» (аккультурации) для глухого человека.
Новизной нашего исследования является то, что мы изучаем психическую адаптацию у глухих и слабослышащих к условиям среднего специального (колледж/техникум) и высшего профессионального образования. Сравнение групп глухих и слабослышащих студентов на разных ступенях профессионального образования позволит оценить положительные и отрицательные стороны каждого из этих типов обучения с точки зрения рисков психической дезадаптации. Итогом комплексного исследования должна стать разработка психологического содержания концепции аккультурации и психической адаптации глухих студентов в различных институциональных условиях, создание методического аппарата для их изучения, разработка методических рекомендаций для применения инструментария и результатов эмпирического исследования на практике, серия публикаций.