Исследование направлено на выявление роли, положения и функций семьи в повседневных практиках молодых людей; оно основано на данных проведенного социологического исследования методом онлайн-опроса Санкт-Петербургским государственным университетом в 2025 г. среди студентов 6 российских высших учебных заведений (N=1173) различных уровней (бакалавриат, магистратура, специалитет) и направлений (естественно-научные, социально-гуманитарные, математико-информационные) подготовки. Исходная гипотеза исследования заключается в том, что стержнем отношения к семье и направленность на построение семейной и брачной карьеры являются смысложизненные ценности человека. Концептуально вопрос о ценностях семьи как ядра личной культуры потребовал включить в аналитику целый ряд значимых базовых смыслов жизни, регулирующих представления, убеждения, установки, диспозиции, алгоритмы, действия современных людей. В числе приоритетных ценностей современного студента, согласно результатам нашего исследования, оказались такие как: обретение достаточного экономического и культурного капиталов, финансовое обеспечение (стабильный, хороший заработок), качественное образование. Следует отметить прагматичный характер отношения к семье. Хотя семья занимает третье-четвертое место в перечне ценностей, она вместе с тем включает целый спектр атрибутивных смысложизненных ценностей, в частности, смысл совместной жизни, целеполагание семейного проживания, проект будущего финансовой и хозяйственной деятельности, отношение к партнеру по браку, оценка брака, права и обязательства, сексуальная жизнь, интимность, планирование детей, будущее родительство, взаимоотношения с ближайшими родственниками. Смысложизненные ценности семьи в большей степени представлены ориентацией на поддержание связей с родительской семьей и создание репродуктивной семьи, т. е. связанной с рождением будущих детей, но без конкретных репродуктивных планов. Студенты также интересуются генеалогическим древом семейного рода, родословной семьи, судьбой семьи и жизнью родственников в контексте истории страны. Опрошенными отмечена позитивная роль цифровых технологий коммуникации как средств взаимодействия в (вос)производстве семейных отношений, обеспечении семейного благополучия. Смысложизненные ценности семьи, определяющие содержание мировоззрения, верований и поведения современной российской молодежи, являются поколенчески вариативными, но относительно устойчивыми константами.
Проблематика смысложизненных ценностей семьи крайне актуальна в контексте понимания, предвидения, а также моделирования, регулирования развития и обеспечения безопасности современного российского общества. На основе теоретических и эмпирических обобщений авторы делают вывод о том, что в среде обучающихся высших учебных заведений, которые в значительной своей части являются представителями молодежи, существует тенденция к преобладанию ценностных ориентаций, специфически характерных для данного жизненного цикла — хороший заработок, успешное окончания обучения, получения диплома о высшем образовании, самореализация. Крепкие отношения с членами родительской семьи, создание репродуктивной семьи, рождение детей как атрибутивные смысложизненные ценности семьи в этом случае уступают лидирующие позиции в актуальной значимости ориентациям, направленным на достижение статусных переходов (окончание вуза, устройство на работу с хорошим оплатой, приобретение жилья, др.), накоплении капиталов, которые смогут обеспечить благоприятную материальную, экономическую основу для дальнейшей жизни. Важные для студентов ценности самореализации и здоровья — это также про качество жизни.
В ходе данного этапа исследования были изложены теоретические гипотезы и предпосылки исследования в ряде публикаций в научных периодических печатных изданиях.
Анализ ценностных ориентаций и поведенческих образцов российских студентов вузов в отношении семьи основан на данных социологического исследования, проведенного Санкт-Петербургским государственным университетом в 2025 г. Исследование было проведено методом онлайн-опроса по формализованной анкете, запрограммированной на платформе «Анкетолог». Статистическая обработка и анализ первичных данных проводились с помощью специализированного программного обеспечения. Общий объем выборочной совокупности составил N=1173 респондента в возрасте от 18 лет и старше. Объектом эмпирического исследования были обучающиеся 6 российских высших учебных заведений, расположенных в Калининграде, Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге: Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта (БФУ им. И. Канта), Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (НГПУ им. К. Минина), Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого (НовГУ), Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена (РГПУ им. А.И. Герцена), Русская христианская гуманитарная академия им. Ф.М. Достоевского (РХГА), Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ). При отборе респондентов внимание уделялось тому, чтобы в выборке были представлены студенты определенных уровней высшего образования (бакалавриат n=892, магистратура n=228, специалитет n=53), обучающиеся по разным направлениям подготовки: естественно-научные (физика, химия, биология, др.) (n=150), социально-гуманитарные (педагогика, история, философия, теология, др.) (n=946), математико-информационные (математика, информатика, др.) (n=77). Полученная выборка содержит студентов различных учебных заведений, направлений и уровней подготовки, пола и возраста (минимум 18 лет, медиана 21 год, максимум 59 лет), что позволяет ей дать представление о совокупности обучающихся российских вузов как гетерогенной группе.
