Description

2.1.7.1. Научная проблема, на решение которой направлен проект
В бизнес-образовании растет запрос на формирование междисциплинарной коммуникативной компетенции. Процесс формирования должен включать постановку комплексных задач, которые возможно решить путем интеграции дисциплин. Традиционный монодисциплинарный подход не всегда приводит к ожидаемому результату. Вместе с тем уровень концептуализации междисциплинарного подхода в сфере образования пока недостаточен. В частности, необходимо уточнение таких концептов, как “междисциплинарный курс” и “междисциплинарная коммуникативная компетенция”, что позволит более эффективно решать комплексные задачи, стоящие перед современным бизнес-образованием.

Данный проект направлен на сравнительный анализ методик формирования междисциплинарной коммуникативной компетенции в бизнес-образовании и разработку на этой основе методологии создания междисциплинарных учебных курсов для повышения эффективности и качества обучения в ВШМ СПбГУ. Для этого необходимо привлечь экспертов из разных предметных областей, которые могут по-разному интерпретировать коммуникативную компетенцию и способы ее формирования. Сформированность коммуникативной компетенции у выпускников современных бизнес-школ в значительной степени зависит от коллаборации всех участников образовательного процесса — преподавателей разных предметных областей, студентов, работодателей и администрации бизнес-школ.

2.1.7.2. Актуальность проблемы, научная значимость решения проблемы
Несмотря на большой объем и разнообразие научных междисциплинарных исследований в социальных науках, интеграция языковых и коммуникативных дисциплин и предметных дисциплин в области бизнеса и менеджмента изучена недостаточно. Язык и коммуникация — это не только средство межкультурного общения, но и самостоятельный способ познания и отражения действительности. Чем сложнее становится действительность, которую предстоит познать, осмыслить выпускникам бизнес-школ, тем совершеннее должны становиться способы и методы развития языковых и коммуникативных навыков, обеспечивающих интеграцию компетенций, формируемых в рамках различных дисциплин.
Исследование, проводимое в рамках настоящего проекта, имеет не только научную, но и практическую значимость. Современному бизнесу необходимы менеджеры, способные решать сложные комплексные задачи, аргументировать свою точку зрения. Реализация междисциплинарных курсов, разработанных в ходе исследования, позволит студентам бизнес-школы развивать навыки целостного видения проблем и вербализации решений сложных задач, что будет способствовать повышению как уровня междисциплинарной коммуникативной компетенции, так и профессиональной подготовки будущих менеджеров, востребованности выпускников на рынке труда. В совокупности это внесет вклад в ценность бренда ВШМ СПбГУ.

2.1.7.3. Конкретная задача в рамках проблемы, на решение которой направлен проект, ее масштаб
Задачи проекта
1.Разработка моделей интеграции дисциплин (языковых дисциплин и дисциплин в области бизнеса и менеджмента) для образовательных программ на уровне бакалавриата и магистратуры Высшей школы менеджмента СПбГУ.
2.Описание процедуры выбора модели интеграции для конкретного курса с учетом специфики дисциплин (например, дисциплины, ориентированные на формирование коммуникативной компетенции как целевой доминанты, и дисциплины, для которых сформированность коммуникативной компетенции является пререквизитом), а также задач и условий реализации дисциплины.
3.Разработка и апробация рабочей программы междисциплинарного курса, направленного на формирование междисциплинарной коммуникативной компетенции для студентов программ бакалавриата.
Для решения данных задач необходимо:
•проанализировать лучшие практики реализации междисциплинарного подхода в бизнес-образовании;
•исследовать современные языковые и коммуникативные программы курсов для бизнес-образования с целью выявления потенциала для интеграции данных предметных областей;
•определить специфику междисциплинарного подхода в бизнес-образовании;
•изучить потребности академического сообщества и работодателей в интеграции для получения новых знаний и формирования коммуникативной компетенции;
•проанализировать языковые политики корпоративных партнеров высшей школы менеджмента для более эффективного формирования междисциплинарной компетенции у выпускников бизнес-школ в рамках языковых и коммуникативных дисциплин;
•проанализировать опыт реализации междисциплинарного подхода в ВШМ СПбГУ.

