The Prose by Salinger and the Metaphysics of Gilles Deleuze

Nina F. Shcherbak, Alfredo Taunay

Результат исследований: Научные публикации в периодических изданияхстатья

Аннотация

Введение. Целью данной статьи является анализ прозы Сэлинджера (цикл «Девять рассказов» (1953), на примере рассказа «Хорошо ловится рыбка-бананка» (1948) и повести «Над пропастью во ржи» (1951). Новизна данного исследования определяется тем, что анализ проводится с использованием принципов, лежащих в основе метафизики французского пост-структуралиста Жиля Делеза (в частности, подытоженных в работе «Различие и повторение» (1968). Актуальность исследования определяется тем, что подобный анализ позволяет определить основные тенденции развития нарратива пост-авангарда, определить основные отличия в концепциях, лежащих в основе создания музыки и художественных произведений послевоенной эпохи. Методология и источники. Применяемый метод исследования обозначен нами как структурно-семантический анализ. В статье используются некоторые положения метафизики Жиля Делеза, которые нашли отражение в книге «Различиеповторение», анализируются в научных работах по теории искусства пост-авангарда. Данные положения позволяют выявить изоморфные связи, на которых строятся произведения Сэлинджера, определить структуру его произведений. Результаты и обсуждение. Сращивание кристаллообразной, зеркальноизоморфной структуры рассказов и фрагментов реального опыта чувств и ощущений героев создают собственное даже не «изображение», как пишет исследовательница И. Галинская, а «живую, звуковую тень рисунка», что позволяет не трактовать события в произведениях Сэлинджера, а создает особое настроение, ощущение у читателя. В этом смысле забавно замечание известного теоретика постмодернизма Хассана в отношении того, что в постмодернистской литературе место «Бога-Отца» занимает «ДухСвятой», что во многом соответствует концепту «ризомы» Делеза, положениях о ризоморфности причинно-следственных связей, «шизоанализе», а, следовательно, и специфик нового типа нарратива. Основные смыслы и значения в прозе Сэлинджера реализуются вне слов и понятий, вне сюжетной линии или композиции, проступают вместе с открытой, но достаточно стройной структурой, словно помимо воли автора. Нарочитая простота, минимальная лексическая загруженность, отсутствие явных причинно-следственных связей создают ощущение «транса», которое заставляет перечитывать рассказ вновь и вновь в попытке найти точную интерпретацию. Заключение. В одном из самых грустных рассказов Сэлинджера о судьбе послевоенного поколения возникает ощущение потустороннего, иного присутствия. Серия «статических повторений» (сюжетных ходов, мотивов, техник, лексических единиц) дает ощущение «различия», понимания, также как пристальное внимание к ситуации дает новые возможности решений и действий.
Язык оригиналаанглийский
Страницы (с-по)29-43
Число страниц15
ЖурналДискурс
Том6
Номер выпуска2
СостояниеОпубликовано - 10 мая 2020

Ключевые слова

  • ризома
  • различие и повторение
  • проза пост-авангарда
  • послевоенная американская литература

Fingerprint Подробные сведения о темах исследования «The Prose by Salinger and the Metaphysics of Gilles Deleuze». Вместе они формируют уникальный семантический отпечаток (fingerprint).

Цитировать