Тема научно-педагогических школ журналистики в России не получила сколько-нибудь развернутого аналитического отображения в литературе. Между тем она находится в непрерывном изменении, как с точки зрения состава и структуры, так и, что более существенно, с точки зрения развиваемых теоретических идей и направлений. Актуальность темы связана также с потребностью изучения, поддержания и предъявления международному сообществу своеобразия и конкурентных преимуществ национальных подходов к журналистскому образованию.
В нашей стране, под влиянием уникальных обстоятельств социально-культурного развития, исторически сформировалась система фундаментальной гуманитарной подготовки журналистов, для которой характерен симбиоз науки и педагогической практики, поскольку теория развивается на университетских кафедрах в неразрывной связи с преподаванием и воспитанием специалистов. Отсюда следует обоснованность понятия научно-педагогической школы.