2.1.7.4. Научная новизна поставленной задачи, обоснование достижимости решения поставленной задачи и возможности получения запланированных результатов

Научная новизна решения проблемы:
1.Исследование форм интеграции языковых, коммуникативных и предметных дисциплин для формирования междисциплинарной коммуникативной компетенции.
2.Разработка методологии создания междисциплинарных курсов, направленных на решение общей профессиональной задачи — формирование междисциплинарной коммуникативной компетенции.
Достижимость поставленных задач и возможность получения запланированных результатов обуславливается:
•Результатами предшествующего исследования вопросов междисциплинарности, выступлений с докладами на международных научных конференциях, проводимых международными ассоциациями по исследованию вопросов интеграции языка и менеджмента на 13-й и 14-ой ежегодной конференции Ассоциации исследователей в области менеджмента и языка;
•Организацией научной дискуссии в рамках секции по языковому и коммуникативному образованию на международной научной конференции ВШМ СПбГУ «Развивающиеся рынки: перспективы для бизнеса и государства» в 2018 и 2019 г.;
•Профессиональным опытом и экспертными знаниями участников проекта, обладающих необходимыми компетенциями в разных научных областях (лингвистика, коммуникация, психология, педагогика, экономика, маркетинг, государственное и муниципальное управление);
•Наличием у исполнителей проекта научных и учебно-методических работ релевантных научной проблеме, на решение которой направлен данный проект (см. п. 2.1.7.7).
•Опытом проведения языковых и коммуникативных курсов на программах бакалавриата и магистратуры ВШМ СПбГУ;
•Наличием экспериментальной площадки для верификации моделей интеграции дисциплин (язык, коммуникация и предметы в области бизнеса и менеджмента);
•Проект разработки междисциплинарного курса был представлен экспертам Ассоциации междисциплинарных исследований в форме доклада “Integration of language, communication and disciplinary knowledge in business education. The case of the integrated course development for bachelor students at the Graduate School of Management, St Petersburg State University” («Интеграция языка, коммуникации и дисциплинарного знания в бизнес образовании. Междисциплинарный курс для студентов-бакалавров в Высшей школе менеджмента, СПбГУ») на международной конференции “Interdisciplinarity in Global Contexts” в университете г. Амстердама 24–26 октября 2019 г.
•Имеющимся доступом к электронным базам ведущих библиотек мира, высокорейтинговых журналов, базам данных работодателей ВШМ, междисциплинарным программам бизнес-школ академических партнеров СПбГУ.
•Многолетним опытом преподавания значительного количества дисциплин на программах бакалавриата ВШМ СПбГУ на английском языке и преподаванием на английском языке по программам магистратуры ВШМ СПбГУ.

