Коллекция русских архитектурных чертежей Национального музея в Стокгольме и путешествия императрицы Елизаветы Петровны в начале ее царствования: Актуальные проблемы теории и истории искусства — 2018: Тезисы докладов VIII Международной конференции / под ред. С. В. Мальцевой, Е. Ю. СтанюковичДенисовой, А. В. Захаровой. — СПб.: НП-Принт, 2018.

Екатерина Юрьевна Станюкович-Денисова

Результат исследований: Материалы конференцийтезисырецензирование

Аннотация

Выявленный в конце 1950-х годов значительный корпус русских архитектурных чертежей в коллекции Национального музея (Швеция), несмотря на свою известность, до сих пор не получил адекватного отражения в научных исследованиях. Он был обнаружен и первично исследован шведским ученым, в то время сотрудником Национального музея, Бьорном Хенриком Халльстремом, опубликовавшем его каталог в сопровождении краткого вступления, представляющего основные положения диссертации, в выпуске трудов музея (Nationalmusei skriftserie 9. Stockholm, 1963). Каталог, сразу же ставший библиографической редкостью, включал в себя сведения об около 400 чертежах, изображавших разные архитектурные сооружения на территории Российской империи первой половины XVIII в. Халльстрем разделил их на три группы: 1. единообразные чертежи городской застройки Санкт-Петербурга 1740-х годов; 2. архитектурные чертежи: рабочие чертежи или проекты; оригиналы и копии; 3. карандашные любительские рисунки. Самый крупный корпус материалов, содержащих большинство профессиональных чертежей (1 и часть 2 группы), отражает застройку Петербурга и пригородов петровского и аннинского времени. Именно он был полностью показан на выставке в Эрмитаже, привезенной из Швеции в 1961 г. Изучением этой части коллекции долгие годы занимался Ю.М. Денисов (1925–2001), однако ряд его исследований так и остался неопубликованным. Именно работы этих двух ученых заложили концептуальную и фактографическую основу последующих локальных исследований.
В дальнейшем отдельные чертежи привлекались петербургскими исследователями при обращении к различным архитектурным сюжетам и конкретным историческим зданиям и районам (А.Н. Воронихина, Н.В. Калязина, Е.И. Краснова, В.В. Антонов, Л.И. Бройтман, К.В. Малиновский, М.В. Николаева, Е.Ю. Барышникова (Станюкович-Денисова)). Предпринимались попытки дать интерпретации и петербургской части коллекции в целом (К.В. Малиновский, Е.В. Гусарова, А.Ю. Краснолуцкий, Е.Ю. Станюкович-Денисова). В 2017 г. чертежи были изданы издательством «Крига». Очевидно, что петербургская часть этой коллекций наиболее изучена и до сих пор является важнейшим изобразительным источником по архитектуре 1720–1740-х годов. Второй по объему и значимости представляется московская часть коллекции (Кремль, Немецкая слобода, Анненгоф, Коломенское, Измаилово и др.), к которой обращались А.Ф. Крашенинников. О.С. Евангулова и продолжают активно изучать Л.И. Иванова-Веэн, С.В. Клименко, Г.К. Смирнов и др. Остальные чертежи раскладываются на небольшие группы по несколько листов, относящихся к другим географическим пунктам, в том числе: городам (Тверь, Киев), монастырям (Троице-Сергиева Лавра), имениям (Братовщина, Перово, Покровское) и др. Следует заметить, что здесь доля карандашных любительских (специально исполненных?) рисунков возрастает. Б.Х. Халльстрем (1963) выдвинул гипотезу о том, что коллекция была сформирована голштинским воспитателем великого князя Петра Федоровича Фридрихом Вильгельмом Берхгольцем до 1745 г. Несмотря на ряд уточнений, сделанных различными исследователями, это предположение до сих пор сохраняется в виде основной версии. Ранее (2012) нами было предложено связывать состав коллекции с местами пребывания великого князя Петра Федоровича. Возможно эти графические материалы собирались с целью прославления и мемориализации Голштейского дома, например, в виде атласа-альбома. В начале своего царствования императрица Елизавета Петровна в сопровождении двора и великокняжеской четы предприняла ряд богомолий, среди которых несомненно выделялись Москва и путешествие на Украину (1744). В докладе предпринимается попытка на основе новых данных связать состав стокгольмских чертежей с маршрутами поездок императрицы Елизаветы Петровны, таким образом, очертив границы Российского государства глазами придворного свиты, голштинца из окружения Петра Федоровича.
Переведенное названиеThe Collection of Russian Architectural Drawings at the National Museum of Stockholm and the Journeys of Empress Elizaveta Petrovna at the Beginning of Her Reign: Actual Problems of Theory and History of Art — 2018: Abstracts of communications of the 8th International Conference. / Eds. S. V. Maltseva, E. Iu. Stanyukovich-Denisova, A. V. Zakharova. — St. Petersburg: NP-Print, 2018.
Язык оригиналарусский
Страницы505-508
Число страниц4
СостояниеОпубликовано - сен 2018
СобытиеVIII Международная конференция «Актуальные проблемы теории и истории искусства»: Международная научная конференция - МГУ–Государственная Третьяковская галерея, Москва, Российская Федерация
Продолжительность: 2 окт 20186 окт 2018
Номер конференции: VIII
https://actual-art.spbu.ru/
https://actual-art.spbu.ru/home/programma.html

конференция

конференцияVIII Международная конференция «Актуальные проблемы теории и истории искусства»
Сокращенный заголовокАктуальные проблемы теории и истории искусства
Страна/TерриторияРоссийская Федерация
Город Москва
Период2/10/186/10/18
Адрес в сети Интернет

Предметные области Scopus

  • Гуманитарные науки и искусство (все)

Ключевые слова

  • русская архитектура
  • XVIII век
  • императрица Елизавета Петровна
  • Петр III
  • Ф.В. Берхгольц
  • Москва
  • архитектурные чертежи
  • придворные путешествия
  • Петербург
  • Украина
  • Тессин-Хорлеманская коллекция
  • великий князь Петр Федорович
  • Ю.М. Денисов
  • Б. Халльстрем

Fingerprint

Подробные сведения о темах исследования «Коллекция русских архитектурных чертежей Национального музея в Стокгольме и путешествия императрицы Елизаветы Петровны в начале ее царствования: Актуальные проблемы теории и истории искусства — 2018: Тезисы докладов VIII Международной конференции / под ред. С. В. Мальцевой, Е. Ю. СтанюковичДенисовой, А. В. Захаровой. — СПб.: НП-Принт, 2018.». Вместе они формируют уникальный семантический отпечаток (fingerprint).

Цитировать