Результаты исследований: Научные публикации в периодических изданиях › статья › Рецензирование
Жизненные ориентиры как ресурс формирования системы ценностных ориентаций современных старшеклассников. / Данилова, Марина Викторовна.
в: Научно-педагогическое обозрение, Том 61, № 3(61), 20.06.2025, стр. 153-164.Результаты исследований: Научные публикации в периодических изданиях › статья › Рецензирование
}
TY - JOUR
T1 - Жизненные ориентиры как ресурс формирования системы ценностных ориентаций современных старшеклассников
AU - Данилова, Марина Викторовна
N1 - 117. Данилова М.В. Жизненные ориентиры как ресурс формирования системы ценностных ориентаций современных старшеклассников // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2025. Вып. 3 (61). С. 153-164. DOI:10.23951/2307-6127-2025-3-153-164
PY - 2025/6/20
Y1 - 2025/6/20
N2 - В статье представлены результаты анализа соотношения ценностных ориентаций и жизненных ориентиров учащихся старших классов. Выборку составили 270 учащихся 10-11 классов 15-17 лет (134 юноши и 136 девушек). Методики: анкета с социально-демографическими данными респондентов и вопросами о степени важности разных сфер жизнедеятельности; методика «Изучение особенностей формирования ценностных ориентаций»; уточненная и доработанная анкета жизненных ориентиров. Результаты: представлены данные о состоянии ценностных ориентаций учащихся старших классов, доработана анкета жизненных ориентиров для респондентов 15-17 лет и выявлены основные направления их жизненных ориентиров. Показано, что ценностные ориентации старшеклассников 15-17 лет не зрелы и слабо дифференцированы по содержательным характеристикам и поло-возрастному признаку. В этом заключается не только их слабость, но и ресурсы развития. Направленность ценностных ориентаций может формироваться вместе с жизненными ориентирами и на их основе, так как жизненные ориентиры являются более динамичным формированием и во многом опираются на непосредственные задачи возрастного развития, ясные и понятные старшеклассникам. Показано, что старший школьный возраст является сензитивным периодом для формирования ценностно-смысловой сферы личности, в особенности для развития жизненных ориентиров.
AB - В статье представлены результаты анализа соотношения ценностных ориентаций и жизненных ориентиров учащихся старших классов. Выборку составили 270 учащихся 10-11 классов 15-17 лет (134 юноши и 136 девушек). Методики: анкета с социально-демографическими данными респондентов и вопросами о степени важности разных сфер жизнедеятельности; методика «Изучение особенностей формирования ценностных ориентаций»; уточненная и доработанная анкета жизненных ориентиров. Результаты: представлены данные о состоянии ценностных ориентаций учащихся старших классов, доработана анкета жизненных ориентиров для респондентов 15-17 лет и выявлены основные направления их жизненных ориентиров. Показано, что ценностные ориентации старшеклассников 15-17 лет не зрелы и слабо дифференцированы по содержательным характеристикам и поло-возрастному признаку. В этом заключается не только их слабость, но и ресурсы развития. Направленность ценностных ориентаций может формироваться вместе с жизненными ориентирами и на их основе, так как жизненные ориентиры являются более динамичным формированием и во многом опираются на непосредственные задачи возрастного развития, ясные и понятные старшеклассникам. Показано, что старший школьный возраст является сензитивным периодом для формирования ценностно-смысловой сферы личности, в особенности для развития жизненных ориентиров.
KW - старшеклассники, ценности, смысложизненные ориентации, жизненные ориентации, жизненные ориентиры
UR - https://www.mendeley.com/catalogue/eaf84d69-3e5a-31ac-9003-ad549f205f9e/
U2 - 10.23951/2307-6127-2025-3-153-164
DO - 10.23951/2307-6127-2025-3-153-164
M3 - статья
VL - 61
SP - 153
EP - 164
JO - Научно-педагогическое обозрение
JF - Научно-педагогическое обозрение
SN - 2307-6127
IS - 3(61)
ER -
ID: 145016106