2.1.7.5. Современное состояние исследований по данной проблеме

Современные исследования по вопросам междисциплинарности и интеграции знаний охватывают широкий спектр вопросов:
1. Уточнение терминологической базы по междисциплинарности в сфере образования (Meeth, 1978; Klein, Newell, 1997; Augsburg, 2005; Choi, Pak, 2006; Aagaard‐Hansen, 2007; Jens, 2007; Yang, 2009; Klein, 2016; O’Rourke et al., 2016; Madsen, 2018).
Междисциплинарность — это «процесс поиска ответа на вопрос, решение проблемы или изучение темы комплексного характера, которую невозможно решить в рамках одной дисциплины или специальности. Междисциплинарные исследования строятся на подходах и теориях отдельных дисциплин, которые интегрируются с целью создания более целостной и глубокой концепции (Klein, Newell, 1997).
Междисциплинарная деятельность может принимать различные формы для решения научно-исследовательских и прикладных задач, в том числе в области образования.
Актуальной на сегодняшний день является научная дискуссия об определении уровней междисциплинарной интеграции вследствие многообразия подходов к изучению междисциплинарности (Meeth, 1978; Madsen, 2018). Общепринятые уровни интеграции: кроссдисциплинарный, мультидисциплинарный, междисциплинарный и трансдисциплинарный.
Важной задачей настоящего исследования является уточнение концепта «междисциплинарная коммуникативная компетенция». На начальном этапе междисциплинарная коммуникативная компетенция трактуется как способность и готовность студентов осуществлять языковую, и коммуникативную деятельность, интегрируя знания, навыки и умения из разных предметных областей в процессе принятия инновационных решений. Данная формулировка обсуждалось в ходе научных дискуссий и на конференциях.
2. Сложность междисциплинарной коммуникации
Обзор литературы и существующий опыт преподавания показали, что исследователи придают большое значение проблемам коммуникации участников междисциплинарных проектов, подчеркивая сложность восприятия иной, непривычной предметной парадигмы, принятие новых теорий, подходов и точек зрения вследствие стирания дисциплинарных границ (Locker, 1994; Cyphert, 2002; Zhang, 2016). Одним из важных вопросов эффективной междисциплинарной коммуникации является вопрос о личностных качествах и компетенциях исследователя, необходимых для успешной работы в междисциплинарном проекте (Newell, 1994).
3. Становление междисциплинарной педагогики
Междисциплинарность в образовании реализуется в междисциплинарных программах, которые позволяют студентам одновременно изучать курсы из разных предметных областей и становиться выпускниками с междисциплинарной экспертизой.
Разработка междисциплинарных программ и курсов имеет специфические особенности и требования к их дизайну (Newell, 1994; Heusden, 2004; Golding, 2009; Yang, 2009). Реализация таких программ приводит к необходимости переосмысления традиционных и использования новых педагогических методов и подходов, а также форм организации образовательного процесса.
Отдельное направление эмпирических исследований освещает актуальные вопросы междисциплинарного образования в бизнес-школах:
•Применение различных педагогических методов, в том числе: групповое преподавание, где обучение организовано в группах студентов разных академических специализаций (Reynolds, 2012); метод проблемного обучения, метод проектного обучения (Brassler, Dettmers, 2017); метод социальных проектов (Weber, Englehart, 2011); деловые игры (Ehiyazaryan, Barraclough, 2009).
•Процессы междисциплинарной трансформации бизнес-образования; внедрение инновационных педагогических методов преподавания, направленных на развитие междисциплинарного мышления, личностного роста и удовлетворение профессиональных потребностей выпускников (Fish, 2013).
•Создание особой междисциплинарной образовательной среды, в которой ключевую роль играет воспитание ценностей (Ottewill, McKenzie, Leah, 2005).
•Выявление «междисциплинарной осознанности» (interdisciplinary consciousness), т. е. степени осознания студентами разнообразия методов и подходов в изучаемых дисциплинах (Kjellberg, O’Rourke, O’Conner-Gomez, 2018).
•Наличие междисциплинарной связи языка и предметных дисциплин, что проявляется на уровне использования методов преподавания иностранного языка, с одной стороны, и форм, методов обучения в бизнес-образовании, с другой. Использование методов и приемов обучения бизнес-дисциплинам в преподавании языковых дисциплин и наоборот, использование педагогического потенциала методов преподавания языка и коммуникации в курсах по бизнесу и менеджменту, способствует эффекту узнаваемости со стороны студентов и, как следствие, повышает эффективность обучения (Ainsworth, 2012).

