ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОЗРАЧНОСТИ АТМОСФЕРЫ: РАЗРАБОТКА СПЕКТРОСКОПИЧЕСКИХ МЕТОДОВ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЕЕ СОСТАВА И РАСЧЕТА ОКОН ПРОЗРАЧНОСТИ

Research output

Abstract

A general theory of spectral band shapes for molecular gases taking into account line mixing and collision duration effects was developed in kinetic equation approach. The expressions for a band shape are obtained in Markovian limit, their limits of application being determined. The band wing shape is related to the molecular torque spectrum. The band wing intensity is proved to depend on the structure of the relaxation matrix. The basic relations of the general bandshape theory are used to develop methods of atmospheric tranmission function calculation. An effective calculation method is proposed which is based on the adjusted branch coupling (ABC) model for vibration-rotation bands. In such calculation, the degree of branch coupling is determined by a single adjustable coefficient Cb. The other parameters are taken from the known atmospheric HITRAN database. The method is tested for the treatment of laboratory IR spectra of several molecules (CO2, O3, CH3F, CH4). The method is compared with that of Rosenkranz. The ABC model proved to be more flexible and to predict much better the bandshape in the wings, being in average as accurate as the Rosenkranz method is. Various transmission function calculations are performed for different absorption bandshapes of CO2, O3, CH4. Line mixing is proved to influence essentially on transmission functions on tangent paths. There are estimated spectral regions and heights sensible for the effect.
Translated title of the contributionTheoretical and experimental investigation of atmospheric transmittance: elaboration of spectral methods for estimation of its composition and calculation of transparency windows.
Original languageRussian
PublisherИздательский Центр «Академия»
Publication statusPublished - 1998

Fingerprint Dive into the research topics of 'ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОЗРАЧНОСТИ АТМОСФЕРЫ: РАЗРАБОТКА СПЕКТРОСКОПИЧЕСКИХ МЕТОДОВ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЕЕ СОСТАВА И РАСЧЕТА ОКОН ПРОЗРАЧНОСТИ'. Together they form a unique fingerprint.

Cite this

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОЗРАЧНОСТИ АТМОСФЕРЫ: РАЗРАБОТКА СПЕКТРОСКОПИЧЕСКИХ МЕТОДОВ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЕЕ СОСТАВА И РАСЧЕТА ОКОН ПРОЗРАЧНОСТИ

Результат исследований: Книги, отчёты, сборникиотчёт/доклад

Аннотация

Проведена теоретическая разработка общих методов расчета формы спектральных полос молекулярных газов на основе кинетической теории контуров с учетом эффектов интерференции линий и эффекта конечной длительности столкновений. Получены выражения для контура полосы в марковском пределе, определены условия применимости марковского приближения к описанию формы полос. Получены выражения, связывающие форму крыльев колебательно-вращательных полос со спектральной плотностью вращательных возмущений. Установлена зависимость интенсивности крыла полосы от структуры релаксационной матрицы. Выводы и основные соотношения общей теории контура использованы при разработке методов вычисления функций пропускания атмосферы. Разработан эффективных метод расчета, в основу которого положена модель варьируемого взаимодействия ветвей (ВВВ) колебательно-вращательных полос. При расчете контуров полос предложенным методом степень взаимодействия ветвей характеризуется эмпирическим коэффициентом Сb, который является единственным параметром модели. Остальные параметры, используемые при расчете этим методом, являются обычными параметрами линий, представленными в атласе атмосферных линий HITRAN. Разработанный метод был апробирован при обработке данных лабораторных исследований ИК-спектров ряда молекул (CO2, O3, CH3F, CH4). Произведен сравнительный анализ предложенного нами метода расчета с известным методом Розенкранца. Установлено, что модель ВВВ, не уступая в среднем по точности методу Розенкранца, обладает большей универсальностью и существенно лучше предсказывает форму контура в области крыльев линий. С использованием разработанных моделей проведены многочисленные расчеты функций пропускания в различных полосах поглощения СО2, O3, CH4. Показано существенное влияние интерференции линий на функции пропускания на касательных трассах, произведены оценки спектральных интервалов и высотного диапазона значимости этого эффекта.
Переведенное названиеTheoretical and experimental investigation of atmospheric transmittance: elaboration of spectral methods for estimation of its composition and calculation of transparency windows.
Язык оригиналарусский
ИздательИздательский Центр «Академия»
СостояниеОпубликовано - 1998

Fingerprint Подробные сведения о темах исследования «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОЗРАЧНОСТИ АТМОСФЕРЫ: РАЗРАБОТКА СПЕКТРОСКОПИЧЕСКИХ МЕТОДОВ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЕЕ СОСТАВА И РАСЧЕТА ОКОН ПРОЗРАЧНОСТИ». Вместе они формируют уникальный семантический отпечаток (fingerprint).

Цитировать