Промежуточные результаты были также подвергнуты осмыслению и интерпретации в научной публикации.
По запросу органов государственной власти было разработано учебно-методическое пособие для учащихся медресе. Таким образом в фокусе исследования оказались учтены сюжеты, связанные с многоконфессиональной обстановкой в современной России.
В ходе данного этапа исследования были изложены теоретические гипотезы и предпосылки исследования в ряде публикаций в научных периодических печатных изданиях.
Также была разработана анкета опросника и по ней было проведено социологическое исследование методом онлайн-опроса Санкт-Петербургским государственным университетом в 2025 г. среди студентов 6 российских высших учебных заведений (N=1173) различных уровней (бакалавриат, магистратура, специалитет) и направлений (естественно-научные, социально-гуманитарные, математико-информационные) подготовки.
Промежуточные результаты были также подвергнуты осмыслению и интерпретации в научной публикации.
По запросу органов государственной власти было разработано учебно-методическое пособие для учащихся медресе. Таким образом в фокусе исследования оказались учтены сюжеты, связанные с многоконфессиональной обстановкой в современной России.
Шмонин Дмитрий Викторович - общее руководство проектом, публикации в научных журналах, входящих в ядро РИНЦ (2), доклады на ведущих международных научных (научно-практических) конференциях в Российской Федерации (ПМЮФ, ПМЭФ).
Светлов Роман Викторович - разработка анкеты для лонгитюдного исследования, публикация в научных журналах, входящих в ядро РИНЦ (1), доклады на ведущих международных научных (научно-практических) конференциях в Российской Федерации (ПМЮФ, Петербургский социологический форум).
Тантлевский Игорь Романович - доклад на ведущих международных научных (научно-практических) конференциях в Российской Федерации (ПМЮФ)
Овсянников Дмитрий Владиславович - лонгитюдное исследование традиционных духовно-нравственных ценностей на примере семейных ценностей (соц.опрос).
Разработка дополнительной образовательной программы «Религиозные компоненты формирования общероссийской гражданской идентичности».
Шорохов Владимир Андреевич - разработка дополнительных образовательных программ «Религиозные компоненты формирования общероссийской гражданской идентичности» и «История религий России».
Гусева Юлия Николаевна - подготовка к печати рукописи учебно-методического пособия для учащихся медресе "Мусульмане - граждане России" по запросу органов государственной власти.
Петров Вадим Игоревич - взаимодействие с участниками консорциума в проведении мероприятий проекта «100 дат российской идентичности».
Лонгитюдное исследование традиционных духовно-нравственных ценностей на примере семейных ценностей (обработка результатов соц. опроса).
Антонюк Михаил Валентинович - взаимодействие с участниками консорциума в проведении мероприятий проекта «100 дат российской идентичности».
Лонгитюдное исследование традиционных духовно-нравственных ценностей на примере семейных ценностей (обработка результатов соц. опроса).
Жданов Артемий Юрьевич - взаимодействие с участниками консорциума в проведении мероприятий проекта «100 дат российской идентичности».
Лонгитюдное исследование традиционных духовно-нравственных ценностей на примере семейных ценностей (обработка результатов соц. опроса).
Панкратова Лилия Сергеевна - публикация в научных журналах, входящих в ядро РИНЦ (1), доклад на ведущих международных научных (научно-практических) конференциях в Российской Федерации (Петербургский социологический форум).
| Acronym | INI_NIR_EBF-2025 |
|---|
| Status | Active |
|---|
| Effective start/end date | 1/01/25 → 31/12/25 |
|---|