Литература
Aagaard‐Hansen J. (2007). The challenges of cross-disciplinary research. Social Epistemology 21 (4): 425–438.
Ainsworth J. A. (2012). Integrating methods and strategies from language teaching and business studies in languages for specific business purposes courses. Global Advances in Business and Communication 1 (1): Art. 7.
Augsburg T. (2005). Becoming Interdisciplinary: An Introduction to Interdisciplinary Studies. Dubuque, IA: Kendall/Hunt.
Boix M. V., Duraising E. (2007). Targeted assessment of students’ interdisciplinary work: An empirically grounded framework proposal. Journal of Higher Education 78 (2): 215–237.
Choi B. C. K., Pak A. W. P. (2006). Multidisciplinarity, interdisciplinarity and transdisciplinarity in health research, services, education and policy: 1. Definitions, objectives, and evidence of effectiveness. Literature review. Clinical and Investigative Medicine. Médecine clinique et experimentalу 29 (6): 351–364.
Cyphert D. (2002). Integrating communication across the MBA program. Business Communication Quarterly 65 (3): 81–86. doi:10.1080/13562510903315019
Fish A. (2013). Reshaping the undergraduate business curriculum and scholarship experiences in Australia to support whole‐person outcomes. Asian Education and Development Studies 2 (1): 53–69.
Golding C. (2009). Integrating the Disciplines: Successful Interdisciplinary Subjects. Centre for the Study of Higher Education. The University of Melbourne.
Guide to interdisciplinary syllabus preparation. (1996). Association for Integrative Studies and Institute in Integrative Studies. Journal of General Education 45 (2): 170–173.
Kjellberg P., O’Rourke M., O’Conner-Gomez D. (2018). Interdisciplinarity and the undisciplined student: Lessons from the Whittier Scholars Program. Issues in Interdisciplinary Studies 36 (1): 34–65.
Klein J. T. (2016). Communication and collaboration in interdisciplinary research. In: O’Rourke M., Crowley S., Eigenbrode S. D., Wulfhorst J. D. (eds.). Enhancing Communication and Collaboration in Interdisciplinary Research. SAGE; 10–30. URL: https://dx.doi.org/10.4135/9781483352947
Klein J. T. (2017). Typologies of interdisciplinarity studies. In: R. Frodeman, J. T. Klein, R. C. S. Pacheco (eds.). Oxford Handbook of Interdisciplinarity. 2nd ed. Oxford: Oxford University Press; 15–30.
Klein J., Newell W. (1997). Advancing interdisciplinary studies. In: Gaff J., Ratcliff J. L. et al. (eds.). Handbook of the Undergraduate Curriculum. A Comprehensive Guide to Purposes, Structures, Practices, and Change. San Francisco, CA: Jossey-Bass; 393–415.
Locker K. O. (1994). The challenges of interdisciplinary research. Journal of Business Communication 31 (2): 137–151.
Madsen D. (2018). Epistemological or political? Unpacking ambiguities in the field of interdisciplinarity studies. Minerva 56 (4): 453–477.
Meeth L. R. (1978). Interdisciplinary studies: A matter of definition. Change: The Magazine of Higher Learning 10 (7): 10. DOI: 10.1080/00091383.1978.10569474
Newell W. H. (2001). A theory of interdisciplinary studies. Issues in Integrative Studies 19 (1): 1–25.
Nikitina S. (2002). Three Strategies for Interdisciplinary Teaching: Contextualising, Conceptualising, and Problem-Solving. Project Zero. Harvard Graduate School of Education.
O’Rourke M., Crowley S, Gonnerman C. (2016). On the nature of cross-disciplinary integration: A philosophical framework. Studies in History and Philosophy of Biological and Biomedical Sciences 56: 62–70.
Ottewill R., McKenzie G., Leah J. (2005). Integration and the hidden curriculum in business education. Education + Training 47 (2): 89–97.
Ratcliffe J. (ed.). Handbook of the Undergraduate Curriculum: A Comprehensive Guide to Purposes, Structures, Practices, and Changes. San Francisco: Jossey-Bass; 393–415.
Roggema‐van Heusden M. (2004). The challenge of developing a competence‐oriented curriculum: An integrative framework. Library Review 53 (2): 98–103. URL: https://doi.org/10.1007/s11024-018-9353-5
Stokols D., Misra S., Moser R. P., Hall K. L., Taylor B. K. (2008). The ecology of team science: Understanding contextual influences on transdisciplinary collaboration. American Journal of Preventive Medicine 35 (2S): 96–115.
Yang Min (2009) Making interdisciplinary subjects relevant to students: An interdisciplinary approach. Teaching in Higher Education 14 (6): 597–606.
Zhang Z. (2016). What makes teams tick. Harvard Magazine (July–August): 10–11. URL: https://harvardmagazine.com/2016/07/what-makes-teams-tick

2.1.7.6. Предлагаемые методы и подходы, общий план работы на весь срок выполнения проекта

Основные качественные методы исследования:
контент-анализ междисциплинарных программ бизнес-школ академических партнеров ВШМ СПбГУ;
проведение двух фокус-групп с участием преподавателей, работодателей, выпускников и студентов ВШМ;
разработка и проведение опроса/анкетирования примерно 200 участников образовательного процесса;
организация не менее пяти глубинных интервью участников образовательного процесса (преподавателей и администрации Высшей школы менеджмента, студентов, слушателей ДПО и работодателей);
документ-анализ рабочих программ дисциплин для изучения опыта реализации междисциплинарного подхода в ВШМ СПбГУ;
моделирование междисциплинарных курсов с разным уровнем интеграции дисциплин.
Основные количественные методы исследования:
кластерный анализ для выделения основных профилей участников образовательного процесса;
факторный анализ (эксплораторный, конфирматорный, МГК) для определения основных аспектов отношения участников образовательного процесса к изучаемой проблеме междисциплинарности;
методы структурного моделирования и анализа для выявления латентных взаимозависимостей между исследуемыми компонентами отношений к вопросам междисциплинарности;
статистические методы сравнительного анализа выборок для проверки надежности получаемых результатов.

Общий план работы на весь срок выполнения проекта
1.Провести обзор имеющейся научной литературы в области междисциплинарного подхода в бизнес-образовании.
2.Уточнить концепты «междисциплинарная компетенция» и «междисциплинарная коммуникативная компетенция».
2.Разработать протоколы интервью и осуществить сбор данных.
3.Обработать полученные данные.
4.Разработать модели интеграции языковых дисциплин и дисциплин в области бизнеса и менеджмента для студентов программ бакалавриата и магистратуры ВШМ.
5.Разработать программу междисциплинарного курса, направленного на формирование междисциплинарной коммуникативной компетенции для студентов программ бакалавриата ВШМ СПбГУ.
6.Подготовить 1 рукопись статьи на английском языке и 1 рукопись статьи на русском языке и подать их в журналы, индексируемые в базах Web of Science и РИНЦ.

2.1.7.8. Детальный план работы на весь период выполнения проекта
Этапы выполнения проекта, участники, сроки.
1. Обзор научной литературы в области междисциплинарного подхода в бизнес-образовании
Орлова Е. В.
Бондарь В. А.
Мартынова Т. А.
Дроздова Н. П.
Черенков В. И.

Срок выполнения: 15.06.20 – 01.09.20
2. Проведение фокус-групп, разработка протоколов интервью и опросников
Орлова Е. В.
Бондарь В. А.
Гиленко Е. В.
Дроздова Н. П.
Мартынова Т. А.
Китаева Е.М.

Срок выполнения: 01.09.20 – 15.10.20
3. Сбор и обработка первичных данных
Орлова Е. В.
Гиленко Е. В.
Мартынова Т. А.

Срок выполнения: 15.10.20 – 30.11.20
4. Анализ и обсуждение полученных результатов
Орлова Е. В.
Бондарь В. А.
Гиленко Е. В.
Дроздова Н. П.
Мартынова Т. А.
Черенков В. И.
Китаева Е.М.
Срок выполнения: 01.12.20 – 30.12.20
5. Разработка моделей междисциплинарных курсов по языку, коммуникации и предметному знанию в области бизнеса и менеджмента для студентов программ бакалавриата и магистратуры и их апробация
Орлова Е. В.
Бондарь В. А.
Гиленко Е. В.
Дроздова Н. П.
Мартынова Т. А.
Черенков В. И.
Срок выполнения:10.01.21 – 30.01.21
6. Разработка рабочей программы междисциплинарного курса для студентов-бакалавров ВШМ, СПбГУ
Орлова Е. В.
Дроздова Н. П.
Мартынова Т. А.
Черенков В. И.
Срок выполнения: 10.01.21 – 15.02.21
7. Подготовка и проведение не менее одного научного семинара и обработка обратной связи от участников
Орлова Е. В.
Бондарь В. А.
Гиленко Е. В.
Дроздова Н. П.
Мартынова Т. А.
Черенков В. И.
Срок выполнения: Март–апрель 2021
8. Подготовка рукописей статей, их обсуждение, редактирование и подача в журналы
Орлова Е. В.
Бондарь В. А.
Гиленко Е. В.
Дроздова Н. П.
Мартынова Т. А.
Черенков В. И.
Китаева Е.М.
Срок выполнения: 01.09.20 – 15.06.21
Short titleИнтеграция языка, коммуникации и предметного знания в бизнес-образовании: формирование междисциплинарной коммуникативной компетенции
AcronymMNG_2020-2021
StatusFinished
Effective start/end date15/06/2015/06/21

ID: 60419497